Русский язык. Обучение грамоте (обучение письму). 1 класс. Система уроков по учебнику Л. Е. Журовой, А. О. Евдокимовой. Программа для установки через Интернет

Акция
Есть на складе
199 руб.
-50%
99,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-5129
Авторы-составители Смирнова И. Г., Николаева С. В.
Издательство Учитель, 2025
Серия ФГОС. Поурочное планирование
Электронная версия скачать
УДК 372.016:811.161.1*01
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
В пособии представлены поурочные разработки по курсу "Русский язык: обучение грамоте (обучение письму)" для 1 класса, составленные в соответствии с положениями ФГОС и ориентированные на работу с учебником "Букварь" Л. Е. Журовой, А. О. Евдокимовой и рабочими тетрадями "Прописи" М. М. Безруких, М. И. Кузнецовой (М.: Вентана-Граф, 2018), входящими в УМК "Начальная школа XXI века".
В рамках урока сформулированы педагогические задачи, обозначены планируемые результаты освоения темы, позволяющие компетентно смоделировать образовательный процесс. Сценарии уроков содержат виды и формы деятельности, способствующие формированию предметной компетентности, развитию познавательной активности, коммуникативных и речевых умений, творческого потенциала, предлагающие младшим школьникам осуществлять регулятивно-оценочные функции, находить пути решения учебных задач.
Предназначено учителям начальных классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows 7/8/8.1/10;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое пособие содержит подробные поурочные разработки по курсу «Русский язык: обучение грамоте (обучение письму)» для 1 класса начальной школы.

Примерное поурочно-тематическое планирование на первое полугодие (16 учебных недель) составлено из расчета 5 часов в неделю, всего 80 часов.

Особенностью «Букваря» и рабочих тетрадей является направленность их на формирование учебной деятельности. Значительно увеличенный подготовительный период обеспечивает мягкую адаптацию школьника к обучению, введение его в языковую действительность, подготовку руки ребенка к письму.

При обучении грамоте первоклассники овладевают первоначальными знаниями в области русского языка, обучаются чтению и письму и при этом учатся учиться. Предлагаемое пособие позволяет реализовать интегрированный характер уроков обучения грамоте и письму. Объединение этих занятий важно по нескольким причинам. Одна из них чисто техническая – рука младшего школьника в этот период еще недостаточно окрепла, чтобы плодотворно заниматься письмом на протяжении всего урока. Поэтому графические упражнения следует чередовать с другими видами деятельности. Кроме того, графические упражнения являются естественным продолжением устной работы по проведению анализа слова, предложения или текста из «Букваря». К тому же такое объединение позволяет избавиться от монотонности урока письма, ведущей к переутомлению учеников.

Содержание, методы, средства и формы организации учебно-познавательной деятельности на уроке подчинены выполнению поставленных целей и задач образования, развитию и воспитанию учащихся. В учебнике и рабочих тетрадях имеется большое количество заданий, направленных на то, чтобы процесс чтения и письма протекал для ребёнка в интересной форме, напоминал игру-загадку.

Важнейшей линией курса является формирование у детей действий звукового анализа, то есть умения называть звуки слова в той последовательности, в которой они находятся, давать качественную характеристику каждому звуку (гласный, твердый согласный, мягкий согласный).

Работа по формированию навыка чтения строится не только на отработке механизма чтения, но и на осмыслении текста с учетом речевого опыта ребенка как носителя языка.

Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом координации устной и письменной речи. Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного написания букв, рационального их соединения, достижение ритмичности, плавности письма – все это задачи становления графического навыка при обязательном соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Еще одна содержательная линия – развитие речи. Дети в процессе практической деятельности осваивают умение участвовать в учебном диалоге, учатся составлять рассказы разного вида (описание, повествование), работать с текстом.

Надеемся, что настоящее пособие не обманет ваших ожиданий и действительно поможет учителю сделать уроки интересными и запоминающимися.


Литература

ЛИТЕРАТУРА

1. Безруких, М. М. Прописи к учебнику «Букварь» : 1 класс : рабочие тетради для учащихся общеобразовательных организаций : в 3 ч. [Текст] / М. М. Безруких, М. И. Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2018.

2. Бесова, М. А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе [Текст] : сценарии праздников в начальной школе. – Ярославль : Академия развития, 2006.

3. Благинина, Е. А. Азбука-букварик [Текст] / Е. А. Благинина. – М. : Мир искателя, 2004.

4. Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами [Текст] / В. В. Волина. – М. : АСТ-Пресс, 1996.

5. Волина, В. В. Русский язык [Текст] / В. В. Волина. – М. : Просвещение, 1996.

6. Волина, В. В. Я познаю мир : детская энциклопедия : Русский язык [Текст] / В. В. Волина. – М. : АСТ-ЛТД, 1998.

7. Евдокимова, А. О. Грамота : 1 класс [Текст] : методический комментарий / А. О. Евдокимова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2008. – (Начальная школа XXI века).

8. Евтушенко, А. Сборник «Глупый спор», «Буква «ы» [Электронный ресурс] / А. Евтушенко. – Режим доступа : http://www. cafepoetov.com

9. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение в начальной школе [Текст] : контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания : в 2 ч. Ч. 1 / Л. А. Ефросинина. – М. : Вентана-Граф, 2008. – С. 35–36.

10. Жиренко, О. Е. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию : 1–4 классы [Текст] / О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Киселева. – М. : ВАКО, 2007.

11. Журова, Л. Е. Букварь : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций : в 2 ч. Ч. 1. [Текст] / Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. – М. : Вентана-Граф, 2018.

12. Заходер, Б. В. Избранное [Текст] / Б. В. Заходер. – М. : АСТ, 2009.

13. Иванова, В. И. Занимательно о русском языке [Текст] / В. И. Иванова. – Л. : Просвещение, 1995.

14. Игры для мальчиков [Текст]. – Вып. № 9. – М. : Планета детства, 2001.

15. Классные часы. 1 класс [Текст] / авт.-сост. Т. Н. Максимова. – М. : ВАКО, 2008. – 272 с. – (Учебный год).

16. Кузнецова, М. И. Я учусь писать и читать. 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций [Текст] / М. И. Кузнецова ; под ред. Л. Е. Журовой. – М. : Вентана-Граф, 2017.

17. Литература и фантазия [Текст] : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / сост. Л. Е. Стрельцова. – М. : Просвещение, 1992.

18. Речевые секреты [Текст] : кн. для учителя нач. классов / Т. А. Ладыженская [и др.] ; под ред. Т. А. Ладыженской. – М. : Просвещение, 1992.

19. Степанов, В. Веселая азбука [Текст] / В. Степанов. – М. : Оникс, 2011.

20. Троицкая, Н. Б. Нестандартные уроки и творческие задания [Текст] / Н. Б. Троицкая. – М. : Дрофа, 2004.

21. Тувим, Ю. Письмо ко всем детям по одному очень важному делу [Текст] / Ю. Тувим. – М. : Малыш, 1979.

22. Хрестоматия по детской литературе [Текст] / сост. А. Л. Табенкина, М. К. Боголюбская ; под ред. Е. Е. Зубаревой. – 10-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1988.

Интернет-ресурсы:

http://stihi.ru/avtor/koteich

https://drofa-ventana.ru/


Урок 1. Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма. Ориентирование на странице прописей

Урок 1
ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ ПРЕДМЕТОМ.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПИСЬМА.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА СТРАНИЦЕ ПРОПИСЕЙ

Цели деятельности педагога: познакомить с новым предметом, с прописями; научить руководствоваться инструкцией и выполнять гигиенические правила при письме; выработать умение ориентироваться в прописи; создать условия для развития речевых навыков и логического мышления.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают школьные принадлежности, необходимые на уроках по предмету; правила обращения с учебной книгой; значение понятий «устная речь», «письменная речь», «слово», «предложение»; условное обозначение предложения в письменной речи (полоска); умеют наблюдать за словами и предложениями в речевом потоке и в письменной речи; составлять предложения по иллюстрациям и с помощью заданных слов; определять, получилось предложение или нет, объяснять, в чем причина; выделять предложения из речевого потока: определять на слух границы предложения, порядок слов в предложении, выражение законченной мысли; обозначать каждое предложение полоской; выделять в предложении слова; изменять порядок слов в предложении.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – осмысливание процесса общения как способа получения и передачи информации; последовательное и логичное рассказывание о событии, явлении, составление рассказа по сюжетным картинкам о первом дне в школе, обозначая каждое предложение длинной полоской; формулирование ответов на вопросы, пересказывание небольших литературных произведений, составление рассказов по плану, из личного опыта, как описание предмета, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия; различение основных литературных жанров; логические – построение рассуждений о значении понятий «общение», «знакомство», «школа», «учение», об употреблении вежливых слов в речи, о необходимости учебной деятельности, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие.

Коммуникативные: умеют формировать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают), конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: положительно отзываются о школе, имеют желание учиться, адекватное представление о школе, о поведении в процессе учебной деятельности.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Всё ль на месте, всё ль в порядке –

Учебник, ручка и тетрадка?

II. Мотивация к деятельности.

– Сегодня у вас замечательный день. Вы отправляетесь в далекое плавание по океану Письма.

Посмотрите на ваши парты. Они стоят, как корабли на рейде, готовые отправиться в плавание вместе со своими капитанами. А капитаны этих школьных кораблей – вы. Каждый день вы будете узнавать что-то новое.

Внимание, первоклассники! Капитанам школьных кораблей приготовиться к плаванию!

В первый день сентября

Отправляется в плаванье школа.

И до самого лета

Уходит, уходит в моря.

Ты за партой сидишь, капитан,

А за школьным окошком

Облака все плывут и плывут

От звонка до звонка.

Я. Аким

– Итак, друзья, наши корабли отчаливают.

Звучит мелодия песни «Как провожают пароходы» (сл. К. Ваншенкина, муз. А. Островского).

III. Знакомство с гигиеническими правилами письма.

1. Как правильно сидеть за столом при письме.

Учитель демонстрирует таблицу «Сиди прямо».

– Рассмотрите рисунки таблицы. Как сидит мальчик на рисунке слева? Как сидит мальчик на рисунке справа? Кто из них сидит правильно? Как правильно сидеть за столом?


Урок 2. Проведение линий от определенной точки в заданном направлении

Урок 2
ПРОВЕДЕНИЕ ЛИНИЙ ОТ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТОЧКИ
В ЗАДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ

Цели деятельности педагога: создать условия для развития мелкой моторики, умения ориентироваться на нелинованной бумаге; помочь учащимся научиться проводить линии от определенной точки в заданном направлении.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают алгоритм проведения линий от определенной точки в заданном направлении; умеют ориентироваться на листе нелинованной бумаги, соблюдать гигиенические требования при работе с прописями; получат возможность научиться проводить линии от определенной точки в заданном направлении.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – овладение графическими навыками при создании изображения; ориентирование на плоскости листа; логические – выбор с помощью сравнения и анализа нужного направления линий и расположения объекта.

Регулятивные: научатся ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: умеют описывать объект, строить устные свободные высказывания, удерживая логику изложения.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют интерес, желание больше узнать.

Ход урока

I. Формулирование темы и постановка учебной задачи.

– Отгадайте загадку:

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (Дождик.)

– Кто видел, как падают капельки во время дождя? (Сверху вниз, вниз наискосок.)

– Вы правы, если нет ветра, капельки падают сверху вниз. Вот так. (Учитель показывает на доске: .)

– Сегодня мы будем учиться проводить линии от определенной точки (например, от капельки) в заданном направлении.

II. Работа по теме урока.

1. Работа по прописи (с. 8).

– Рассмотрите дерево. Как падают капли воды с листьев после дождя? (Вниз, по прямой линии.)

– Проведем прямые линии от каждой капельки так, чтобы она попала в лужу. Расскажите, как это можно сделать?

1) Поставить ручку или карандаш в центр капельки.

2) Провести линию без отрыва до лужи.

3) Постараться, чтобы линия получилась прямой.

– Найдите вторую каплю слева. Поставьте ручку (или цветной карандаш) в центр капли. Проведите прямую линию вниз. Вот капелька и в луже.

2. Самостоятельная работа.

– Нарисуйте сами, как падают остальные капельки.

Физкультминутка

Приплыли тучи дождевые:

– Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

– Пей, рожь, пей!

А рожь, склонясь к земле зеленой, пьет, пьет, пьет.

А теплый дождь неугомонный льет, льет, льет.

(Ученики стоят, вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.)

3. Работа по прописи (с. 9).

– Дождик закончился, все вокруг торопятся по своим делам.

На доске рисунок с изображением машины и заправочной станции – аналогичный рисунку в прописи.

– Выберите дорогу, по которой машина быстрее доберется до заправочной станции. Объясните свой выбор. Измерьте с помощью наложения веревочки, какая дорога короче.

Вывод: короче прямая дорога.


Урок 3. Отработка алгоритма действий на страницах прописей

Урок 3
ОТРАБОТКА АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЙ
НА СТРАНИЦАХ ПРОПИСЕЙ

Цели деятельности педагога: способствовать формированию умения составлять рассказ по картинке; развивать устную речь.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают, как осуществлять ориентирование на точку начала движения; умеют работать по алгоритму действия, соблюдать гигиенические требования при письме.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; проведение линий в заданном направлении.

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Коммуникативные: умеют выстраивать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: расширяют познавательные интересы и учебные мотивы; проявляют уважение друг к другу.

Ход урока

I. Организационный момент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Проверка готовности детей к уроку.

II. Вводное слово учителя.

– Сейчас вы на уроке, вы – ученики. А о ком это стихотворение?

ВЕСЕЛЫЙ ТУРИСТ

Крутыми тропинками в горы,

Вдоль быстрых и медленных рек,

Минуя большие озера,

Веселый шагал человек.

Четырнадцать лет ему было,

И нес он дорожный мешок,

А в нем полотенце и мыло

Да белый зубной порошок.

………………………………

Он шел без ружья и без палки

Высокой зеленой травой.

Летали кукушки да галки

Над самой его головой.

И даже быки-забияки

Мычали по-дружески: «М-му!»,

И даже цепные собаки

Виляли хвостами ему.

………………………………

И туча над ним вместо крыши,

А вместо будильника – гром.

И все, что он видел и слышал,

В тетрадку записывал он.

С. Михалков

– Кто этот веселый человек? (Турист.)

– Почему вы так решили? (Ответы детей.)

– Кто из вас ходил в поход? Расскажите, как это было. (Свободные высказывания детей.)

III. Работа по теме урока.

1. Работа по букварю (с. 8).

– Рассмотрите иллюстрации. Придумайте к каждому рисунку по одному предложению. Что у вас получилось? (Рассказ.)

– Сколько в нем предложений? (4.)

– Почему? (Потому что всего 4 картинки и 4 схемы-полоски предложений.)

2. Работа в парах.

– Расскажите друг другу всю историю по картинкам.

Дети рассказывают.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем пальчики считать –

(Загибают пальцы на правой руке.)

Крепкие и дружные,

Все такие нужные.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.