Литературное чтение. 1-4 классы. Методический инструментарий, формирование ключевых умений

Есть на складе
103 руб.
-10%
92,70 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 5209
Авторы Лебединцев В. Б.
Издательство Учитель, 2013
Серия ФГОС. Универсальные учебные действия
ISBN 978-5-7057-3438-2
Страниц 158
УДК 372.016:82*01/04
Штрихкод 9785705734382
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 115 г
В пособии подробно описаны планируемые образовательные результаты начального общего образования по литературному чтению, основанные на поэтапном освоении учащимися 1-4 классов ключевых умений читательской деятельности в соответствии с ФГОС. Для каждого уровня-этапа формирования предметного умения и метапредметных универсальных учебных действий рекомендованы приемы и памятки организации деятельности школьников, предложены вопросы, задания, алгоритмические предписания для работы учащихся с художественными произведениями в парах и малых группах, успешность выполнения которых позволяет охарактеризовать способности ученика и уровень их достижения, разработаны занятия в разновозрастном учебном коллективе с отбором индивидуальных программ.
Предназначено учителям начальной школы, специалистам системы подготовки и повышения квалификации работников образования.

Подробное описание

Введение

Предмет «Литературное чтение» предназначен для формирования функциональной грамотности, развития читательской компетентности, восприятия литературного текста как искусства слова, общего развития и воспитания ученика.

Этот предмет относится к группе учебных предметов, в которых ведущим компонентом содержания являются способы деятельности. Это обстоятельство положено нами в основу систематизации планируемых образовательных результатов по литературному чтению и отбора характерных художественных произведений для формирования каждого ключевого умения читательской деятельности.

Нами выделен ряд ключевых умений читательской деятельности. Знания в курсе литературного чтения оказываются в подчиненном положении. Их функция вспомогательная, они привлекаются главным образом с целью обеспечения умений. Одни знания собственно предметные, из области филологии, другие – логические, мировоззренческие, оценочные. Есть знания о самом умении и границах его применения.

Способы деятельности не являются однородными: одни из них – макроумения (мы называем их ключевыми умениями), другие – микроумения (они составляют ключевые умения). Макроумения не изолированы друг от друга, они пересекаются отдельными учебными действиями. В первом разделе книги каждое ключевое умение (макроумение) конкретизируется посредством составляющих его учебных действий (микроумений). Кроме того, определена динамика развития ключевых умений, представленная в форме уровней (этапов) формирования.

Во втором разделе приводятся перечни художественных произведений, рекомендуемых для формирования того или иного умения. Произведения разделены на группы в соответствии с динамикой достижения планируемых результатов.

В третьем и четвертом разделах содержатся приемы, памятки, алгоритмические предписания для организации деятельности учащихся в парах и малых группах, а также задания и вопросы к различным художественным произведениям.

Последний раздел посвящен особенностям организации занятий в разновозрастном учебном коллективе, обучение в котором позволяет разрешить проблему дискретности в формировании учебных действий у многих учащихся (они переходят в следующий класс, так и не завершив освоение ряда умений) и обеспечить для них непрерывность этого процесса независимо от года обучения в начальной школе.

Материалы изначально предназначались для организации образовательного процесса в малочисленных сельских школах, переход которых на обучение в разновозрастных коллективах снимает многие проблемы, связанные с технологической отсталостью образовательного процесса, и позволяет достичь высоких образовательных результатов. Представленные в пособии планируемые результаты были положены нами в основу программы по литературному чтению для разновозрастного учебного коллектива. Каждый раздел содержания курса соответствует какому-либо одному ключевому умению. При таком структурировании содержания курса традиционные принципы (тематический, жанровый, сезонный, монографический) переводятся в разряд вспомогательных.

Практика показала, что возможности применения представленных материалов широки: их можно использовать как на обязательных учебных занятиях в рамках классно-урочной системы, так и для дополнительной внеклассной работы. Любой учитель может почерпнуть из последней главы полезные идеи для организации дополнительных занятий. На этих занятиях можно попытаться реализовать подход по непрерывному формированию умений читательской деятельности (на основе перехода на следующий уровень после успешного завершения предыдущего), если нет возможности организовать разновозрастный учебный коллектив в рамках обязательных занятий.

Автор выражает благодарность Г. З. Максимовой, И. А. Румянцевой, Н. М. Сухановой, Е. В. Талдыкиной, С. Л. Ткаченко, принявшим самое активное участие в разработке и апробации представленных в книге материалов.

Содержание

Введение    3

Планируемые образовательные результаты по литературному чтению    5

Художественные произведения, рекомендованные для формирования ключевых умений читательской деятельности    16

Умение читать правильно, выразительно и бегло    17

Умение читать с пониманием    21

Умение пересказывать    26

Аудирование    32

Литературоведческий анализ    35

Приемы, памятки и алгоритмы организации деятельности учащихся    38

Организация учебной работы в парах    38

Самостоятельная групповая работа учащихся    44

Формируем умения читать с пониманием, пересказывать    46

Формируем умения читать правильно, выразительно, бегло    60

Формируем умение анализировать текст    64

Дидактический материал по формированию умений читательской деятельности    64

Формируем умение работать с книгой    64

Формируем умение читать с пониманием    66

Тексты для работы по методике А. Г. Ривина (для первого уровня)    66

Тексты и задания для совместного изучения и пересказа в паре (для первого уровня)    71

Задания для работы в малых группах    74

Формируем умение пересказывать    111

Формируем умение читать правильно, выразительно и бегло    124

Аудирование. Поиск верных и неверных утверждений    129

Приобретение опыта сочинительской деятельности    134

Литературоведческий анализ художественного произведения    136

Особенности организации занятий в разновозрастном коллективе    141

Специфика коллективных учебных занятий    142

Дидактические принципы коллективных учебных занятий    143

Разновозрастный учебный коллектив    145

Специфика программы учебного предмета в разновозрастном коллективе    147

Принципы отбора содержания обучения в индивидуальные программы    149

План учебного занятия    150

Учет освоения каждым школьником общей программы    151

Нормативные основания педагогического творчества учителя    153

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос