Исследовательская деятельность на прогулках. Экологические занятия с детьми 5-7 лет. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-4416 |
Авторы-составители | Костюченко М. П. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | В помощь педагогу ДОО |
Электронная версия | скачать |
УДК | 372.3/.4 |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Предложены диагностические материалы по определению уровня экологических знаний у детей. Определены планируемые результаты освоения содержания образовательных областей, что позволит педагогам обеспечить полноценное развитие, обучение и воспитание старших дошкольников.
Предназначено воспитателям ДОО; полезно педагогам дополнительного образования и родителям.
Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows 7/8/8.1/10;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Части суток
ЧАСТИ СУТОК
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с частями суток, их признаками; способствовать формированию знаний о деятельности человека в тот или иной период дня; развивать любознательность, наблюдательность, желание соблюдать режим дня.
Планируемые целевые ориентиры: задает вопросы взрослому по теме занятия, способен самостоятельно действовать, в случаях затруднения обращается к взрослому; знает назначение часов; проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения; владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности; умеет работать по правилу и образцу.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Освоение образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: чтение произведения А. Барто «Вовка – добрая душа», «Про Машеньку», К. Ушинского «Первые лучи», рассматривание картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору», проведение беседы о соблюдении режима дня.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением действий людей в разное время суток, с видами Земли из космоса в разное время суток; большие часы; на каждого ребёнка: карточка, лист бумаги, цветные карандаши, циферблат.
Ход образовательной деятельности
1. Мотивационный момент.
Раздаётся звонок будильника.
– Что это прозвучало? (Будильник, часы.)
– Для чего человеку часы? (Чтобы соблюдать распорядок и режим дня, ориентироваться во времени.)
– Как вы соблюдаете режим дня? (Ответы детей.)
– Кто из вас умеет определять время по часам? (Ответы детей.)
Ребёнок. Я уже умею сам просыпаться по часам.
Умываюсь, одеваюсь и зарядкой занимаюсь*.
2. Изучение устройства и видов часов.
Воспитатель показывает часы с большим циферблатом.
– Из чего состоят часы? (Из корпуса, циферблата, стрелок – большой и маленькой, цифр от 1 до 12.)
– Что означают цифры? (Время дня.)
– Что показывает маленькая и что – большая стрелка? (Маленькая отмечает час и называется часовой, большая стрелка отмечает минуты, называется минутной.)
– Маленькая стрелка проходит от одной большой чёрточки до другой за один час, большая – от одной маленькой чёрточки до другой за одну минуту. В сутках 24 часа, поэтому маленькая стрелка обходит циферблат дважды (показывает).
Предлагаю познакомиться с внешним видом часов.
Дети рассматривают циферблат, называют цифры по порядку, вращают стрелки.
– Когда не было механических часов, люди узнавали время по положению солнца, или солнечным часам. На земле чертили круг, в центре устанавливали палочку и по её тени определяли время. (Показывает иллюстрацию.) В наше время появилось огромное количество видов и моделей часов.
Предлагаю пройти в лабораторию, рассмотреть выставку: здесь есть механические, электронные, настенные, карманные, наручные, песочные, водяные часы. Некоторые часы вмонтированы в телефоны, телевизоры, компьютеры, стиральные машины, электропечи и т. д. Все они существуют для того, чтобы человеку было удобно ориентироваться во времени.
Виды механических часов
Двенадцать месяцев
ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования представлений, что времена года состоят из месяцев; способствовать закреплению знаний названий месяцев, их последовательности, количества во времени года; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.
Планируемые целевые ориентиры: устанавливает причинно-следственные связи, учится оценивать свои и чужие поступки, отличать добро от зла; запоминает последовательность месяцев, в случаях затруднений обращается к взрослому.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкальная.
Освоение образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: слушание сказки «Двенадцать месяцев», произведений писателей-натуралистов, выполнение рисунков каждого месяца, оформление выставки работ; экскурсия в природу, рассматривание пейзажей художников; разучивание стихотворений, загадок о явлениях природы.
Материалы и оборудование: репродукции картин: В. Суриков «Взятие снежного городка», И. Репин «Рожь», И. Шишкин «Утро в сосновом бору»; аудиозапись произведений: П. Чайковский «Времена года», Г. Свиридов «Метель»; куклы, костюмы для детей, играющих времена года, цифры до 12.
Ход образовательной деятельности
1. Мотивационный момент.
Звучит фрагмент сказки С. Маршака «12 месяцев», где мачеха отправляет падчерицу в середине зимы за подснежниками.
Воспитатель. В каком месяце появляются подснежники? (Дети отвечают.)
– Какое сейчас время года? (Дети отвечают.)
– Назовите месяцы. (Дети перечисляют.)
– Какие месяцы зимой, весной, летом, осенью? (Дети перечисляют.)
Звучит музыка П. Чайковского «Времена года», входят дети, изображающие времена года. Они держат по три куклы, одетых в костюмы разного цвета: Зима – голубого, синего, фиолетового; Весна – бледно-зелёного, изумрудного, тёмно-зелёного; Лето – розового, красного, бордового; Осень – жёлтого, оранжевого, коричневого.
Воспитатель. Кто вы?
Времена года. Угадайте! (Дети отвечают.)
Воспитатель. С чем пожаловали?
Времена года. Мы узнали, что вы говорите о наших братьях, и решили послушать.
Воспитатель и дети. Проходите, мы очень рады вам.
2. Беседа о временах года.
Времена года. Назовите нас. (Дети называют.) Назовите наших братьев. (Дети перечисляют названия месяцев.)
Зима обращает внимание детей на кукол, своих братьев, закрепляет знание детьми цвета их одежды.
Зима. Назовите, кто из моих месяцев, по-вашему, самый младший, средний и старший.
Дети. Декабрь – младший, с него начинается зима, январь – средний, так как он находится в середине, а февраль – старший, он последний.
Аналогично идёт беседа с другими временами года.
Игра «Будь внимательным».
Вариант 1. Дети берут картинки с названиями месяцев, закрепляют их согласно цвету. Двигаются под музыку, по окончании звучания должны подойти к изображению того времени года, которому соответствует цветовая гамма.
Вариант 2. Дети берут картинки с названиями месяцев. Двигаются под музыку, по окончании должны выстроиться по порядку, согласно времени года.
Времена года. Какие месяцы вам больше всего нравятся и почему? (Дети отвечают.)
– Назовите месяцы, когда вы родились. (Дети отвечают.)
Воспитатель (обращается к временам года). А как ваших братьев называют в народе?
Времена года. Осень: ноябрь – полузимник; зима: декабрь – хмурень, январь – просинец, февраль – снежень, лютень, бокогрей, стужень; весна: май – травень и т. д.
Воспитатель (детям). Рассмотрите пейзажи художников. Определите, какое время года и какую часть суток изобразил каждый из них.
3. Сюрпризный момент.
Времена года хвалят детей и вручают подарки: Зима – мороженое, Весна – цветы, Лето – ягоды, Осень – яблоки. Прощаются и уходят.
4. Итог образовательной деятельности.
– Подведём итоги. Из чего состоят месяцы, времена года? (Из дней состоят месяцы, из месяцев – времена года.) Сколько месяцев в году?
Явления неживой природы
Явления неживой природы
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с явлениями неживой природы, их происхождением, влиянием на все живое; развивать любознательность, наблюдательность; способствовать развитию умений соблюдать правила безопасного поведения во время грозы, снегопада, гололеда.
Планируемые целевые ориентиры: знает и называет характерные особенности всех времен года; устанавливает причинно-следственные связи между природными явлениями, принимает активное участие в образовательном процессе, делает выводы.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Освоение образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: наблюдение за природны-ми явлениями (грозой, ветром, радугой, снегопадом и др.); слушание рассказа Л. Толстого «Гроза», рассматривание репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением явлений неживой природы, схема движения облаков, запись песни «Про дождь» В. Шаинского; на каждого ребёнка: лист бумаги, цветные карандаши.
Ход образовательной деятельности
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель предлагает вниманию детей волшебную коробочку, которую прислал Дед Мороз. Открывает её.
Воспитатель. Посмотрите, что внутри? (Кусочки льда.) Потрогайте их. Какой лёд? (Лёд холодный, скользкий, прозрачный.)
– Лёд – это вода в твёрдом состоянии. Лёд может дарить и радость, и огорчение. Послушайте стихотворение:
Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему никто не радуется?
В. Берестов
2. Беседа.
Воспитатель. В какое время года бывает гололёд?
Дети. Поздней осенью, зимой и ранней весной.
Воспитатель. Расскажите о его происхождении.
Дети. Он может возникнуть во время оттепели: днём снег тает, а ночью образовавшаяся вода замерзает.
Воспитатель. Чем опасен гололёд?
Дети. Можно поскользнуться и упасть, больно удариться, в такой период происходит много аварий на дорогах.
Воспитатель. Какие ещё явления природы происходят зимой?
Дети. Снегопад, метель, сильные морозы, выпадает иней.
Воспитатель. Как переносит природа эти явления?
Дети. Снегопад может сломать деревья, замести дороги; сильные морозы мешают птицам и зверям добывать корм, поэтому некоторые их виды в такой период могут погибнуть.
Воспитатель. Верно. А иней хотя и украшает деревья и травы, но может привести к их обламыванию; он появляется при большом перепаде дневной и ночной температур.
Рассматривают иллюстрации с изображением природных явлений зимой.
Воспитатель. В сильный мороз человеку надо одеваться теплее и избегать переохлаждения. Назовите поговорки о морозе.
Дети. «Береги нос в большой мороз», «Мороз невелик, да стоять не велит» и др.
3. Задание для находчивых.
Воспитатель. Отгадайте загадку: цветное коромысло над рекой повисло. Что это?
Дети. Радуга.
Воспитатель (показывает иллюстрацию). Когда появляется радуга?
Дети. После дождя.
4. Практическая деятельность.
Воспитатель. Назовите цвета радуги.
Дети. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Воспитатель. Предлагаю нарисовать радугу.
Дети выполняют задание под песню «Дождь пойдёт по улице…» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова).
Воспитатель. К природным явлениям относится и гроза. Назовите особенности грозы.
Дети. Слышен гром, сверкает молния.
Воспитатель. Почему происходят гром и молния?
Предположения детей.
Воспитатель
Методы и приёмы создания у детей положительных эмоций при общении с природой
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
СОЗДАНИЯ У ДЕТЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ
ПРИ ОБЩЕНИИ С ПРИРОДОЙ
1. Учить детей здороваться с обитателями салона природы и растениями, произрастающими на территории детского сада; поднимать руки над головой, расставив пальчики-«антенны», – получать заряд энергии, бодрости и хорошего настроения.
2. Во время трудовой деятельности детей использовать музыкальное сопровождение.
3. Учить детей выполнять поручения с любовью, разговаривать с объектом.
4. Учить вставать в круг, браться за руки, закрывать глаза, слушать звуки: пение птиц, журчание воды, плеск рыб, шелест листвы и т. д.
5. Создавать обстановку удивления и восхищения: расцвёл цветок, взошёл овёс, вылупились птенцы (просят есть, жалобно пищат), рыбы уплывают в грот и т. д.
6. Предлагать детям выбирать в салоне природы место, которое больше всего нравится, постоять, посидеть там.
7. Знакомить с растениями. Чтобы дети быстрее запоминали названия, растения надо «очеловечить», например: дядя Фикус, тётя Роза, принцесса Пальма, королева Монстера и т. д.
8. Для того чтобы дети быстрее запомнили места обитания лисы, медведя и других животных, предложить перевоплотиться в них и «занять» их жильё.
9. Почаще напоминать детям, что природой надо не только любоваться, но и помогать ей.
10. Выполнять поисково-исследовательские задания внимательно и ответственно. Например, находить больные растения и помогать им, ставить табличку с зелёным крестиком – «нуждается в лечении».
11. Организовать работу «Зелёного патруля», который бы следил не только за состоянием комнатных растений, но и растений, произрастающих на территории ДОО.
12. Побуждать детей самостоятельно готовить и убирать оборудование и место проведения игр.
13. На экскурсиях и прогулках должен происходить тесный контакт детей с природой: дети разговаривают с растениями, птицами, насекомыми, любуются и ухаживают за ними.
14. Организовать дежурство по салону, побуждать соблюдать правила поведения в нём.
15. Организовать шефство за растениями салона, проведение длительных наблюдений.
16. Организовать заполнение календаря природы, дневника наблюдений, «Жалобной книги природы».
17. Организовать шефство над детьми из младших групп.
Диагностическое исследование уровня знаний детей в сфере экологического воспитания
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
УРОВНЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ
в сфере ЭКОЛОГИЧЕСКОго ВОСПИТАНИя
Диагностическое исследование осуществляется на примере тех объектов и явлений природы, которые окружают детей. Оно сопряжено с обязательной функцией получения результатов. На их основе корректируется деятельность, направленная на развитие ребёнка, работу с родителями и воспитателями.
Цель: формировать у детей элементарные знания о природе, окружающей среде, своём здоровье.
У детей должны быть сформированы:
1) экологические знания:
– о животном и растительном мире;
– живой и неживой природе;
– временах года;
2) положительное отношение к миру природы.
ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ
С целью выявления уровня знаний детей в сфере экологического воспитания
педагог должен:
1) проводить беседы;
2) задавать наводящие вопросы;
3) использовать:
– элементы рисования: сюжет, предмет и др.;
– наглядный материал: игрушки, иллюстрации и др.;
– загадки, пословицы, поговорки, стихотворения, песни;
– элементы дидактических, сюжетных, настольных, подвижных игр;
– карточки с ответами на выбор;
– рассказы детей;
4) предлагать ребёнку выполнить практическую работу по данной теме с природным, бросовым материалом, красками, карандашами и др.;
5) отвечать на вопросы детей, помогая детям их сформулировать.
критерии сформированности
экологических знаний
Высокий уровень (3 балла):
1) выполняет работу самостоятельно;
2) выбирает занятие по душе;
3) знает представителей растительного и животного мира;
4) самостоятельно делает выводы;
5) неравнодушен к происходящему в природе.
Средний уровень (2 балла):
1) сомневается при выборе занятия;
2) просит помощи при выполнении определённой работы;
3) путает названия растений, места их произрастания, животных, их среду обитания;
4) делает выводы только вместе со взрослыми или другими детьми.
Низкий уровень (1 балл):
1) желает быть наблюдателем;
2) находит занятие только по предложению воспитателя;
3) плохо ориентируется в названиях представителей растительного и животного мира;
4) затрудняется делать выводы.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом