Окружающий мир. 3 класс. Рабочая программа и система уроков по УМК "Школа 2100". Программа для установки через Интернет

Есть на складе
102 руб.
-10%
91,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-476
Авторы-составители Маркина Н. В., Матвеева Н. А., Тимофеева О. А., Черноиванова Н. Н.
Издательство Учитель, 2023
Серия ФГОС. Планирование учебной деятельности
Электронная версия скачать
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Электронное пособие "Окружающий мир. 3 класс. Рабочая программа и система уроков по УМК "Школа 2100"" серии "Планирование учебной деятельности" содержит систематизированный материал в виде рабочей программы и системы уроков по окружающему миру для 3 класса, разработанных в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентированных на работу по учебнику А. А. Вахрушева и др. "Окружающий мир" (М., 2012), входящему в состав УМК "Школа 2100".
Программа включает развернутое тематическое планирование системы учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия; требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения образовательной программы; учебно-методическое обеспечение.
Сценарии уроков содержат разнообразный материал, способствующий формированию целостного представления о мире, его познанию, развитию творческой мыслительной деятельности и наблюдательности (игровые и тестовые задания, анализ конкретных ситуаций и сюжетных картинок, викторины, аукционы, блицопрос, инсценировки в ролях по заданному сюжету и творческому замыслу, опытно-экспериментальные задания), позволяющий учителю создать механизм устойчивого применения всех элементов учебной деятельности и обеспечить естественные условия "учить себя" каждому ученику.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Пояснительная записка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс.Обитатели Земли») : учебник : в 2 ч. Ч. 1 / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

2. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс.Мое Отечество») : учебник : в 2 ч. Ч. 2 / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, С. В. Тырин. М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

3. Вахрушев, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Обитатели Земли») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

4. Данилов, Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Мое Отечество») / Д. Д. Данилов, С. С. Кузнецова, Е. В. Сизова. М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

5. Вахрушев, А. А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Обитатели Земли») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, О. А. Родыгина. М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

6. Сизова, Е. В. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Мое Отечество») / Е. В. Сизова, Н. В. Харитонова. М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

7. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли») : методические рекомендации для учителя / А. А. Вахрушев, О. А. Родыгина. М. : Баласс, 2012.

8. Сизова, Е. В. Окружающий мир. 3 класс («Мое Отечество») : методические рекомендации / Е. В. Сизова, Д. Д. Данилов, М. Е. Турчина. М. : Баласс, 2012.

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса.

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Окружающий мир» реализует следующие цели:

· осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира;

· создание фундамента значительной части предметов основной школы: физике, химии, биологии, географии, обществознанию, истории.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

· умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

· освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и в обществе;

· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Структура курса

Раздел 1: «Обитатели Земли».

Вещество и энергия.

Оболочка планеты, охваченная жизнью.

Живые участники круговорота веществ.

Раздел 2: «Моё Отечество».

Твои родные и твоя Родина в потоке времени.

Времена Древней Руси. IXXIII века.

Времена Московского государства. XIVXVII века.

Времена Российской империи. XVIII начало XX века.

Времена Советской России и СССР. 19171991 годы.

Современная Россия.

Предмет «Окружающий мир» как часть системы начального образования призван решать не только частные, но и общие задачи начальной школы. Содержание курса отражает сущность современного образования вообще и начального в особенности, и определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира. Учебный материал по окружающему миру отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.

Прежде всего, это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуется экспериментирование, опытная работа. Структурным элементом урока может стать деятельность моделирования, составление учащимися схем, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями.


Урок 1. Тела и вещества

Урок 1
Тела и вещества

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают, что такое тело и вещество; умеют отличать тело от вещества; научатся приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов; получат возможность научиться объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека.

Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: формулировать цели урока после предварительного обсуждения и учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в своей системе знаний; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий и справочников; логические – самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить собственную.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют интерес, желание больше узнать; объясняют важность получения образования.

Оборудование: стакан с водой, сахар.

Сценарий урока

I. Мотивация и целеполагание.

1. Игра «Что из чего состоит?».

Учитель. Ребята, нас окружает много предметов, и все они из чего-то состоят, из каких-то веществ.

Давайте поиграем в игру «Что из чего состоит?». Я буду показывать предмет, а вы называйте вещество, из которого он состоит.

Учитель демонстрирует предметы: карандаш, чашку, ключ, хлеб, вилку, линейку. Ученики называют вещества, из которых они состоят.

2. Работа по учебнику, с. 10.

Учитель. Посмотрите, вверху на иллюстрации изображены герои нашего учебника Миша и его сестра Лена. О чём они говорят? Прочитайте.

Ученики читают диалог героев.

Учитель. Как правильно называются окружающие предметы?

Ученик. Все предметы, которые нас окружают, называются телами.

Учитель пишет на доске слово: тело.

Учитель. Из чего состоят все тела?

Ученик. Тела состоят из веществ.

Учитель пишет на доске слово: вещество.

Учитель. Как поставите стрелку, чтобы обозначить, что тело состоит из вещества?

Ученик. От вещества к телу.

Учитель пишет на доске: тело ← вещество.

3. Игра «Тело и вещество».

Учитель. Проверьте, умеете ли вы различать тело и вещество. Я буду показывать вам карточки, а вы говорите, что это – тело или вещество.

Учитель демонстрирует карточки: парта, соль, кирпич, глина, металл, автомобиль, сахар, дом, железо, вода.

4. Работа по учебнику, с. 10.

Учитель. Рассмотрите рисунки внизу страницы. На сколько групп разделены все окружающие нас тела?

Ученик. Все тела делятся на 3 группы.

Учитель. Одна группа – это искусственные тела. Какие тела вы можете отнести к этой группе?

Ученик. Дом, ракета, стиральная машина и др.

Учитель. Что общего между всеми названными телами?

Ученик. Они созданы человеком.

Учитель. А как вы назовёте вторую группу тел, созданных природой?

Ученик. Природные тела.

Учитель. Посмотрите на рисунок, в нём природные тела делятся на две группы. Какие?

Если учащиеся не могут ответить, учитель обращает их внимание на рисунок.

Учитель. У вас есть подсказка. Посмотрите на первый рисунок. Что на нём нарисовано?

Ученик. Медведь, гриб, цветок.

Учитель. Какие это тела?

Ученик. Живые тела.


Урок 3. Что такое энергия?

Урок 3
Что такое энергия?

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают, что такое энергия, виды энергии, многообразие проявлений энергии; умеют определять вид энергии и давать характеристику; получат возможность научиться объяснять значение различных видов энергии для человека.

Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; обнаруживать учебную проблему и составлять план её решения.

Познавательные: общеучебные – преобразовывать информацию из одной формы в другую; представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы; выделять отличия одного вида энергии от другого; логические – самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения поставленной учебной задачи.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом жизненных и учебных ситуаций.

Личностные: оценивают жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; высказывают общие правила поведения для всех людей, связанных с опредёленной темой.

Оборудование: иллюстрации приборов, работающих на электричестве или бензине и использующих мышечную силу.

Сценарий урока

I. Мотивация и целеполагание.

На доске расположены парами иллюстрации:

Учитель. Ребята, рассмотрите рисунки на доске. Что на них изображено?

Ученик. Дрели, мясорубки, велосипед и мотоцикл.

Учитель. Как вы думаете, почему я расположила их парами?

Ученик. По названию общих понятий: дрели, мясорубки, транспортные средства.

Учитель. Посмотрите внимательно, на какие две группы разделены рисунки. Почему они так разделены? По какому принципу?

Ученик. Одни механизмы работают с помощью человека, то есть он должен приложить силу. А электрические дрель и мясорубка работают от электричества, мотоцикл едет за счёт бензина.

Учитель. Что нужно, чтобы привести эти механизмы в движение? Как сказать одним словом?

Ученик. Сила, энергия.

Учитель. Что общего между автомобилем, заправляемым бензином, и человеком, который ест обед?

Ученик. И автомобиль, и человек получают (запасают) энергию для движения.

II. Освоение нового содержания и его применение.

1. Работа по учебнику, с. 17.

Учитель. Ребята, прочитайте в учебнике о проблеме, возникшей у вашей знакомой Лены. Помогите ей.

Учащиеся читают диалог в учебнике на с. 17.

Ученик. Что такое энергия?

Учитель. Сможете ли вы объяснить это Лене? Попробуйте сформулировать, что такое энергия.

Учащиеся предлагают свои варианты.

Ученик. Энергия – это то, за счёт чего совершается движение, работа.

Ученики записывают определение в учебник.

Учитель возвращается к рисункам на доске.

Учитель. Вы определили, что механизмы приводит в движение энергия.

Учитель пишет на доске: энергия.

Учитель. Но ручную дрель приводит в движение энергия человека, а электрическую дрель – электричество. Значит, у них разные источники энергии.

Учитель пишет на доске: источник энергии.

Запись на доске:

источник энергии

Ї

энергия


Урок 4. Превращение энергии

Урок 4
Превращение энергии

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают основные виды энергии, способы превращения энергии; умеют характеризовать основные способы получения и превращения энергии; получат возможность научиться характеризовать превращение энергии на примере быта людей.

Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: формулировать цели урока после предварительного обсуждения; обнаруживать и формулировать учебную проблему и составлять план её решения.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в системе знаний; извлекать информацию, необходимую для решения поставленной задачи, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, схема); читать схемы и работать с ними; выделять отличительные признаки; логические – выстраивать цепочку объяснений в системе превращения энергии.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных ситуаций.

Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения норм поведения и сохранения природы; высказывать общие правила поведения в рамках изучаемой ситуации.

Оборудование: гвоздь, кусок дерева и молоток, вентилятор, фен.

Сценарий урока

I. Мотивация и целеполагание.

В начале урока учитель может провести ряд опытов, иллюстрирующих второй закон термодинамики (нагревание гвоздя от удара по нему молотком; любые случаи превращения электрической энергии в механическую и тепловую и другие).

Учитель. О чём говорили на прошлом уроке?

Ученик. Мы говорили об энергии и источниках энергии.

Учитель. Рассмотрите электроприборы. (Учитель демонстрирует вентилятор.) Что это?

Ученик. Вентилятор.

Учитель. Какой у него источник энергии?

Ученик. Электричество.

Учитель включает вентилятор.

Учитель. Что происходит с энергией электричества?

Ученик. Двигает лопасти вентилятора. Превращается в энергию движения.

Учитель. Когда включаем фен, что происходит с энергией электричества?

Ученик. Превращается в энергию движения.

Учитель. А какой воздух выходит из фена?

Ученик. Горячий воздух.

Учитель. Значит, часть энергии электричества превращается в энергию движения, а что происходит с другой частью энергии?

Ученик. Часть энергии превращается в энергию тепла.

Учитель. Какой вывод вы можете сделать? Что происходит с энергией?

Ученик. Энергия может превращаться из одной в другую.

II. Освоение нового содержания и его применение.

1. Работа по учебнику, с. 19.

Учитель. Внимательно рассмотрите рисунки. В какую форму энергии превращается энергия пищи?

Важно обратить внимание учеников на то, что говорит изображённый на рисунке мальчик.

Ученик. Энергия пищи превратилась в энергию тепла.

Учитель. В какую энергию превращается энергия электричества, запасённая в батарейках?

Ученик. Энергия электричества превращается в энергию движения.

Учитель. Что изображено на 3-м рисунке?

Ученик. Гидроэлектростанция.

Учитель. Какое превращение происходит на гидроэлектростанциях?

Ученик. Энергия текущей воды превращается в электричество.

2. Объяснение нового материала.

Эта тема довольно сложная, поэтому новый материал рассказывает учитель.

Учитель. Заяц ест траву, рысь – зайца, но и заяц, и рысь преследуют одну цель – обеспечить свой организм веществом, а главное, энергией.

Энергия в разных формах связывает все организмы на Земле друг с другом и со средой их обитания. Учёные долго изучали превращения энергии, наблюдения позволили им прийти к выводу: все превращения энергии происходят в строгом соответствии с двумя основными законами термодинамики.


Урок 6. Большой круговорот веществ

Урок 6
Большой круговорот веществ

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают определение круговорота веществ в природе; умеют называть его роль в природе, объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека, работать с использованием глобуса.

Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: формулировать цели урока после предварительного обсуждения; составлять план решения проблемы.

Познавательные: общеучебные ориентироваться в системе знаний; извлекать информацию, необходимую для решения поставленной задачи, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, схема); читать схемы и работать с ними; выделять отличительные признаки; логические – выстраивать цепочку объяснений в системе круговорота веществ.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных ситуаций.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют интерес, желание больше узнать; высказывают общие правила поведения в рамках изучаемой ситуации.

Оборудование: иллюстрации круговорота воды; глобус.

Сценарий урока

I. Мотивация и целеполагание.

1. Блицопрос.

Учитель. Ребята, какое сейчас время года?

Ученик. Осень.

Учитель. Какое время года наступит потом?

Ученик. Зима.

Учитель. А после весны?

Ученик. Лето.

Учитель. После лета?

Ученик. Опять осень.

Учитель. Почему вы уверены, что времена года будут сменять друг друга в таком порядке?

Ученик. Потому что так происходит всегда. Такой сложился порядок.

Учитель. Это правильный ход явлений. День сменяет ночь, ночь сменяет день. Времена года сменяют друг друга в строгом порядке. От чего зависит этот порядок?

Ученик. Этот порядок зависит от Солнца.

Учитель. Привычный ход явлений на нашей планете зависит от двух основных причин. Астрономическая причина – положение Земли по отношению к Солнцу. Это причина смены дня и ночи, климата от полюса к экватору, времён года, их круговорота.

Учитель может использовать глобус во время объяснения.

Учитель. С каким круговоротом вы знакомились во втором классе?

Ученик. С круговоротом воды в природе.

Учитель использует таблицу, иллюстрирующую круговорот воды в природе.

Учитель. Вспомните, что вам известно о круговороте воды в природе.

Учитель помогает актуализировать эти знания.

Ученик. Вода испаряется с поверхности рек, морей, океанов. В виде пара поднимается вверх, там собирается в облака. Ветер переносит облака. Над сушей вода выпадает на землю в виде дождя (или снега) и стекает в реки, моря.

2. Проблемная ситуация.

Учитель. Вы рассуждали о порядке в природе, а как он поддерживается? В доме вы постоянно убираете?

Вопрос вызывает у детей затруднение.

Учитель. Что думают об этом Лена и Миша? Прочитайте, о чём они говорят.

Ученики читают диалог на с. 26.

II. Освоение нового содержания и его применение.

1. Выполнение задания, с. 26.

Учитель. На рисунке показан круговорот между квартирой и природой. Его надо дополнить.

Из квартиры в природу поступает «душный» воздух, а что возвращается из природы в квартиру?

Ученик. Чистый воздух.

Учитель. Из квартиры в природу поступает грязная вода, а обратно?

Ученик. Из природы в квартиру поступает чистая вода.

Учитель. Из квартиры отходы идут в природу, а что человек берёт из природы?

Ученик. Пищу.

Учитель

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.