Диагностическая работа психолога в школе. Методики. Анкеты. Тесты. Программа для установки через интернет
Код | СИ-98.5 |
Авторы-составители | Билык Н. И. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | В помощь школьному психологу |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
В пособии представлен материал для психодиагностики учащихся, преподавателей ОО, родителей.
Пособие состоит из следующих разделов:
- "Методики";
- "Анкеты";
- "Тесты".
Предлагаемые методики, анкеты и тесты помогут обеспечить успешную социализацию учащихся, справиться с проблемами коммуникативности, сформировать навыки стрессоустойчивости, а также позволят педагогам проводить занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления и воображения.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows 7/8/8.1/10;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МB.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Методики для изучения личности
МЕТОДИКИ ДНЯ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Изучение личности учащихся – это не самоцель, а средство для организации эффективной воспитательной работы и сбора той психологической информации, которая необходима для осуществления индивид дуального педагогического подхода к каждому школьнику. Поэтому, прежде чем использовать предлагаемые ниже конкретные методики, школьный психолог должен предварительно собрать общие сведения о личности изучаемого. Собирать и систематизировать информацию об ученике, его социальном окружении, условиях жизни и воспитания в семье, психологических особенностях личности и т. д. можно с помощью следующей примерной программы:
I. Общие сведения о личности.
1. Фамилия, имя, отчество изучаемого.
2. Пол.
3. Возраст.
4. Номер школы и класс, где ученик учится.
5. Состояние здоровья и физическое развитие.
6. Условия семейного воспитания (состав семьи, социальное положение родителей, взаимоотношения в семье).
7. Краткая история жизни ученика (где воспитывался до школы, сколько лет обучается в данной школе).
II. Отношение к учебной деятельности.
1. Успеваемость ученика по основным предметам.
2. Отношение к учебе (увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрицательное).
3. Предметы, к которым проявляется повышенный интерес.
4. Предметы, к которым у ученика отсутствует интерес (причина).
5. Краткая характеристика особенностей основных познавательных процессов ученика (восприятия, мышления, памяти, внимания, речи).
6. Активен или пассивен на уроках.
7. Степень владения умениями и навыками самостоятельного умственного труда.
III. Отношение к трудовой и общественной деятельности.
1. Какие виды трудовых поручений выполняет в семье и в школе.
2. Участвует ли в общественно полезном и производительном труде.
3. Как относится к труду и результатам труда.
4. Какие виды общественных поручений выполняет.
5. Как относится к выполнению общественных поручений.
6. Какие качества личности проявляет при выполнении трудовых и общественных поручений (активность, самостоятельность, целеустремленность, пассивность, безынициативность и т. д.).
IV. Проведение досуга.
1. Как проводит свободное время.
2. Любимые занятия или дела на досуге.
3. Имеет ли устойчивый интерес к какой-либо отрасли знаний, культуры, виду деятельности.
4. Участвует ли в работе кружков, секций, факультативов.
5. Читает ли периодическую печать (газеты, журналы).
6. Занимается ли самовоспитанием и самообразованием.
V. Психологические особенности личности.
1. Направленность личности (жизненные цели, ценностные ориентации, убеждения, потребности).
2. Эмоционально-волевые качества личности (возбудимость, устойчивость, стабильность, настойчивость, выдержка и т. д.).
3. Особенности темперамента и типа нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность).
4. Основные черты характера ученика, его отношение к труду, коллективу, другим людям и к своей собственной личности.
5. Общие и специальные способности, которые наиболее ярко проявляются у школьника,
6. Доминирующие интересы и склонности.
7. Какими профессиями интересуется.
8. К какому типу профессий имеет склонности.
VI. Положение ученика в классном коллективе.
1. Какое положение занимает изучаемый ученик в коллективе (лидер, популярный, принятый, непопулярный, изолированный, отверженный).
2. Взаимоотношения ученика с активом класса.
3. Вступает ли с членами коллектива в конфликтные отношения.
4. Дружит с учениками своего класса или находит друзей вне классного коллектива.
5. Как относится к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям товарищей.
6. Стремится ли воздействовать на товарищей.
7. Имеются ли в классном коллективе близкие друзья.
Определение темперамента
Определение темперамента
Темперамент – одна из важнейших индивидуальных особенностей личности, которая проявляется в интенсивности, скорости и ритме протекания психических процессов и состояний, жизненном тонусе, форме эмоциональных реакций и общей внешней картине поведения человека. Он влияет на характер и стиль отношений человека с другими людьми, на успешность трудовой, учебной и иных видов деятельности. Учет особенностей темперамента школьников имеет важное значение в педагогической деятельности.
Напомним, что в психологии различают четыре основных типа темперамента:
1. Сангвинический. Человек-сангвиник характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений. Стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоциональные переживания быстро возникают и быстро сменяются. Легко и быстро переживает разного рода неудачи. Школьники-сангвиники обычно имеют широкий круг интересов и увлечений, много друзей. Они не всегда могут сосредоточиться на учебе, систематически заниматься каким-либо делом и доводить начатое до конца.
2. Холерический. Людям этого темперамента также свойственен высокий уровень психической активности, энергичность действий. Однако, в отличие от сангвиников, активность у холериков проявляется циклично: периоды бурной активности могут сменяться периодами депрессии, упадка активности. Холерик склонен к резким сменам настроения, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным. В отношениях с другими людьми он проявляет нередко резкость, вспыльчивость, прямолинейность. Школьники-холерики отличаются быстротой реакций, устойчивой увлеченностью каким-либо делом. На уроках они проявляют особенную активность, говорят быстро и горячо.
3. Флегматический. Человек с данным темпераментом характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью движений, невыразительностью мимики. Флегматику трудно переключаться с одного вида деятельности на другой и приспосабливаться к новой обстановке и новым людям. Чувства и побуждения к действиям возникают у флегматиков медленно, настроения и привязанности отличаются обычно постоянством» Начатое дело они, как правило, методично доводят до конца. Школьники-флегматики выделяются в классе замедленностью реакций и спокойным отношением к окружающему. На уроках они все делают не спеша, обдуманно, медленно входят в работу. Речь их спокойна, эмоционально слабо окрашена.
4. Меланхолический. К этому типу темпераменту относятся люди с низким уровнем психической активности, невысоким пределом работоспособности, замедленностью движений и быстрой утомляемостью. Чувства и эмоциональные переживания при слабом внешнем выражении отличаются у меланхоликов глубиной и устойчивостью. В неблагоприятных жизненных условиях у них могут развиваться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность. Школьники-меланхолики по быстроте и силе реакции близки к флегматикам, однако, отличаются от последних своим отношением к окружающему. Это, обычно, очень впечатлительные дети, требующие бережного отношения к себе. События и факты из окружающей действительности переживаются ими очень остро. У них могут проявляться такие черты характера, как застенчивость, скрытность, стремление к уединению.
Для определения принадлежности ученика к тому или иному темпераменту школьный психолог может использовать достаточно простую методику опросного типа, основанную на самооценке обследуемым особенностей своей личности. Школьникам раздаются бланки с напечатанным на них перечнем «жизненных показателей» каждого из четырех типов темперамента и предлагается отметить знаком «+» те качества личности (показатели), которыми они обладают.
Образец бланка
Если Вы:
1. неустойчивы, суетливы
2. невыдержанны, вспыльчивы
3. нетерпеливы
4. резки и прямолинейны в отношениях с людьми
5. решительны и инициативны
6. упрямы
7. находчивы в споре
8. работаете рывками
9. склонны к риску
10. незлопамятны и необидчивы
11. обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми патологиями речью
12. неуравновешенны, склонны к горячности
13. агрессивный забияка
14. нетерпеливы к недостаткам
15. обладаете выразительной речью
16. способны быстро действовать и решать
17. неустанно стремитесь к новому
18. обладаете резкими, порывистыми движениями
19. настойчивы в достижении поставленной цели
20. склонны к резким сменам настроения – то вы холерик.
Если Вы:
Определение типа нервной системы
Определение типа нервной системы
В основе темперамента лежит тот или иной прирожденный тип нервной системы: сильный – уравновешенный – подвижный (сангвиник), сильный – уравновешенный – инертный (флегматик), сильный – неуравновешенный (холерик), слабый (меланхолик). Как считал И. П. Павлов, темперамент есть не что иное, как проявление типа нервной системы в поведении и деятельности человека. Поэтому в педагогических целях важно устанавливать не только общую психологическую характеристику темперамента школьника но и выявлять его органическую основу – тип нервной системы. Предлагаемая ниже методика дополняет предыдущую. Путем оценки жизненных показателей основных свойств нервной системы, она позволяет устанавливать уровень выраженности силы, уравновешенности, подвижности цроцессов возбуждения и торможения и на этой основе ориентировочно определять тип нервной системы.
Тестирование осуществляется с помощью опросника, включающего три блока вопросов: первый блок (с 1 по 16 вопрос) рассчитан на выявление силы нервной системы, второй (с 17 по 32) – на выявление уравновешенности нервных процессов и третий (с 33 по 48) – на выявление подвижности нервных процессов. Опыт обычно проводится с группой школьников или с классом в целом.
Испытуемым раздаются бланки протокола опыта, шкала оценки свойств нервной системы (см. образцы) и сообщается следующая инструкция: «Сейчас Вам будут зачитаны 48 вопросов (утверждений), касающихся Вашего состояния и поведения в различных жизненных ситуациях. На каждый вопрос Вам необходимо дать утвердительный или отрицательный ответ, проставив соответствующий балл (согласно шкалы оценок) в протоколе опыта. Отвечать нужно быстро, точно. Степень выраженности у Вас того свойства или качества, о котором говорится в вопросе, оценивается при положительном ответе от +1 до +3 баллов, при отрицательном ответе от –1 до –3 баллов».
Обработка заполненных протоколов производится следующим образом. По каждому блоку вопросов отдельно подсчитывается сумма баллов со знаком «+», сумма баллов со знаком «–» и алгебраическая сумма баллов. Если алгебраическая сумма баллов по всем блокам вопросов получается со знаком «+», то это указывает на то, что нервная система у обследуемого сильная, уравновешенная, подвижная. Напротив, если сумма баллов имеет знак «–», то это указывает на слабость, неуравновешенность и инертность нервной системы. Кроме того, подсчитывается также уровень выраженности (в %) каждого из трех свойств нервной системы. Этот показатель определяется путем деления алгебраической суммы баллов на максимальное число баллов, которое испытуемый может набрать при испытаниях (+48) и умножением полученного частного на 100 (см. приводимый пример обработки данных). При оценке уровня выраженности того или иного свойства нервной системы следует руководствоваться следующей шкалой:
0–24 % – низкая степень выраженности
25–49 % – средняя степень выраженности
50 % и более – высокая степень выраженности.
В приводимом примере полученные данные показывают, что у обследованного школьника нервная система сильная – уравновешенная – подвижная. Уровень выраженности основных свойств нервной системы – средний. По совокупности всех этих показателей его можно отнести к сангвиническому темпераменту.
Диагностика умственного развития учащихся
Диагностика умственного развития учащихся
Для выявления уровня умственного развития учащихся среднего и старшего школьного возраста может быть использован тест ШТУР, разработанный в институте психологии АПН СССР. В отличие от теста Р. Б. Кеттола, он не нацелен на измерение коэффициента ума (JQ), а направлен на выявление уровня знаний, умений, степени сформированности у школьников различных умственных приемов и операций. Результаты тестирования позволяют вести определенную коррекционную работу с учащимися, разрабатывать педагогические рекомендации, направленные на устранение изъянов и пробелов в умственном развитии. В этом его важное практическое значение.
Тест ШТУР состоит из 6 субтестов или заданий:
1 и 2 направлены на выявление общей осведомленности, правильности понимания испытуемым различных естественно-научных и общественно-политических терминов и понятий;
3 – на выявление умения устанавливать аналогии, смысловые, логические, причинно-следственные и функциональные связи между предметами и понятиями;
4 – на установление умения выполнять логические классификации, выявлять общие признаки для группировки предметов и понятий в однородные группы;
5 – на выявление умения учащихся пользоваться мыслительной операцией обобщения;
6 – на нахождение принципа или правила, на основе которого строится тот или иной числовой ряд.
Все включаемые в субтесты примеры и понятия отобраны в результате психологического анализа, школьных учебных программ и учебников VI–X классов общеобразовательной школы. Использованные в заданиях примеры и понятия подбирались по основным циклам учебных дисциплин: естественному, гуманитарному и физико-математическому, т.е. все они так или иначе должны быть знакомы учащимся и усвоены ими в процессе поучения.
Тест ШТУР рассчитан на индивидуальное или коллективное применение, время выполнения регламентируется: 1 субтест – 8 мин., 2 – 4 мин., 3 – 10 мин., 4 – 7 мин., 5 – 8 мин., 6 – 7 мин. Вначале каждого основного задания решаются пробные, тренировочные примеры, экспериментатор поясняет, как их надо решать. Затем испытуемым дается инструкция, которая по содержанию в принципе такая же, как и при выполнении теста Кеттела. При обработке полученных данных каждый правильный ответ в 1, 2, 3, 4 и 6 субтестах оценивается баллом 1. В 5 субтесте («обобщения») в зависимости от точности выполнения обобщения используется двухбалльная шкала: правильный, точный ответ оценивается 2 баллами, менее точный, но близкий к, правильному, 1 баллом. Все набранные испытуемым баллы суммируются. Количественный показатель уровня умственного развития (в процентном выражении) рассчитывается путем деления набранной суммы баллов на максимально возможное число баллов по тесту (138). Результаты тестирования могут быть также выражены графически как в целом по тесту, так и по отдельным его заданиям» Кроме того, проводится качественный анализ результатов тестирования по следующим направлениям: а) какие задания выполняются лучше, а какие хуже; б) наиболее и наименее усвоенные понятия и циклы школьных дисциплин; в) типичные ошибки при установлении логических связей; г) степень владения операциями обобщения, классификации и т. д.
Определение основных сфер общения учащихся класса
Определение основных сфер общения
учащихся класса (референтных групп)
Известно, что одной из наиболее значимых потребностей школьника (особенно подростка) является потребность в общении. Именно через общение школьник познает себя и других людей, усваивает различные социальные нормы и ценности. В целях правильной и эффективной организации учебно-воспитательного процесса учителю необходимо знать, с кем общается ученик, какая группа (коллектив класса, компания друзей и т. д.) является для него референтной, т. е. такой, на ценности которой он ориентируется и нормы поведения которой разделяет.
Если ученик не находит в школе или в классе возможностей для удовлетворения потребности в общении, то это нередко приводит к возникновению ситуации изоляции, негативно влияющей на развитие личности школьника. Поэтому важно выявлять учащихся, испытывающих дефицит общения, и на этой основе определять направление работы по педагогической коррекции их «статуса» в системе межличностных отношений. В противном случае референтной для ученика может стать такая группа, нормы и ценности которой носят асоциальный характер.
Рекомендуемая ниже «референтометрическая» методика рассчитана как на индивидуальное, так и на коллективное (с классом в целом) применение. Учащимся предлагается 10 вопросов-ситуаций (см. список 1-А) и перечень окружающих их людей или групп, из которых необходимо сделать выбор (см. список 1-Б).
Список 1-А
1. С кем Вы поедете на экскурсию в другой город? _______________
2. С Вами случилась неприятность. Кому Вы об этом расскажете?
_________________________________________________________
3. Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем Вы его проведете? _______________________________________________________
4. Есть ли у Вас человек, с которым Вы стараетесь проводить больше времени? ___________________________________________________
5. Кто может указать Вам на Ваши недостатки, кого Вы больше послушаете? ______________________________________________________
6. Вы встретили человека, который Вам понравился. Кто поможет Вам правильно оценить его? ____________________________________
7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем Вы посоветуетесь об этом? ___________________________________________________________
8. Кто может быть для Вас примером в жизни? __________________
9. Кому Вы хотели бы понравиться больше всего? _______________
10. С кем Вы больше всего откровенны?________________________
Список 1-Б
1. Родители (мать, отец).
2. Родственники (дедушка, бабушка, дядя, тетя).
3. Брат, сестра.
4. Знакомый взрослый.
5. Друг (подруга) из своего класса.
6. Друг (подруга) из школы.
7. Друг (подруга) вне школы.
8. Знакомая девушка, знакомый юноша.
9. Товарищи по кружку, спортивной секции и т. д.
10. Товарищи по учебе в школе.
11. Компания приятелей вне школы.
12. Историческая личность.
13. Известный всем человек.
14. Литературный персонаж.
15. Учитель.
После краткого ознакомления со списками учащимся дается следующая инструкция: «Просим Вас под каждым вопросом списка 1-А вписать лиц, выбранных из списка 1-Б (не менее двух, но и не более пяти), причем первым укажите лицо наиболее значимое для Вас, вторым – значимое, но в меньшей степени, чем первое, третьим – значимое, но в меньшей степени, чем второе и т. д.».
По завершении выбора список 1-Б забирается экспериментатором (учителем, студентом), а школьникам предлагается оценить выбранные по каждому вопросу лица с помощью 5-балльной шкалы (баллом 5 отмечается лицо наиболее значимое, баллом 4 – менее значимое, чем первое и т. д.
Затем списки 1-А также собираются и подвергаются обработке.
В ходе обработки все упомянутые каждым учеником лица выписываются экспериментатором на отдельный листок и против каждого из них проставляется сумма баллов, набранная по результатам оценок школьника. Два-три лица, имеющие наибольшую сумму баллов, и составляют референтную для данного ученика группу общения, на ценности и нормы которой он ориентируется в своем поведении. Если эта группа находится вне классного коллектива, то отсюда следует, что класс не является для ученика значимой сферой общения. Если все же референтная группа находится в классе, а ученик тем не менее занимает изолированное положение в системе межличностных отношений, то причины его изолированности вероятнее всего следует искать в нем самом (эгоистическая направленность личности, грубость, замкнутость, повышенная застенчивость и т. д.). Выявление особенностей сферы общения позволяет экспериментатору определить основные направления коррекционно-педагогической работы с учащимися.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом