Русский язык. 1-4 классы. Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий

Есть на складе
74 руб.
-10%
66,60 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 5212
Авторы Лебединцев В. Б.
Издательство Учитель, 2014
Серия ФГОС. Универсальные учебные действия
ISBN 978-5-7057-3506-8
Страниц 97
УДК 372.016:811.161.1*01/04
Штрихкод 9785705735068
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 4 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 70 г
Достижение новых образовательных результатов, основанных на сотрудничестве школьников и их самостоятельной деятельности, - одно из главных требований, необходимых для реализации ФГОС. В пособии представлены задания и упражнения по темам курса русского языка начальной школы, описаны приёмы и методики организации учебной деятельности учащихся в парах и индивидуально, направленные на формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Предназначено учителям начальной школы, специалистам системы переподготовки и повышения квалификации работников образования; рекомендовано учащимся 1-4 классов; полезно студентам педагогических вузов и колледжей.

Подробное описание

Введение

Федеральные государственные стандарты общего образования ориентированы на формирование умения учиться. И это не дань моде со стороны учёных и управленцев, а требование современного общества.

Под универсальными учебными действиями (УУД) идеологами стандарта нового поколения в широком смысле понимается умение учиться, а в узком – совокупность способов действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Формирование универсальных учебных действий является, с одной стороны, самостоятельной целью, а с другой – средством качественного усвоения обучающимися предметных знаний и умений. Эти два вида предполагаемых образовательных результатов должны достигаться на учебных занятиях в процессе освоения содержания учебных предметов.

Но для того чтобы новые образовательные результаты были достигнуты всеми обучающимися, необходимо внести изменения в организацию учебных занятий, прежде всего, решить исходную проблему процесса  формирования УУД в школе – преобладание фронтальной формы организации учебных занятий (один говорит и демонстрирует, все остальные слушают и наблюдают). Какие бы грамотные речи учитель ни произносил у доски, какие бы компьютерные средства, красочные и содержательные учебники ни использовал, но при фронтальной организации обучения ему никогда не удастся включить каждого ученика в активную учебную деятельность. Следовательно, сформированность УУД в целом не оправдает ожиданий, как и полученные школьниками знания и умения по учебным предметам. Благодаря целенаправленной деятельности учителя УУД формируются лишь у отдельных ребят (потому что они активно участвуют в планируемых ситуациях), у других – тоже формируются, но не за счёт целенаправленной работы школы, а, как правило, естественным образом – благодаря удачно сложившимся ситуациям дома и в социальном окружении, а у третьих – не формируются вовсе.

Эпизодическое использование парной и групповой форм учебной работы не решает проблемы. Заметно улучшает ситуацию лишь систематическое и правильно организованное их использование.

Условия формирования коммуникативных и регулятивных УУД. Необходимость изменения организации учебных занятий обусловлена и другой причиной. Становление познавательных УУД во многом связано с содержанием учебных курсов, например, тема «1-е, 2-е, 3-е склонение имён существительных» органично подходит для формирования умения классифицировать. Однако не стоит пытаться установить связь всех УУД с содержанием изучаемых тем. Для становления личностных, регулятивных и коммуникативных действий требуется, чтобы школьники в учебном процессе активно взаимодействовали между собой и с педагогами. Выполнение учебных действий не долж-но быть подменено их созерцанием, изучением историй чьих-либо действий (даже в самом художественном и интересном описании). Вот почему специальным образовательным ситуациям и разнообразным формам деятельности следует уделить особое внимание.

Полагаем, что системообразующим компонентом метапредметных образовательных результатов в начальной школе должны стать коммуникативные действия. Коммуникативные УУД можно разделить на две условные подгруппы:

умения коммуникации – работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием, формулировать вопросы на основании услышанного и прочитанного. Умение правильно воспринимать информацию и сообщать её другим является основой для активной мыслительной деятельности учащихся. Отсутствие речевого действия при освоении понятий часто приводит к формированию ложных представлений у школьника. Умения коммуникации являются главным средством освоения содержания учебных предметов. Ведь успешность обучения зависит от качества коммуникации участников занятий и от умения ребёнка работать с разными типами текстов (письменными и устными);

умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми в парах, группах, коман-дах. К этой группе умений относятся следующие действия:

– определять цели, правила и способы взаимодействия, распределять функции участников;

 работать в паре на основе заданных правил взаимодействия;

– находить себе партнёра;

– работать в малых группах на основе заданных правил взаимодействия;

– допускать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– обосновывать и отстаивать собственную точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 говорить, не мешая другим (в паре шёпотом, а в группе вполголоса);

– слушать, не перебивая товарища;

– соблюдать регламент деятельности в паре, группе.

Для формирования коммуникативных УУД необходимо систематически включать каждого учащегося в соответствующие образовательные ситуации и организовывать рефлексию учащимися своих действий в этих ситуациях.

Регулятивные действия (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка, саморегуляция) обеспечивают произвольность поведения и деятельности, их построение в соответствии с предлагаемыми и создаваемыми нормами, образцами и правилами. Эти УУД формируются в процессе их многократного выполнения: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в совместной деятельности с другими учащимися, а затем самостоятельно.

Важнейшим условием формирования УУД является рефлексия учащимися своей деятельности и поведения. Рефлексия – это способность размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, содержанием собственного сознания и сознания другого человека. Для становления личностных, регулятивных и коммуникативных действий необходимо обеспечить на учебных занятиях смену позиций и разный взгляд учащихся на свою деятельность. Нужно дать возможность ребенку не только учиться и быть в позиции «ученика», но и возможность учить другого – быть в позиции «учителя». Рефлексия диалогична по своей природе, поэтому необходима организация учебного диалога в процессе обучения. В условиях учебного диалога появляется возможность для формирования у учеников умения встать на место другого человека, понять причины его действий (в процессе взаимодействия), адекватно оценить себя и принять ответственность.

Необходимые условия для формирования УУД создаются на коллективных учебных занятиях. В типологии М. А. Мкртчяна они названы коллективными не потому, что дети обучаются вместе, а потому, что основаны на высших, разнообразных видах кооперации участников обучения.

В отличие от традиционных уроков, которые имеют линейную структуру (в любой момент времени все ученики, как правило, охвачены одним видом и содержанием учебной работы), на коллективных занятиях не прослеживается такой линейной последовательности задач в отношении всех учеников. Обучающиеся изучают разные фрагменты учебного материала разными способами и средствами, в индивидуальном темпе; общее содержание курса разные ученики осваивают в неодинаковых последовательностях; на местах пересечения их учебных маршрутов создаются непостоянные по составу группы или отдельные пары для выполнения какой-либо конкретной учебной цели. На коллективном занятии, как правило, одновременно действуют несколько таких врéменных коопераций, например, в одно и то же время одни ученики работают в парах (постоянных или сменных), другие в группах, а третьи индивидуально. Фронтальная работа отходит на второй план.

Сотрудничество всех участников учебного процесса является не простым пожеланием, а  принципом организации коллективных учебных занятий. Оно появляется тогда, когда в учебном коллективе намеренно распределяются и меняются разные позиции («учитель», «ученик», управляющий), функции и осваиваемое содержание. Благодаря этому обеспечивается реализация индивидуальных маршрутов, возникает возможность осваивать учебный материал своими темпами и способами.

Уважение друг к другу и учёт интересов остальных постепенно становятся условиями и нормами успешной работы каждого. Это постепенно формирует ответственность за качество работы. С одной стороны, ответственное выполнение собственной задачи приносит пользу всему коллективу, а с другой – ответственные действия одних участников являются основой для успешных действий других.

Для организации учебной деятельности в парах, группах и индивидуально используются специальные приёмы и методики, памятки и алгоритмические предписания. Они представлены в последних разделах пособия. Основное место в пособии отводится дидактическому материалу по разным темам курса русского языка начальной школы, созданному в соответствии с тре-бованиями методик коллективных учебных занятий.

Конечно, предложенные дидактические материалы применимы и в рамках классно-урочного обучения. Но следует отдавать себе отчёт в том, что работа в парах на фронтально организованных занятиях, к сожалению, может применяться лишь как вспомогательная форма.

Особенности деятельности учителя на учебных занятиях. Работа учащихся в парах, группах и индивидуально требует педагогического сопровождения, в этом и заключается целенаправленная работа по формированию УУД.

Во-первых, учитель постоянно следит за тем, чтобы собеседники понимали друг друга. Выяснить это можно, когда учащиеся приводят собственные примеры, задают вопросы и отвечают на них, восстанавливают высказывания друг друга.

Если возникло непонимание между учениками (которое чаще всего не является для них очевидным), то для его устранения необходимо воспользоваться специальными техниками. Так, если ученик неправильно воспроизводит, интерпретирует другого, то учитель высказывание того, кто воспроизводит, разделяет на части:

фрагмент, понятый напарником без искажения;

фрагмент, понятый неправильно или вообще невоспринятый;

фрагмент, приписанный напарнику.

С каждым из этих пунктов работа ведётся в отдельности: учитель восстанавливает высказывания обоих учеников, сопоставляя и обращая внимание на общее и разное.

Обеспечение качественной коммуникации посредством выявления затруднений участников пары или группы в общении, демонстрации им образцов (техник) ведения диалога, приёмов формулирования вопросов, осмысленного чтения текста, поиска информации в разных источниках, запрашивания помощи у товарища или взрослого – более важная задача учителя, чем сообщение готовых ответов и исправление фактических ошибок.

Таким образом, формирование умений коммуникации становится ещё более значимым делом в условиях организации разных видов взаимодействий между учащимися.

Во-вторых, учитель показывает логические приёмы и способы освоения текстов, направляет умственные действия учащихся. В частности, организует работу ученика в соответствии с алгоритмом выполнения задания, учит ставить задачу и определять последовательность действий по её решению, находить ошибки в своей и чужой учебной работе, устранять их. Акцентируя внимание на способе действия, учитель формирует УУД.

В-третьих, важно обсуждать правила и нормы взаимодействия учащихся друг с другом, отслеживать и корректировать порядок действий. Распределение заданий, позиций, времени и порядка решения поставленных задач определяется особенностями тех или иных видов парной или групповой работы. Например, перед началом работы в малой группе нужно распределить позиции: кто будет следить, чтобы в работу включался каждый ученик, кто будет отвечать за конечный результат, кто будет отслеживать время, чтобы всё успеть.

В-четвёртых, учитель регулярно осуществляет рефлексивные остановки. За счёт них учащиеся осознают свои действия, обнаруживают, какие из них приводят к необходимому результату, и находят причины проблем и достижений. Рефлексировать можно:

способ работы в паре или группе;

действия учащихся;

отношения между ними.

В случае затруднений учащегося при индивидуальной работе учитель выводит его в рефлексивную позицию по поводу способа изучения текста или выполнения упражнения, а не объясняет или проверяет материал.

Особо важно обеспечить рефлексию действий ученика, который играет роль обучающего (передаёт знания) или обучаемого (получает знания у товарища).

Организовать диалог между учащимися во время рефлексии помогают вопросы, предлагаемые учителем. Выбор вопросов определяется целями учителя и ситуацией. Для восстановления хода событий, произошедших в паре (группе), можно задать такие вопросы: какие цели ставил? Что делал и с кем?

Чтобы ребёнок начал говорить о своих достижениях и трудностях, используются другие вопросы:

Всё ли запланированное успел сделать?

Что в итоге получил?

Достигнут ли желаемый результат?

Что помогало или мешало действиям?

Что помогало или мешало общаться?

Было ли трудно приводить примеры, формулировать выводы, подбирать аргументы? В чем причина этого?

Для вербализации порядка выполнения каких-либо умственных действий, способов взаимодействия между учащимися
и осознания ими положительного опыта предлагается ответить на вопросы: каков был порядок действий? Какие приёмы помогли понять тему, какие понравились, а какие нет?

Для построения будущей модели действий обсуждаются вопросы: какие приёмы необходимо использовать в своей учёбе в школе или дома? Какие нормы и правила предстоит выполнять? Какие уроки можно извлечь на будущее? За какие очередные задачи нужно взяться?

Каждое занятие рекомендуется заканчивать итоговой рефлексией деятельности: что получилось, за счёт чего или кого? Что не получилось, что препятствовало? Удачно ли были подобраны способы работы? Что нужно учесть при планировании следующего занятия? Что изменить, а что оставить?

Не стоит бояться тратить время на проведение рефлексии. Это в дальнейшем положительно скажется на учебных результатах.

Содержание

Введение    3

Методики коллективных учебных занятий    12

Задания и упражнения для работы в парах и индивидуально    22

Состав слова    22

Морфология    30

Синтаксис и пунктуация    58

Орфография    67

Памятки и алгоритмы    91

Литература    95

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос