Формирование безопасного поведения в быту, социуме, природе: тематическое планирование, формы взаимодействия, виды деятельности
Код | 4913 |
Авторы-составители | Равчеева И. П., Журавлева В .В. |
Издательство | Учитель, 2016 |
Серия | ФГОС ДО: практика реализации. Планирование образовательной деятельности |
ISBN | 978-5-7057-3543-3, 978-5-7057-4365-0 |
Страниц | 135 |
УДК | 372.3/.4 |
Штрихкод | 9785705735433, 9785705743650 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 6 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 94 г |
Предназначено воспитателям, педагогам, музыкальным руководителям, специалистам дошкольного образования; полезно студентам педагогических учебных заведений.
Подробное описание
Введение
Ребенок живет в огромном мире, где оказывается в различных жизненных ситуациях. И ему, чтобы не растеряться, необходимо получить осознанное представление о том, как выстроить свое поведение, чтобы обезопасить себя. Решению этой задачи способствует правильно организованный образовательный процесс, эффективность которого зависит от выбора условий и педагогических средств. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательной программы дошкольного образования задача по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в быту, социуме, природе решается в различных видах деятельности в рамках прежде всего образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Материал пособия предлагает осуществлять реализацию этой задачи средствами музыки и изобразительного искусства, которые в силу богатства и разнообразия художественных образов, отражающих действительность, позволят по-новому осветить вопросы безопасной жизнедеятельности человека. Помимо этого, общение с произведениями искусства позволяет ребенку от психофизического отношения к художественным произведениям перейти к аналитическому отношению к ним. Условием же повышения эффективности образовательного процесса послужит интеграция – один из ведущих принципов современного образования, когда «на малом можно научить многому». Объединяя знания из разных областей на основе общей темы, организационных форм взаимодействия педагогов, детей и родителей, взаимодействия методов и приемов воспитания и обучения, синтеза различных видов детской деятельности, она позволяет ребятам выстроить системное видение окружающей действительности и ее системное познание при снижении затрат времени, способствует целостному развитию личности ребенка. Музыкальная и изобразительная деятельность, входящие в содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», интегрируются практически со всеми образовательными направлениями, так как они имеют ряд особенностей: доступно отражают окружающий мир во всем его многообразии, выражают и изображают любое жизненное явление; передают тончайшие оттенки переживаний, состояний, что способствует формированию внутреннего мира детей, эмоционального и духовного интеллекта; тематическое разнообразие музыки и изобразительного искусства охватывает все стороны жизни, что дает возможность найти тематические параллели в любом программном содержании с ними; музыка и изобразительное искусство произошли от игры, подражания, поэтому близки ребенку, как форма адаптации в жизни, именно своей игровой природой.
Поэтому можно выстроить взаимосвязь компонентов содержания художественно-эстетического направления с компонентами содержания других образовательных направлений, тем самым повышая эффективность образовательного процесса по формированию у ребенка целостного представления о безопасной жизнедеятельности. Такая взаимосвязь позволит не только качественно и результативно решить поставленную задачу, но и расширить кругозор, накопить запас необходимых ценностных ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире. Предлагаемая в пособии система работы способствует социально-личностной адаптации детей старшего дошкольного возраста и является профилактикой их асоциального поведения, поэтому может использоваться в любой дошкольной организации, независимо от ее видовой направленности. Целью пособия является повышение эффективности образовательного процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста целостного представления о безопасной жизнедеятельности человека средствами музыки и художественного творчества на основе интеграции компонентов содержания основных образовательных направлений. Познавательный маршрут: от окружающего мира – к ребенку, от ребенка и его внутреннего мира – к музыке и живописи как образу внешнего мира. Для достижения поставленной цели по четырем основным образовательным направлениям в процессе художественно-эстетической деятельности реализуются следующие задачи:
· расширять представление детей о безопасном поведении дома, в природе, на улицах города, в транспорте, при встрече с незнакомыми людьми средствами музыкально-художественной и продуктивной деятельности на основе тематического подбора художественного материала;
· развивать умение прослеживать и соотносить развитие художественного образа с реальным объектом, событием, явлением окружающего мира;
· использовать различные виды музыкально-художествен-ной, продуктивной деятельности и формы организации взаимодействия детей и педагогов для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей;
· формировать у детей «образный словарь» средств художественной выразительности, позволяющий расширить представление о чувствах человека и его взаимодействии с социумом и окружающей действительностью;
· побуждать детей к проявлению положительных нравственно-волевых качеств;
· способствовать профилактике асоциального поведения детей.
Основной подход, реализованный в предлагаемом опыте, – личностно ориентированный, то есть учитываются специфические особенности развития детей старшего дошкольного возраста и психофизические особенности каждого ребенка. Развивающий характер обучения определяет ведущие методические принципы:
– деятельности – в различных педагогических ситуациях ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний;
– вариативности – каждый педагог вправе предлагать на занятиях аналогичный материал, не противоречащий позиции авторов; ребенку предоставляется возможность решения проблемных ситуаций для самовыражения и обеспечения своего права выбора;
– креативности – педагог создает условия, ситуации, способствующие росту познавательной и творческой активности детей;
– системности – формирование основ безопасности у старших дошкольников осуществляется систематически в течение всего учебного года;
– непрерывности – процесс формирования основ безопасности у детей не заканчивается в детском саду, а продолжается в семье.
Реализация опыта работы рассчитана на 1 год. Тематическое содержание согласуется с основными направлениями программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста»: «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Ребенок в общении с другими людьми», «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города».
Главным ориентиром для работы является тематический план, в котором обозначены темы, цели, формы взаимодействия педагогов, детей и родителей в различных педагогических ситуациях, виды музыкально-художественной, продуктивной деятельности и их содержание, согласуемое с темой, целью и задачами. Также предлагаются конспекты занятий, описание игр, авторские сказки, подборки стихов и загадок, познавательно-игровая программа и музыкально-театрализованные представления, при помощи которых педагоги введут ребенка в мир и познакомят с нормами безопасной жизнедеятельности.
В деле формирования основ безопасности у дошкольников большое значение имеет положительный пример поведения взрослых. Поэтому педагогам необходимо уделять значительное внимание работе с родителями, которые должны осознать обязательность выполнения норм безопасной жизнедеятельности, быть примером и предъявлять дома к ребенку те же требования, что и в дошкольной организации. Для этого предлагаются следующие формы взаимодействия детей, родителей и педагогов: анкетирование родителей, совместные презентации проектов детей и родителей по темам безопасности; встречи с родителями – представителями таких профессий, как врач, инспектор ГИБДД, пожарный, работник службы МЧС; участие родителей в конкурсах рисунков по темам ОБЖ, в организации и проведении детских музыкально-игровых программ, театрализованных представлений по темам безопасной жизнедеятельности.
Содержание
Введение 3
Тематический план по формированию основ безопасности у старших дошкольников в художественно-эстетической деятельности на основе интеграции компонентов содержания основных образовательных направлений 7
Занятия по музыкально-художественной и продуктивной деятельности «Ребенок и природа» 21
Занятия по музыкально-художественной и продуктивной деятельности «Ребенок дома» 41
Занятия по музыкально-художественной и продуктивной деятельности «Ребенок в общении с другими людьми» 56
Занятия по музыкально-художественной и продуктивной деятельности «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» 66
Занятия по музыкально-художественной и продуктивной деятельности «Ребенок на улицах города» 81
Досуги 89
Ресурсный материал 110
Литература 131
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом