Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, мастер-классы, планирование индивидуального маршрута ребенка

Есть на складе
284 руб.
-10%
255,60 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 3143
Авторы-составители Романович О. А.
Издательство Учитель, 2024
Серия В помощь логопеду
ISBN 978-5-7057-4848-8, 978-5-7057-3478-8, 978-5-7057-5787-9
Страниц 234
УДК 376.3
Штрихкод 9785705748488, 9785705734788, 9785705757879
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 11 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 156 г
Представлена система работы с родителями по коррекции задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет, практическая направленность которой позволяет без затруднения использовать предлагаемые собрания, консультации, еженедельные рекомендации, анкетирование, мастер-классы для повышения педагогической компетентности родителей воспитанников. Организуя сотрудничество с родителями, логопед, дефектолог информируют их по интересующим темам (подготовка к школьному обучению, развитие артикуляционного аппарата, звукового анализа и синтеза, фонематического слуха детей, дыхательная гимнастика и ее значение, организация логопедических занятий дома, слоговая структура слова, речевые навыки обучения пересказу текста), проводят мониторинг педагогических знаний родителей. С опорой на перспективный план, рассчитанный на три учебных года, педагоги совместно с родителями смогут создать индивидуальный маршрут развития каждого ребенка, обеспечивая ему квалифицированную коррекционную помощь и эффективную подготовку к обучению в школе в свете выполнения требований ФГОС ДО и ФОП ДО.
Предназначено учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, методистам дошкольных образовательных организаций для использования в учебных целях; полезно родителям детей, имеющих ЗПРР.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Психолого-педагогические обследования детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи показывают, что успех формирования правильной речи и развития психических процессов у детей-логопатов зависит от того, насколько своевременно будет оказана им коррекционно-педагогическая помощь. Комплексный подход к преодолению сложной структуры дефекта предполагает активное участие родителей, которые закрепляют речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с учителем-дефектологом, логопедом в повседневной жизни. Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку с ЗПРР в сочетании со своевременным использованием рекомендаций учителя-дефектолога, логопеда на различных этапах обучения способствует более эффективной коррекции речи и психических процессов дошкольника и соответствует одному из важнейших направлений работы ДОО в контексте требований ФГОС ДО и ФОП ДО взаимодействие с семьей.

В ряде исследований (В. В. Юртайкин, Л. Н. Ефименкова, 1981 г.; Ю. Ф. Гаркуша, 1992 г.; Н. В. Нищева, 2000 г.; Е. Н. Краузе, 2003 г.) представлена система воспитательных мероприятий, которая оптимизирует коррекционно-обучающий процесс данной группы детей, способствует более полной компенсации дефекта. Однако многие важные педагогические вопросы семейного воспитания детей с ЗПРР исследованы недостаточно.

Возникает необходимость выстраивания индивидуального маршрута развития ребенка с ЗПРР совместно с родителями.

Объединение усилий дефектолога и родителей в процессе коррекционного обучения непростая задача. Возникает необходимость создания системы работы учителя-дефектолога с родителями детей с ЗПРР, наполнения ее методическим содержанием для практического использования в коррекционной работе по преодолению дефекта сложной структуры у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость опыта, представленного автором, заключается в разработке системы работы учителя-дефектолога с родителями с целью коррекции ЗПРР у детей 4–7 лет, которая предусматривает поэтапную подготовку обучения и участия родителей в коррекционно-воспитательном процессе в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.

Цель совместной педагогической работы заключается в повышении качества коррекционно-образовательного процесса по преодолению ЗПРР у детей старшего дошкольного возраста.

Именно выработка новых стратегических подходов в совместном коррекционном процессе учителя-дефектолога, логопеда и семьи ребенка с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи представляют новизну деятельности в данном направлении.

Теоретические подходы:

· компетентностный подход, включающий в себя социально-педагогическую диагностику, призванную определить возможности семьи и специалистов дошкольного учреждения для совместной работы в рамках поддержки детей с ЗПРР;

· социально-педагогическая диагностика, предполагающая анализ и обобщение, разработку методических условий для изучения запросов современной семьи, формирование родительской компетентности;

· сферный подход, предполагающий изучение состояния взаимодействия педагога с семьями воспитанников и внедрение таких форм сотрудничества, которые позволяют согласовать педагогические установки на развитие, воспитание и обучение детей;

· личностно ориентированный подход, направленный на разработку индивидуального коррекционно-образовательного маршрута ребенка совместно с родителями.

Основные этапы совместной деятельности:

· аналитический: изучение семьи ребенка со сложной структурой дефекта, мониторинг;

· планово-организационный: планирование и организация работы с родителями по преодолению сложной структуры дефекта детей;

· методический: разработка методической поддержки системы работы с родителями по коррекции ЗПРР у детей старшего дошкольного возраста в рамках очной и заочной форм работы.

Коррекция ЗПРР у детей среднего и старшего дошкольного возраста осуществляется по разработанной системе, которая включает в себя:

· определение цели и задач;

· планирование работы с родителями;

· индивидуальный маршрут развития ребенка совместно с родителями;

· организацию коррекционно-образовательной деятельности совместно с родителями;

· методическое обеспечение;

· мониторинг.

На начальном этапе работы с помощью анкетирования необходимо собрать и обработать данные о семье каждого воспитанника. Обработка анкет позволит сделать анализ отношений между взрослыми и детьми в семье, а также определить уровень педагогической компетентности родителей и рационально спланировать работу с ними с целью вовлечения их в процесс, направленный на коррекцию задержки психического развития и общего недоразвития речи у детей.

Одной из составляющих системы работы является, как было сказано ранее, разработка индивидуального маршрута развития ребенка при непосредственном участии в нем родителей.

Цель индивидуального маршрута обеспечение диагностико-коррекционного сопровождения ребенка с проблемами в развитии в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка в условиях совместной деятельности с родителями.

Для организации коррекционно-образовательной деятельности вместе с родителями важно определить наиболее значимые традиционные и нетрадиционные формы работы определенного направления, тематики и содержания деятельности и выделить среди них очные и заочные формы работы с родителями. В очные формы можно включить: индивидуальные беседы и практикумы; родительские собрания; открытые занятия; родительские пятиминутки; тематические мастер-классы. В заочные формы работы с родителями входят: анкетирование, информационный стенд, папка-передвижка, методические рекомендации по закреплению материала коррекционных занятий, консультации на сайте ДОО; консультации в СМИ.

В рамках очной и заочной форм работы рекомендуется использовать методическую поддержку системы работы с родителями по коррекции ЗПРР у детей 4–7 лет, которая включает в себя:

· модели родительских собраний;

· рекомендации для родителей по закреплению материала коррекционных занятий с ребенком в домашних условиях;

· мастер-классы для родителей;

· модели открытых подгрупповых занятий;

· мультимедийные пособия, вызывающие интерес у родителей, помогающие преодолеть детские проблемы.

Для того чтобы проследить результаты работы с родителями, необходимо провести мониторинг педагогической компетентности родителей в начале коррекционного обучения детей и в конце.

Разработанная система работы с родителями по преодолению ЗПРР и использование ее методической поддержки позволяет повысить качество коррекционно-образовательного процесса.

Содержание

Введение    3

Модель системы работы учителя-дефектолога, логопеда с родителями по коррекции ЗПРР у детей 4–7 лет    7

Модель индивидуального маршрута развития ребенка совместно с родителями    8

Перспективный план работы учителя-дефектолога, логопеда с родителями детей с задержкой психоречевого развития    9

Средняя группа    9

Старшая группа    18

Подготовительная группа    26

Модели родительских собраний    37

Тема «Как, почему, зачем?»    37

Тема «Подготовка к школьному обучению»    39

Еженедельные рекомендации родителям детей с ЗПРР    54

Средний дошкольный возраст    54

Тема «Осень. Признаки осени»    54

Тема «Деревья»    55

Тема «Овощи»    57

Тема «Фрукты»    58

Тема «Грибы»    60

Тема «Ягоды»    62

Тема «Семья»    63

Тема «Игрушки»    65

Тема «Одежда»    67

Тема «Обувь»    69

Тема «Мебель»    70

Тема «Посуда»    72

Тема «Зима»    74

Тема «Зимующие птицы»    77

Тема «Домашние птицы»    79

Тема «Домашние животные и их детеныши»    80

Тема «Дикие животные и их детеныши»    83

Тема «Профессии. Продавец»    85

Тема «Защитники Отечества»    87

Тема «Профессии. Почтальон»    89

Тема «Транспорт. Профессии на транспорте»    91

Тема «Весна»    92

Тема «Первые весенние цветы»    95

Тема «Комнатные растения»    96

Тема «Космос»    98

Тема «Перелетные птицы»    100

Тема «Насекомые»    102

Тема «Наш город. Моя улица. Правила дорожного движения»    103

Тема «Аквариумные рыбы»    106

Тема «Лето. Цветы на лугу»    107

Старший дошкольный возраст    109

Тема «Овощи»    109

Тема «Фрукты»    112

Тема «Деревья»    114

Тема «Осень»    116

Тема «Грибы. Ягоды»    119

Тема «Птицы»    122

Тема «Человек. Части тела»    124

Тема «Одежда, обувь, головные уборы»    127

Тема «Посуда»    129

Тема «Продукты питания»    131

Тема «Зима»    133

Тема «Зимние забавы»    136

Тема «Домашние животные»    138

Тема «Дикие животные наших лесов»    141

Тема «Дикие животные жарких и холодных стран»    144

Тема «Рыбы»    146

Тема «Дом. Квартира»    149

Тема «Мебель»    151

Тема «Моя семья»    153

Тема «Профессии»    156

Тема «Инструменты»    159

Тема «Весна»    161

Тема «Космос»    164

Тема «Транспорт»    165

Тема «Насекомые»    168

Тема «Цветы»    171

Тема «Школа. Школьные принадлежности»    172

Тематические консультации    175

Тема «Развитие артикуляционного аппарата у детей»    175

Тема «Развитие навыков звукового анализа и синтеза»    181

Тема «Как организовать логопедические занятия дома»    187

Тема «Артикуляционная гимнастика»    189

Тема «Фонематический слух – основа правильной речи»    190

Тема «Правила проведения занятий с ребенком по рекомендациям учителя-логопеда, дефектолога в домашних условиях»    193

Тема «Звуковой анализ слов»    194

Тема «Развитие правильных речевых навыков»    196

Тема «Слоговая структура слова»    198

Тема «Пересказ текста»    199

Тема «Что делать по дороге в гости?»    200

Тема «Готов ли ваш ребенок к школе?» (Опросник)    202

Тема «Путешествие по сказке» (открытое итоговое занятие учителя-дефектолога)    204

Мониторинг педагогической компетентности родителей детей с задержкой психоречевого развития среднего и старшего дошкольного возраста    211

Критерии оценки уровня функции    213

ПРИЛОЖЕНИЯ    216

Приложение 1. Анкета № 1 (первичная – ознакомительная)    216

Приложение 2. Анкета № 2 (определение уровня педагогической компетентности родителей)    219

Приложение 3. Анкета № 3 (итоговая)    224

Литература    226

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.