Окружающий мир. 3 класс. Рабочая программа и система уроков по УМК "Школа 2100". Программа для установки через Интернет
Код | СИ-476 |
Авторы-составители | Маркина Н. В., Матвеева Н. А., Тимофеева О. А., Черноиванова Н. Н. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС. Планирование учебной деятельности |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Программа включает развернутое тематическое планирование системы учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия; требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения образовательной программы; учебно-методическое обеспечение.
Сценарии уроков содержат разнообразный материал, способствующий формированию целостного представления о мире, его познанию, развитию творческой мыслительной деятельности и наблюдательности (игровые и тестовые задания, анализ конкретных ситуаций и сюжетных картинок, викторины, аукционы, блицопрос, инсценировки в ролях по заданному сюжету и творческому замыслу, опытно-экспериментальные задания), позволяющий учителю создать механизм устойчивого применения всех элементов учебной деятельности и обеспечить естественные условия "учить себя" каждому ученику.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли») : учебник : в 2 ч. Ч. 1 / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
2. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс. («Мое Отечество») : учебник : в 2 ч. Ч. 2 / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, С. В. Тырин. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
3. Вахрушев, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Обитатели Земли») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
4. Данилов, Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Мое Отечество») / Д. Д. Данилов, С. С. Кузнецова, Е. В. Сизова. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
5. Вахрушев, А. А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Обитатели Земли») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, О. А. Родыгина. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
6. Сизова, Е. В. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Мое Отечество») / Е. В. Сизова, Н. В. Харитонова. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
7. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли») : методические рекомендации для учителя / А. А. Вахрушев, О. А. Родыгина. – М. : Баласс, 2012.
8. Сизова, Е. В. Окружающий мир. 3 класс («Мое Отечество») : методические рекомендации / Е. В. Сизова, Д. Д. Данилов, М. Е. Турчина. – М. : Баласс, 2012.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Окружающий мир» реализует следующие цели:
· осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира;
· создание фундамента значительной части предметов основной школы: физике, химии, биологии, географии, обществознанию, истории.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
· умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
· освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и в обществе;
· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Структура курса
Раздел 1: «Обитатели Земли».
Вещество и энергия.
Оболочка планеты, охваченная жизнью.
Живые участники круговорота веществ.
Раздел 2: «Моё Отечество».
Твои родные и твоя Родина в потоке времени.
Времена Древней Руси. IX–XIII века.
Времена Московского государства. XIV–XVII века.
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века.
Времена Советской России и СССР. 1917–1991 годы.
Современная Россия.
Предмет «Окружающий мир» как часть системы начального образования призван решать не только частные, но и общие задачи начальной школы. Содержание курса отражает сущность современного образования вообще и начального – в особенности, и определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира. Учебный материал по окружающему миру отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.
Прежде всего, это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира – планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуется экспериментирование, опытная работа. Структурным элементом урока может стать деятельность моделирования, составление учащимися схем, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями.
Урок 1. Тела и вещества
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают, что такое тело и вещество; умеют отличать тело от вещества; научатся приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов; получат возможность научиться объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека.
Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: формулировать цели урока после предварительного обсуждения и учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в своей системе знаний; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий и справочников; логические – самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить собственную.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют интерес, желание больше узнать; объясняют важность получения образования.
Оборудование: стакан с водой, сахар.
I. Мотивация и целеполагание.
1. Игра «Что из чего состоит?».
Учитель. Ребята, нас окружает много предметов, и все они из чего-то состоят, из каких-то веществ.
Давайте поиграем в игру «Что из чего состоит?». Я буду показывать предмет, а вы называйте вещество, из которого он состоит.
Учитель демонстрирует предметы: карандаш, чашку, ключ, хлеб, вилку, линейку. Ученики называют вещества, из которых они состоят.
2. Работа по учебнику, с. 10.
Учитель. Посмотрите, вверху на иллюстрации изображены герои нашего учебника Миша и его сестра Лена. О чём они говорят? Прочитайте.
Ученики читают диалог героев.
Учитель. Как правильно называются окружающие предметы?
Ученик. Все предметы, которые нас окружают, называются телами.
Учитель пишет на доске слово: тело.
Учитель. Из чего состоят все тела?
Ученик. Тела состоят из веществ.
Учитель пишет на доске слово: вещество.
Учитель. Как поставите стрелку, чтобы обозначить, что тело состоит из вещества?
Ученик. От вещества к телу.
Учитель пишет на доске: тело ← вещество.
3. Игра «Тело и вещество».
Учитель. Проверьте, умеете ли вы различать тело и вещество. Я буду показывать вам карточки, а вы говорите, что это – тело или вещество.
Учитель демонстрирует карточки: парта, соль, кирпич, глина, металл, автомобиль, сахар, дом, железо, вода.
4. Работа по учебнику, с. 10.
Учитель. Рассмотрите рисунки внизу страницы. На сколько групп разделены все окружающие нас тела?
Ученик. Все тела делятся на 3 группы.
Учитель. Одна группа – это искусственные тела. Какие тела вы можете отнести к этой группе?
Ученик. Дом, ракета, стиральная машина и др.
Учитель. Что общего между всеми названными телами?
Ученик. Они созданы человеком.
Учитель. А как вы назовёте вторую группу тел, созданных природой?
Ученик. Природные тела.
Учитель. Посмотрите на рисунок, в нём природные тела делятся на две группы. Какие?
Если учащиеся не могут ответить, учитель обращает их внимание на рисунок.
Учитель. У вас есть подсказка. Посмотрите на первый рисунок. Что на нём нарисовано?
Ученик. Медведь, гриб, цветок.
Учитель. Какие это тела?
Ученик. Живые тела.
Урок 3. Что такое энергия?
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают, что такое энергия, виды энергии, многообразие проявлений энергии; умеют определять вид энергии и давать характеристику; получат возможность научиться объяснять значение различных видов энергии для человека.
Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; обнаруживать учебную проблему и составлять план её решения.
Познавательные: общеучебные – преобразовывать информацию из одной формы в другую; представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы; выделять отличия одного вида энергии от другого; логические – самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения поставленной учебной задачи.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом жизненных и учебных ситуаций.
Личностные: оценивают жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; высказывают общие правила поведения для всех людей, связанных с опредёленной темой.
Оборудование: иллюстрации приборов, работающих на электричестве или бензине и использующих мышечную силу.
Сценарий урока
На доске расположены парами иллюстрации:
Учитель. Ребята, рассмотрите рисунки на доске. Что на них изображено?
Ученик. Дрели, мясорубки, велосипед и мотоцикл.
Учитель. Как вы думаете, почему я расположила их парами?
Ученик. По названию общих понятий: дрели, мясорубки, транспортные средства.
Учитель. Посмотрите внимательно, на какие две группы разделены рисунки. Почему они так разделены? По какому принципу?
Ученик. Одни механизмы работают с помощью человека, то есть он должен приложить силу. А электрические дрель и мясорубка работают от электричества, мотоцикл едет за счёт бензина.
Учитель. Что нужно, чтобы привести эти механизмы в движение? Как сказать одним словом?
Ученик. Сила, энергия.
Учитель. Что общего между автомобилем, заправляемым бензином, и человеком, который ест обед?
Ученик. И автомобиль, и человек получают (запасают) энергию для движения.
II. Освоение нового содержания и его применение.
1. Работа по учебнику, с. 17.
Учитель. Ребята, прочитайте в учебнике о проблеме, возникшей у вашей знакомой Лены. Помогите ей.
Учащиеся читают диалог в учебнике на с. 17.
Ученик. Что такое энергия?
Учитель. Сможете ли вы объяснить это Лене? Попробуйте сформулировать, что такое энергия.
Учащиеся предлагают свои варианты.
Ученик. Энергия – это то, за счёт чего совершается движение, работа.
Ученики записывают определение в учебник.
Учитель возвращается к рисункам на доске.
Учитель. Вы определили, что механизмы приводит в движение энергия.
Учитель пишет на доске: энергия.
Учитель. Но ручную дрель приводит в движение энергия человека, а электрическую дрель – электричество. Значит, у них разные источники энергии.
Учитель пишет на доске: источник энергии.
Запись на доске:
источник энергии
Ї
энергия
Урок 4. Превращение энергии
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают основные виды энергии, способы превращения энергии; умеют характеризовать основные способы получения и превращения энергии; получат возможность научиться характеризовать превращение энергии на примере быта людей.
Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: формулировать цели урока после предварительного обсуждения; обнаруживать и формулировать учебную проблему и составлять план её решения.
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в системе знаний; извлекать информацию, необходимую для решения поставленной задачи, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, схема); читать схемы и работать с ними; выделять отличительные признаки; логические – выстраивать цепочку объяснений в системе превращения энергии.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных ситуаций.
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения норм поведения и сохранения природы; высказывать общие правила поведения в рамках изучаемой ситуации.
Оборудование: гвоздь, кусок дерева и молоток, вентилятор, фен.
Сценарий урока
В начале урока учитель может провести ряд опытов, иллюстрирующих второй закон термодинамики (нагревание гвоздя от удара по нему молотком; любые случаи превращения электрической энергии в механическую и тепловую и другие).
Учитель. О чём говорили на прошлом уроке?
Ученик. Мы говорили об энергии и источниках энергии.
Учитель. Рассмотрите электроприборы. (Учитель демонстрирует вентилятор.) Что это?
Ученик. Вентилятор.
Учитель. Какой у него источник энергии?
Ученик. Электричество.
Учитель включает вентилятор.
Учитель. Что происходит с энергией электричества?
Ученик. Двигает лопасти вентилятора. Превращается в энергию движения.
Учитель. Когда включаем фен, что происходит с энергией электричества?
Ученик. Превращается в энергию движения.
Учитель. А какой воздух выходит из фена?
Ученик. Горячий воздух.
Учитель. Значит, часть энергии электричества превращается в энергию движения, а что происходит с другой частью энергии?
Ученик. Часть энергии превращается в энергию тепла.
Учитель. Какой вывод вы можете сделать? Что происходит с энергией?
Ученик. Энергия может превращаться из одной в другую.
II. Освоение нового содержания и его применение.
1. Работа по учебнику, с. 19.
Учитель. Внимательно рассмотрите рисунки. В какую форму энергии превращается энергия пищи?
Важно обратить внимание учеников на то, что говорит изображённый на рисунке мальчик.
Ученик. Энергия пищи превратилась в энергию тепла.
Учитель. В какую энергию превращается энергия электричества, запасённая в батарейках?
Ученик. Энергия электричества превращается в энергию движения.
Учитель. Что изображено на 3-м рисунке?
Ученик. Гидроэлектростанция.
Учитель. Какое превращение происходит на гидроэлектростанциях?
Ученик. Энергия текущей воды превращается в электричество.
2. Объяснение нового материала.
Эта тема довольно сложная, поэтому новый материал рассказывает учитель.
Учитель. Заяц ест траву, рысь – зайца, но и заяц, и рысь преследуют одну цель – обеспечить свой организм веществом, а главное, энергией.
Энергия в разных формах связывает все организмы на Земле друг с другом и со средой их обитания. Учёные долго изучали превращения энергии, наблюдения позволили им прийти к выводу: все превращения энергии происходят в строгом соответствии с двумя основными законами термодинамики.
Урок 6. Большой круговорот веществ
Урок 6
Большой круговорот веществ
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают определение круговорота веществ в природе; умеют называть его роль в природе, объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека, работать с использованием глобуса.
Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: формулировать цели урока после предварительного обсуждения; составлять план решения проблемы.
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в системе знаний; извлекать информацию, необходимую для решения поставленной задачи, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, схема); читать схемы и работать с ними; выделять отличительные признаки; логические – выстраивать цепочку объяснений в системе круговорота веществ.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных ситуаций.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют интерес, желание больше узнать; высказывают общие правила поведения в рамках изучаемой ситуации.
Оборудование: иллюстрации круговорота воды; глобус.
Сценарий урока
1. Блицопрос.
Учитель. Ребята, какое сейчас время года?
Ученик. Осень.
Учитель. Какое время года наступит потом?
Ученик. Зима.
Учитель. А после весны?
Ученик. Лето.
Учитель. После лета?
Ученик. Опять осень.
Учитель. Почему вы уверены, что времена года будут сменять друг друга в таком порядке?
Ученик. Потому что так происходит всегда. Такой сложился порядок.
Учитель. Это правильный ход явлений. День сменяет ночь, ночь сменяет день. Времена года сменяют друг друга в строгом порядке. От чего зависит этот порядок?
Ученик. Этот порядок зависит от Солнца.
Учитель. Привычный ход явлений на нашей планете зависит от двух основных причин. Астрономическая причина – положение Земли по отношению к Солнцу. Это причина смены дня и ночи, климата от полюса к экватору, времён года, их круговорота.
Учитель может использовать глобус во время объяснения.
Учитель. С каким круговоротом вы знакомились во втором классе?
Ученик. С круговоротом воды в природе.
Учитель использует таблицу, иллюстрирующую круговорот воды в природе.
Учитель. Вспомните, что вам известно о круговороте воды в природе.
Учитель помогает актуализировать эти знания.
Ученик. Вода испаряется с поверхности рек, морей, океанов. В виде пара поднимается вверх, там собирается в облака. Ветер переносит облака. Над сушей вода выпадает на землю в виде дождя (или снега) и стекает в реки, моря.
2. Проблемная ситуация.
Учитель. Вы рассуждали о порядке в природе, а как он поддерживается? В доме вы постоянно убираете?
Вопрос вызывает у детей затруднение.
Учитель. Что думают об этом Лена и Миша? Прочитайте, о чём они говорят.
Ученики читают диалог на с. 26.
II. Освоение нового содержания и его применение.
1. Выполнение задания, с. 26.
Учитель. На рисунке показан круговорот между квартирой и природой. Его надо дополнить.
Из квартиры в природу поступает «душный» воздух, а что возвращается из природы в квартиру?
Ученик. Чистый воздух.
Учитель. Из квартиры в природу поступает грязная вода, а обратно?
Ученик. Из природы в квартиру поступает чистая вода.
Учитель. Из квартиры отходы идут в природу, а что человек берёт из природы?
Ученик. Пищу.
Учитель
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом