Комплексная коррекционная образовательная программа развития детей 4-7 лет
Код | 3144 |
Авторы-составители | Мазанова Е.В. |
Издательство | Учитель, 2014 |
Серия | ДОУ компенсирующего вида |
ISBN | 978-5-7057-3623-2 |
Страниц | 170 |
УДК | 376 |
Штрихкод | 9785705736232 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 8 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 125 г |
Подробное описание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Решение данной проблемы возможно через создание рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной общеобразовательной и коррекционных программ.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 4–7 лет, зачисленных в группу компенсирующей или комбинированной направленности ДОУ. Она определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в речевом развитии детей.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р. Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной.
Основная база программы.
1. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. О. Березина [и др.] ; науч. рук. А. Г. Асмолов ; рук. авт. колл. Н. В. Федина. – М. : Просвещение, 2011.
2. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина // Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольн. образоват. учреждений компенсирующего вида. – М. : Просвещение, 2010.
Программа составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. Программа включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей согласно их возрастным и индивидуальным особенностям по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
При подготовке мы также обращалась к материалам сборника ведущих специалистов факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А. Г. Герцена (Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001); к системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, рекомендованной Т. А. Ткаченко (Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 и 6 лет : пособие для воспитателей, логопедов и родителей. М.: ГНОМ и Д, 2003), Н. В. Нищевой (Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010), а также программе коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада Н. В. Нищевой (СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010).
Тип программы.
Комплексная коррекционная образовательная программа для детей с ОНР 4–7 лет.
Цель программы.
1. Обеспечение коррекции недостатков в речевом развитии детей и оказание им помощи в освоении основной общеобразовательной программы ДОУ.
2. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольников.
Основные задачи коррекционного обучения.
1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
3. Развитие слоговой структуры слова, способствующей усвоению навыка слогового анализа и синтеза, в целях предупреждения возможных нарушений процессов языкового анализа и синтеза на этапе начального школьного обучения.
4. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР.
5. Формирование грамматического строя речи.
6. Развитие связной речи дошкольников.
7. Формирование предпосылок для обучения письму и чтению.
8. Развитие коммуникативной деятельности для формирования коммуникативной компетентности дошкольников в целях дальнейшей успешной социализации.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к организованной групповой деятельности, организовать индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, интегрировать детей в образовательном учреждении и способствовать освоению ими программы, создать предпосылки для дальнейшего обучения.
Отличительные черты программы.
1. Возможность построения системы непрерывного коррекционного обучения в течение 3 лет.
2. Комплексность (сочетание общеобразовательной и коррекционной программы).
3. Включение ребенка в коррекционно-логопедическую работу в любом дошкольном возрасте, начиная со второй младшей группы.
4. Внесение изменений в предельную недельную нагрузку (по сравнению с ранее существующими коррекционными программами) в соответствии с нормами СанПиН (2010 г.).
5. Сокращение количества часов, отведенных ранее для логопедических занятий, во всех возрастных группах в целях соотнесения общего количества занятий в неделю с предельной нагрузкой, рекомендованной СанПиН для детей данных возрастных групп.
6. Более раннее начало работы по формированию навыков фонематического анализа и подготовке к обучению грамоте (с I периода в старшей группе).
7. Более мягкий переход количества групповых коррекционных занятий от второй младшей и средней групп к старшей и далее к подготовительной группе. Это удалось за счет частичной передачи коррекционных часов воспитателя логопеду (часы для развития речи).
8. Внесены изменения в периоды обучения во всех логопедических группах: I период – сентябрь, октябрь, ноябрь; II период – декабрь, январь, февраль; III период – март, апрель, май (время фронтальных и индивидуальных логопедических занятий); IV период – июнь (индивидуальная работа).
9. Разработана балловая система оценки планируемых результатов освоения детьми коррекционной программы в образовательной области «Коммуникация» (определение уровня речевого развития) с учетом специфических особенностей детей с ОНР во всех возрастных группах.
В программе заложены оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности. Свободное время для самостоятельной игры ребенка выделяется и в первой, и во второй половине дня. В соответствии с нормами СанПиН часть часов, отведенных для организованной деятельности, определена во второй половине дня в группах для детей старшего дошкольного возраста.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач программы обеспечивается благодаря комплексному подходу к коррекции речевой патологии, тесному сотрудничеству специалистов педагогического и психологического профилей и родителей.
Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей. Реализация принципа комплексности предусматривает взаимосвязь в работе логопеда, психолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, родителей.
Так, работой по разделу программы «Коммуникация» руководит учитель-логопед, а остальные участники педагогического процесса выполняют его рекомендации в ходе планирования своих занятий.
В работе по разделу «Познание» участвуют педагог-психолог, воспитатели, учитель-логопед. Руководство данной работой разделено на несколько блоков: сенсорным развитием руководит педагог-психолог; ведущим специалистом в работе по ознакомлению с окружающим, развитию пространственно-временных и элементарных математических представлений, ознакомлению с художественной литературой и разделу «Художественное творчество» является воспитатель. Ведущая роль в осуществлении музыкального развития принадлежит музыкальному руководителю, что включено в образовательную область «Музыка», а инструктор по физическому воспитанию является руководителем физического развития детей и ответственен за блок в образовательной области «Физическая культура»; логопед и воспитатель включают в свое планирование упражнения, рекомендованные данными специалистами. Однако здесь можно наблюдать и обратную связь: так, учитель-логопед в целях развития ритмико-слоговой структуры дает рекомендации музыкальному руководителю, для развития конструктивного праксиса подбирает задания для воспитателей и дает рекомендации по подбору упражнений в этом направлении.
Воспитатель осуществляет выполнение всех остальных разделов программы развития и обучения детей коррекционной группы ц целях реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.
Таким образом, целостность программы обеспечивается установлением связей между разными сферами и видами деятельности ребенка, взаимосвязи специалистов, участвующих в педагогическом процессе, и родителями.
В программе представлены организация и содержание коррекционно-развивающей групповой организованной деятельности во всех возрастных группах, даны рекомендации по созданию предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и в групповом помещении, приведены методические рекомендации по организации работы логопеда с родителями.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы специалистов во всех группах в соответствии с требованиями программы и современными федеральными требованиями является тематический подход в сочетании с реализацией принципа онтогенеза. Это позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог выполняет руководящую роль в развитии когнитивных и речевых возможностей детей, особенно на ранних этапах коррекционной работы. Такой подход обеспечивает многократное повторение изучаемого материала, с одной стороны, парциальное его включение в работу – с другой. Это дает возможность успешно накапливать речевые средства и активно использовать их в коммуникативных целях, что вполне соответствует решению как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.
Опыт апробации программы.
Программа апробирована в течение шести лет автором и учителями-логопедами детских садов промышленного района города Самара, специалистами других городов Самарского региона: Новокуйбышевск, Тольятти, Отрадный, Чапаевск.
Содержание
Пояснительная записка 3
Обязательная часть коррекционной образовательной программы для детей с ОНР 10
Возрастные и индивидуальные особенности детей с ОНР 10
Система общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями 15
Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи 18
Приоритетные направления и преемственные связи в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом особенностей развития детей с ОНР 21
Организация режима пребывания детей с ОНР в группах компенсирующей направленности в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида 47
СРЕДНЯЯ ГРУППА 50
Характеристика речи детей пятого года жизни с ОНР 50
Организация деятельности детей с ОНР 51
Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР 60
СТАРШАЯ ГРУППА 87
Характеристика речи детей шестого года жизни с ОНР 87
Особенности организации коррекционной работы с детьми с ОНР 91
Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР 99
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА 123
Характеристика речи детей седьмого года жизни с ОНР 123
Организация деятельности в подготовительной группе в течение дня 126
Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР 136
Планируемые результаты освоения детьми коррекционной программы (промежуточная и итоговая оценка) 163
Литература 168
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом