Физическая культура. 4 класс: система уроков по учебнику А. П. Матвеева. УМК "Перспектива"
Код | 5160 |
Авторы-составители | Патрикеев А. Ю. |
Издательство | Учитель, 2014 |
Серия | ФГОС. Поурочное планирование |
ISBN | 978-5-7057-3568-6 |
Страниц | 373 |
УДК | 372.016:796*04 |
Штрихкод | 9785705735686 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 210 x 16 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 265 г |
Предназначено учителям физической культуры, руководителям методических объединений общеобразовательных учреждений; рекомендовано студентам педагогических учебных заведений.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Четвертый класс является важным этапом в физическом развитии ребенка. На уроках физической культуры много времени уделяется гимнастике, спортивным играм. Командные игровые виды спорта способствуют развитию ловкости, координации движений, упорства в достижении цели, умения действовать в команде.
Занятия рассчитаны на 40–45 минут, они состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной. На вводную часть отводится 7–10 минут, основную – 20–25 минут, заключительную – 5–10 минут. Время, отведенное на различные части занятия, может варьироваться.
Учителю следует рационально распределять время на уроке. Не следует много времени отводить на объяснение плана занятия, подробные пояснения к выполнению общеразвивающих упражнений. В разминке упражнения выполняются без перерыва.
Кроме того, в каждой школе приход детей на урок может быть организован по-разному. Часто учитель сам забирает учеников из класса и ведет в спортивный зал. А это значит, что он здоровается с ними еще в классе, поэтому при построении команда: «Здравствуйте, ребята!» – будет звучать неуместно. Но если школьников на урок физкультуры приводит другой учитель или они приходят сами, тогда, построив и подравняв детей, следует с ними поздороваться.
Необходимо поддерживать общую динамику урока, а также разъяснять тактические уловки в спортивных играх: их следует давать во время самой игры, на время останавливая игроков и показывая возможные варианты развития событий, после чего дети снова продолжают игру с того места, где она была остановлена.
Разминочные упражнения повторяются редко. Это сделано преднамеренно, так как наша задача – научить детей приспосабливаться к любым двигательным действиям.
Некоторые уроки необходимо проводить на улице, но погода непредсказуема, поэтому иногда приходится переносить уроки на более позднее время согласно прогнозу погоды. Главное – постараться не откладывать на последние дни в четверти тестовые уроки, так как желательно иметь в запасе несколько дней, чтобы успеть протестировать всех учеников и не зависеть от капризов погоды.
Некоторые уроки посвящены теоретическому материалу. Проводить беседу по теме урока лучше до бега, пока ученики стоят в одну шеренгу, а затем продолжить ее во время дыхательных упражнений и т. д.
На каждом уроке нужно обязательно обращать внимание учеников на правильную осанку и на расслабление мышц после каждого трудного упражнения.
Пособие состоит из двух частей. В первой части содержатся уроки, определены основные темы и задачи занятий, а также имеется описание упражнений, заданий и спортивных игр. Уроки рассчитаны на два занятия в неделю и сформированы на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальные классы» (М. : Просвещение, 2006).
Вторая часть пособия содержит приложения, в которых представлены описания игр, тестов и контрольных упражнений, сценарии уроков по гимнастике в случае невозможности проведения занятий в бассейне.
Предусмотрено и проведение третьего часа физической культуры, полезнее всего в большей степени посвятить его гимнастике.
Каждый урок имеет свой порядковый номер согласно годовому плану; второй номер, записанный в скобках, – порядковый номер данного урока в этой четверти.
Распределение материала по часам
№ п/п |
Название раздела программы |
Количество часов |
1 |
Теория физической культуры |
6 |
2 |
Гимнастика с элементами акробатики |
16 |
3 |
Легкая атлетика |
10 |
4 |
Лыжная подготовка |
12 |
5 |
Плавание |
14 |
6 |
Подвижные игры |
10 |
Всего |
68 |
Схема распределения материала по часам дана в соответствии с «Программой по физической культуре для начальных классов» (М.: Просвещение, 2006).
Распределение учебного материала по четвертям
Название раздела |
Всего |
Учебные четверти |
|||
I |
II |
III |
IV |
||
Теория физической культуры |
6 |
3 |
3 |
0 |
0 |
Гимнастика |
16 |
5 |
11 |
0 |
0 |
Легкая атлетика |
10 |
5 |
0 |
0 |
5 |
Лыжная подготовка |
12 |
0 |
0 |
12 |
0 |
Плавание |
14 |
0 |
0 |
8 |
6 |
Подвижные игры |
10 |
5 |
0 |
0 |
5 |
Всего: |
68 |
18 |
14 |
20 |
16 |
К концу учебного года по разделу «Теория физической культуры (ТФК)» ученики должны получить следующие знания:
· роль и значение занятий физическими упражнениями в подготовке солдат русской армии;
· значение физической подготовки и ее связь с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения;
· влияние физической нагрузки на организм занимающихся и основные правила ее регулирования;
· возможные причины травматизма при занятиях физическими упражнениями и профилактика травматизма.
По разделу «Физическое совершенствование» ученик научится:
Гимнастика:
· выполнять простейшие акробатические комбинации;
· выполнять опорный прыжок через гимнастического козла.
Легкая атлетика:
· выполнять прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание»;
· стартовать из низкой стойки;
· правильно финишировать;
· выполнять стартовое ускорение.
Лыжная подготовка:
· передвигаться на лыжах одновременным двухшажным и одновременным одношажным ходом.
Плавание:
· выполнять скольжение на спине, руки вдоль туловища;
· выполнять попеременно гребки правой и левой рукой;
· плавать кролем на спине;
· играть в игры «Торпеды», «Водолазы».
Подвижные игры:
· выполнять элементы футбола: командные действия игроков, играть в футбол;
· играть в баскетбол, выполнять командные действия игроков;
· играть в пионербол, выполняя элементы волейбола: передачу мяча через сетку (кулаком снизу и двумя руками сверху); передачу мяча в парах.
Ученик получит возможность научиться вести тетрадь по физической культуре.
Автор-составитель выражает благодарность за помощь в создании пособия Ирине Юрьевне Патрикеевой, кандидату педагогических наук, доценту; Юрию Васильевичу Тюренкову, доценту.
Содержание
Введение 3
I ЧЕТВЕРТЬ 7
Урок 1. Тема: Строевые упражнения 7
Урок 2. Тема: Тестирование бега на 30 м с высокого старта 11
Урок 3. Тема: Перекаты, кувырок вперед 14
Урок 4. Тема: Тестирование челночного бега 3 ґ 10 м с высокого старта 18
Урок 5. Тема: Роль и значение занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в русской армии 21
Урок 6. Тема: Кувырок вперед 25
Урок 7. Тема: Правила и особенности спортивной игры футбол 27
Урок 8. Тема: Тестирование метания мешочка на дальность 31
Урок 9. Тема: Усложненные кувырки вперед 34
Урок 10. Тема: Физическая подготовка и ее связь с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения 37
Урок 11. Тема: Командные действия в спортивной игре футбол 39
Урок 12. Тема: Игровые упражнения с кувырками 42
Урок 13. Тема: Спортивная игра футбол 44
Урок 14. Тема: Тестирование прыжка в длину с места 47
Урок 15. Тема: Кувырок назад 50
Урок 16. Тема: Тестирование подъема туловища из положения лежа на спине за 30 секунд 54
Урок 17. Тема: Тестирование наклона вперед из положения стоя 56
Урок 18. Тема: Кувырок назад 60
Урок 19. Тема: Тестирование подтягивания в висе и отжимания 61
Урок 20. Тема: Тестирование броска мяча в горизонтальную цель 63
Урок 21. Тема: Акробатические элементы 67
Урок 22. Тема: Тестирование виса и проверка волевых качеств 72
Урок 23. Тема: Подвижная игра пионербол 74
Урок 24. Тема: Акробатические элементы 78
Урок 25. Тема: Подачи и передачи мяча в парах 80
Урок 26. Тема: Подвижные игры с элементами волейбола 81
Урок 27. Тема: Лазанье по гимнастической стенке 84
II ЧЕТВЕРТЬ 89
Урок 28 (1). Тема: Организационные, вспомогательные и методические средства управления на уроке физической культуры 89
Урок 29 (2). Тема: Причины травматизма на занятиях физическими упражнениями и его профилактика 94
Урок 30 (3). Тема: Лазанье по гимнастической стенке спиной к опоре 96
Урок 31 (4). Тема: Оказание первой помощи при мелких травмах (легких ушибах, царапинах, ссадинах, потертостях) 99
Урок 32 (5). Тема: Акробатические соединения 103
Урок 33 (6). Тема: Упражнения на кольцах 106
Урок 34 (7). Тема: Акробатические соединения и правила их составления 110
Урок 35 (8). Тема: Акробатическое соединение 114
Урок 36 (9). Тема: Вис прогнувшись на кольцах 116
Урок 37 (10). Тема: Подтягивания на высокой перекладине 118
Урок 38 (11). Тема: Висы и подтягивания на высокой перекладине 121
Урок 39 (12). Тема: Перевороты вперед и назад на кольцах 123
Урок 40 (13). Тема: Лазанье по гимнастической стенке 126
Урок 41 (14). Тема: Подводящие упражнения для разучивания опорного прыжка 130
Урок 42 (15). Тема: Выкрут на кольцах 133
Урок 43 (16). Тема: Техника опорного прыжка 135
Урок 44 (17). Тема: Опорный прыжок с трех шагов 138
Урок 45 (18). Тема: Упор углом на кольцах 140
Урок 46 (19). Тема: Опорный прыжок с разбега 144
Урок 47 (20). Тема: Техника выполнения опорного прыжка (контрольный урок) 147
Урок 48 (21). Тема: Махи на кольцах 149
III ЧЕТВЕРТЬ 152
Урок 49 (1). Тема: Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом 154
Урок 50 (2). Тема: Передвижение на лыжах с палками ступающим и скользящим шагом 156
Урок 51 (3). Тема: Махи на кольцах 158
Урок 52 (4). Тема: Попеременный двухшажный ход на лыжах с палками 162
Урок 53 (5). Тема: Одновременный одношажный ход на лыжах с палками 164
Урок 54 (6). Тема: Вращение обруча 166
Урок 55 (7). Тема: Одновременный двухшажный ход на лыжах с палками 169
Урок 56 (8). Тема: Чередование шага и хода во время прохождения дистанции на лыжах 172
Урок 57 (9). Тема: Лазанье по канату в три приема 175
Урок 58 (10). Тема: Подъемы и спуски с палками на лыжах 179
Урок 59 (11). Тема: Техника торможения и поворотов на лыжах 182
Урок 60 (12). Тема: Лазанье по канату в два приема 185
Урок 61 (13). Тема: Подвижная игра на лыжах «Прокатись через ворота» 187
Урок 62 (14). Тема: Подвижная игра на лыжах «Подними предмет» 188
Урок 63 (15). Тема: Упражнения со скакалками 191
Урок 64 (16). Тема: Спуск на лыжах с палками со склона «змейкой» 195
Урок 65 (17). Тема: Прохождение дистанции 1000 метров на лыжах на время 198
Урок 66 (18). Тема: Прыжки в скакалку 201
Урок 67 (19). Тема: Техника плавания стилем кроль 203
Урок 68 (20). Тема: Игра на воде «Торпеды» 206
Урок 69 (21). Тема: Прыжки в скакалку в тройках 208
Урок 70 (22). Тема: Плавание с плавательной доской 212
Урок 71 (23). Тема: Знакомство со стилем плавания брасс 214
Урок 72 (24). Тема: Прыжки в скакалку в тройках 216
Урок 73 (25). Тема: Техника плавания стилем брасс 218
Урок 74 (26). Тема: Подвижная игра в воде «Водолазы» 220
Урок 75 (27). Тема: Стойка на голове 222
Урок 76 (28). Тема: Свободное плавание. Ознакомление со способами оказания первой помощи на воде 227
Урок 77 (29). Тема: Развитие выносливости с помощью плавания 230
Урок 78 (30). Тема: Стойка на руках 232
IV ЧЕТВЕРТЬ 235
Урок 79 (1). Тема: Скольжение по воде на спине 235
Урок 80 (2). Тема: Скольжение на спине с попеременной работой рук и ног 238
Урок 81 (3). Тема: Стойка на голове и руках 240
Урок 82 (4). Тема: Скольжение на спине с одновременной работой рук 244
Урок 83 (5). Тема: Плавание стилем кроль на спине 247
Урок 84 (6). Тема: Повторение акробатических упражнений 249
Урок 85 (7). Тема: Подвижная игра в воде «Кто быстрее с буквами?» 250
Урок 86 (8). Тема: Тестирование плавания на 50 м 252
Урок 87 (9). Тема: Упражнения на уравновешивание предметов 254
Урок 88 (10). Тема: Техника прыжка в высоту способом «перешагивание» 259
Урок 89 (11). Тема: Прыжок в высоту способом «перешагивание» с разбега 263
Урок 90 (12). Тема: Упражнения на уравновешивание предметов 265
Урок 91 (13). Тема: Прыжки в высоту способом «перешагивание» с разбега 267
Урок 92 (14). Тема: Командные действия игроков в спортивной игре баскетбол 270
Урок 93 (15). Тема: Круговая тренировка 272
Урок 94 (16). Тема: Спортивная игра баскетбол 276
Урок 95 (17). Тема: Баскетбол: комбинации и обманные действия игроков 280
Урок 96 (18). Тема: Круговая тренировка 282
Урок 97 (19). Тема: Тестирование беговых упражнений 283
Урок 98 (20). Тема: Командная подвижная игра «Хвостики» 286
Урок 99 (21). Тема: Круговая тренировка 289
Урок 100 (22). Тема: Бег на 1000 м 292
Урок 101 (23). Тема: Подвижные игры 294
Урок 102 (24). Тема: Круговая тренировка 297
ПРИЛОЖЕНИЯ 298
Приложение 1. Рекомендации по проведению тестирования 298
Приложение 2. Подвижные игры 303
Приложение 3. Уроки, проводимые вместо занятий в бассейне 319
Урок 1. Тема: Упражнения с обручами 320
Урок 2. Тема: Искусство владения обручем 324
Урок 3. Тема: Прыжки через длинную скакалку в тройках 325
Урок 4. Тема: Искусство владения скакалками 329
Урок 5. Тема: Вращение обруча 331
Урок 6. Тема: Знакомство с фитболами 333
Урок 7. Тема: Прыжки на фитболах 337
Урок 8. Тема: Знакомство с мини-батутом 339
Урок 9. Тема: Техника прыжков на мини-батуте 342
Урок 10. Тема: Комбинация прыжков на мини-батуте 344
Урок 11. Тема: Прыжки на мини-батуте 347
Урок 12. Тема: Правила и особенности спортивной игры гандбол 349
Урок 13. Тема: Броски мяча в цель на точность 352
Урок 14. Тема: Спортивная игра гандбол 354
Приложение 4. Соревнование, посвященное Дню защитника Отечества (1–4 классы) 358
Литература 366
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом