Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая программа, система уроков, презентации по УМК "Начальная школа XXI века". Программа для установки через Интернет
Код | СИ-816.2 |
Авторы-составители | Панченко Л. М., Бабакова Н. В. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС. Планирование учебной деятельности |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Пособие содержит рабочую программу и систему уроков изобразительного искусства с презентациями для 1 класса, разработанные в соответствии с основными положениями ФГОС НОО и ориентированные на работу по учебнику Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской, входящему в УМК "Начальная школа XXI века".
Представленная в пособии рабочая программа включает пояснительную записку, тематическое планирование системы уроков и педагогических средств, с помощью которых учителю предстоит решать задачи по освоению первоклассниками программного содержания предмета, формированию УУД и достижению качественных результатов обучения.
Система уроков с мультимедийным сопровождением содержит виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных умений, предлагающие обучающимся осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать учебно-практические задачи и находить пути их решения.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows 7/8/8.1/10;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 MB;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 MB;
- установленная программа Microsoft Office Power Point 2007 и выше для просмотра презентаций.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Урок 1. Кто такой художник? Освоение техники работы кистью и красками
Урок 1
Кто такой художник? Освоение техники
работы кистью и красками
Педагогические задачи: способствовать формированию представления о художнике; создать условия для развития умения различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой); содействовать овладению приемами работы красками и кистью, необходимыми для создания осеннего пейзажа.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой). Искусство видеть и творить. Кто такой художник? Все, что художник наблюдает и чувствует, он рассказывает в своих работах – в картинах, рисунках, скульптуре. Установка на эстетическое восприятие окружающего мира, произведений искусств. Эмоционально-образная характеристика осени как времени года, определение отличия осеннего неба от летнего или весеннего; наблюдение за разнообразием их форм и цвета. С помощью цвета художник передает разное настроение, создает нужный образ, выражает свое отношение к миру. Прославление красоты осени поэтами. Понятие «пейзаж». Красками, фломастерами или карандашами превращаем рисунок в осенний пейзаж. Рабочее место ученика на уроках изобразительного искусства. Художественные материалы и приемы работы с ними. Правила работы на уроке. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов – акварель.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них; умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради; формулирование ответов на вопросы учителя; выполнение работы согласно памятке и правилам работы на уроке изобразительного искусства и обращения с художественными материалами; логические – осуществление поиска необходимой информации (из материалов учебника, рабочей тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта);
• регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыв о готовом рисунке; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке принадлежностей и материалов;
• коммуникативные: уметь сотрудничать в диалоговых, групповых и коллективных учебных и художественных работах (умение договариваться, распределять работу, планировать общие способы работы, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат, согласовывать усилия по решению учебной задачи, учитывать позиции своих партнеров по общению и деятельности); полно и точно выражать свои мысли; взаимодействовать с учителем; слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания; договариваться и приходить к общему мнению.
Личностные: овладевают способностью к творческому развитию; эмоционально-ценностно относятся к природе и искусству; проявляют интерес к предмету.
Тип урока: постановочный/решение учебной задачи.
Образовательные ресурсы:
Зрительный ряд: П. Клее «Дороги и проселки», «Однажды возникнув во мгле ночи...», П. Пикассо «Хлеб и фрукты на столе», Дж. Моранди «Натюрморт», А. Бух «Осень», К. Моне «Стог сена в Живерни», В. Кандинский «Зимний пейзаж». Мультимедийная презентация «Осень».
Литературный ряд: А. Фет «Воздушный город», К. Бальмонт «Осень», З. Федоровская «Осень», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной...».
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Осенняя песня».
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Вы за лето отдохнули,
Подросли, набрались сил.
– Дети, вы готовы к школе? –
Наш учитель нас спросил.
А. Марюхин
– Сегодня наш первый урок будет совсем необычным. Я обещаю, что он будет интересным. А знаете ли вы, чем мы будем заниматься на уроках изобразительного искусства?
– На уроках изобразительного искусства вы будете учиться рисовать. Но кроме этого, я помогу вам научиться понимать, видеть красоту в работах художников, скульпторов, в окружающем мире.
Сколько в мире красок!
Сколько красоты!
Изобразительному искусству
Урок 2. Чем и как рисовали люди
Педагогические задачи: способствовать формированию представления о происхождении искусства; содействовать в выборе материала и инструментов для изображения; создать условия для развития умения изображать звуки окружающего мира и тишину.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Восприятие произведений искусства. Образная сущность искусства.
Опыт художественно-творческой деятельности. Формирование представлений о происхождении искусства. Как появилось изобразительное искусство? Наскальные рисунки: «Охотники», «Спящий бизон», «Бизон». Настроение и музыка в картинах.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – восприятие изобразительного искусства; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них; формулирование ответов на вопросы учителя; осуществление поиска информации в учебной литературе, книгах, журналах; логические – осуществление анализа рисунков, иллюстраций;
• регулятивные: принимать учебную задачу и планировать ее выполнение; адекватно воспринимать информацию;
• коммуникативные: уметь слушать собеседника, строить понятные высказывания.
Личностные: эмоционально-ценностно относятся к искусству.
Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.
Образовательные ресурсы:
Зрительный ряд: К. Бриттов «В мае. Зазеленело» (фрагмент), М. Аветисян «Джаджур», А. Герасимов «После дождя», Р. Фальк «Бухта в Балаклаве», К. Моне «Стог сена». Мультимедийная презентация «Произведения изобразительного искусства».
Музыкальный ряд: С. Прокофьев «Прогулка».
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
– Проверим, не забыли ли вы приготовить необходимые принадлежности к уроку.
Рисование не просто увлечение,
Это навыками овладение.
Мы учимся фантазировать, воображать,
Затем на бумаге акварелью изображать.
II. Работа по теме урока.
Словесно-иллюстрированный рассказ с элементами беседы «Что такое изобразительное искусство?».
– Что относится к изобразительному искусству?
– Где мы можем встретить произведения искусства?
– Кто из вас был в музеях?
– Какие произведения искусства мы можем видеть в музеях?
– Давайте совершим экскурсию по музею, где хранятся произведения искусства. Нашу экскурсию в музей сопровождает музыкальное произведение С. Прокофьева «Прогулка».
Просмотр презентации «Произведения изобразительного искусства» (презентацию учитель готовит самостоятельно).
– Вы видите, ребята, что художники пишут картины на разные темы. Это и пейзаж, и натюрморт, и портрет, и бытовой жанр, и многое другое.
– Расскажите, как появилось изобразительное искусство?
Рассматривание иллюстраций в учебнике.
– Как вы думаете, когда и кем были сделаны эти рисунки?
– Эти рисунки выполнены очень давно самыми первыми художниками в мире – древними людьми. Они жили в пещерах, охотились на животных, собирали плоды и ягоды. И об этом мы узнали на их рисунках. Такие рисунки невозможно поместить в музее, потому что они нарисованы на скалах. Наскальная живопись сохранилась до нашего времени.
Физкультминутка
БАБОЧКА
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
III. Творческая практическая работа.
– Художник должен слышать звуки окружающего мира, чувствовать запахи. Вслушайтесь в мир звуков. Попробуйте нарисовать эти звуки и тишину.
IV. Итог урока. Рефлексия.
Организация выставки работ учащихся.
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Савенкова, Л. Г. Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1–4 классы [Текст] / Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. – М. : Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.
2. Савенкова, Л. Г. Изобразительное искусство. 1 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. – М. : Вентана-Граф, 2017.
3. Савенкова, Л. Г. Изобразительное искусство: 1 класс [Текст] : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. организаций / Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, Н. В. Богданова. – М. : Вентана-Граф, 2017.
4. Ермолинская, Е. А. Изобразительное искусство. 1 класс. органай-зер для учителя [Текст] : методические разработки уроков / Е. А. Ермолинская. – М. : Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
5. Примерное поурочное планирование по программе «Изобразительное искусство» для 1 класса [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.vgf.ru/tabid/197/Default.aspx
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи курса1
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В федеральном базисном учебном плане в 1 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 33 часа (33 учебные недели). Предмет «изобразительное искусство» в 1 классе может быть интегрирован с предметом «Технология» в единый курс.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий, что представлено далее в табличной форме.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА2
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Урок 27. Акварель
Педагогические задачи: способствовать ознакомлению учащихся с описанием подснежников в поэтических произведениях; создать условия для развития умения рисовать подснежники акварелью.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Виды художественной деятельности. Красота и разнообразие природы, выраженные средствами рисунка.
Опыт художественно-творческой деятельности. Различение звуков природы и окружающего мира. Техника (прием) работы акварелью «по-сырому». Акварель ( от лат. аква – вода) – краски, которые любят воду. Рисунки, выполненные акварелью и гуашью. Подснежники. Наблюдение за первыми весенними цветами.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из учебника; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, создание рисунка на заданную тему; логические – сравнение картин, выполненных акварелью, с картинами, нарисованными гуашью; умение строить рассуждения в форме простых суждений об объекте; постановка и решение проблемы – формулирование проблемы (создание композиции), осуществление поиска путей ее решения;
• регулятивные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность;
• коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно находить ответы на вопросы.
Личностные: эстетически воспринимают родную природу.
Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.
Образовательные ресурсы:
Зрительный ряд: образцы рисунков подснежника, выполненные акварелью. Мультимедийная презентация.
Музыкальный ряд: запись звуков из окружающего мира.
Литературный ряд: И. П. Соловьёв «Подснежник», А. Майков «Подснежник».
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Добрый день, мои роднульки!
Мы не виделись давно.
Все такие красотульки,
Вот бы снять вас всех в кино!
Подросли, серьезней стали,
Но не будем долго ждать.
В нашем доме – в нашем классе –
Урок будем начинать!
II. Актуализация знаний.
– Наступила весна. Весна – самое долгожданное и самое красивое время года. Прошли морозы. Отзвенела капель. Оттаяло и согрелось солнце. Земля скинула с себя белые простыни снега и лежит влажная и тяжелая. Сырой и хмурый лес вздрагивает от падения капель с ветвей и прислушивается к неумолчному рокоту талой воды… Природа проснулась. Вокруг многозвучие…
– Предлагаю вам провести исследование – различить звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, гул падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, звуки машин, голоса людей в школе, в лесу).
Ученики слушают запись звуков природы и окружающего мира, называют их.
– Человеку легче дышится весной. Весна – это светлый праздник рождения природы. Весной на земле начинается новая жизнь: распускаются почки на деревьях; в поле появляется робкая зелень травы; жуки, мухи, бабочки выползают из щелей и греются на солнце, чуть помахивая слабыми крылышками; вылезает отощавший за зиму медведь. Все живое и еще малосильное население лесов, озер, полей, едва двигаясь, тянется к солнечному теплу. Вот появился первый подснежник.
Учитель обращает внимание на иллюстрации подснежников, выполненные гуашью, и живые цветы подснежников.
ПОДСНЕЖНИК
В саду, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку.
Потом потянулся
из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна;
Скажите, ведь правда, что это весна?»
И. П. Соловьёв
ПОДСНЕЖНИК
Голубенький, чистый,
Подснежник-цветок!
Урок 29. Рисование животных из клякс
Урок 29
Рисование животных из клякс
Педагогические задачи: способствовать развитию умений замечать красивое и необычное в окружающем мире, видеть форму предмета, расположение его в пространстве, соотношение величин, передавать красоту окружающего мира в своей работе; содействовать овладению навыками изображения на плоскости, освоению техники работы кистью и палочкой, монотипии (кляксографии); создать условия для выполнения правил работы и обращения с художественными материалами.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Виды художественной деятельности. Красота и разнообразие природы, предметов, выраженные средствами рисунка.
Опыт художественно-творческой деятельности. Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, кляксографии. Монотипия. Освоение техник работы «от пятна» и «по-сырому». Превращение кляксы в животное. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Художники любят придумывать необычные и даже смешные вещи и давать им непривычные названия.
Форма. Рисование и украшение кистью ваз разных форм на основе собственных наблюдений и под впечатлением.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – владение правилами работы и обращения с художественными материалами; грамотное и ясное выражение своей мысли; логические – умение видеть окружающую действительность в эстетической форме и отражать ее в сознании и творчестве автора;
• регулятивные: проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы; достигать гармонии с окружающими;
• коммуникативные: уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя или партнера по деятельности, строить коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции партнера, обосновывать и доказывать свою точку зрения, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь, интересно рассказывать о своих наблюдениях, находках, впечатлениях, представлениях, согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи.
Личностные: проявляют способность к художественно-творческой (изобразительной) деятельности.
Тип урока: комбинированный/решение учебной задачи.
Образовательные ресурсы.
Зрительный ряд: мультимедийная презентация.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Волшебный, живописный мир!
Теперь знакомы мы с тобой!
В нем чувств и красок, жанров пир!
Он полон красотою!
II. Изучение нового материала.
– Сегодня у нас необычный урок. Послушайте сказку:
«Однажды художник открыл баночку с коричневой краской. Краска сердито выскочила из баночки на середину белого листа. На нем появилась клякса, которая стала медленно расти и превратилась в кота…»
– Посмотрите, как это происходило (работа по подсказке, см. учебник).
– Клякса. Что можно сделать с ней?
– Вы хотите попробовать научиться рисовать с помощью клякс?
– Эта техника называется «монотипия».
– Монотипия – это графическая техника. Состоит из двух древнегреческих слов: моно – один, типия – отпечаток. На гладкой поверхности: стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один. Количество красок в монотипии – любое. Начинающему графику в качестве гладкой поверхности можно использовать бумагу и на бумаге же отпечатать рисунок.
Монотипия как вид искусства максимально пробуждает фантазию и образное мышление. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из красок.
Показ учителем техники выполнения работ.
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся (опустить голову, руки на коленях, спину расслабить).
Больше спать не захотел (встать из-за парты).
Шевельнулся, потянулся (плавное движение руками).
Взвился вверх и полетел (смотреть на кончики пальцев).
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом