Диагностика развития музыкальности на основе оценки интегративных качеств личности дошкольника

Есть на складе
66 руб.
-50%
33 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Не участвует в акциях
Код 4470
Авторы-составители Равчеева И. П.
Издательство Учитель, 2013
Серия ФГТ в ДОУ. Оценка достижений детей
ISBN 978-5-7057-3351-4
Страниц 83
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705733514
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 3 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 125 г
Для того чтобы обучение в условиях реализации образовательных задач области "Музыка" носило развивающий характер, важно проводить диагностику развития музыкальности детей и в соответствии с ФГТ фиксировать результаты развития на основе оценки интегративных личностных качеств.
В пособии предложены мониторинговые материалы (показатели проявления компонентов того или иного интегративного качества, разработанные на основе ориентиров проявления интегративных качеств в музыкальной деятельности, критерии развития музыкальности дошкольников на основе оценки интегративных качеств с обозначением уровня проявления компонента интегративного качества, промежуточные и итоговые таблицы для каждой возрастной группы), позволяющие выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и определить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Предназначено музыкальным руководителям, специалистам дошкольного образования, преподавателям учреждений повышения квалификации и педагогических учебных заведений.

Подробное описание

Введение

В связи с утверждением и введением в действие федеральных государственных требований  (ФГТ) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 655 от 23.11.2009 г.) в настоящее время перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача по разработке новой диагностики, диагностики детского развития на основе оценки интегративных личностных качеств ребенка. Основная задача этой диагностики – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Образовательная область «Музыка» как структурный компонент основной образовательной программы (ООП), несомненно, вносит свой весомый вклад в формирование и развитие интегративных качеств ребенка, поскольку ее основная цель – формирование общей культуры детей, а задачи включают развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщение к музыкальному искусству. По определению Б. М. Теплова, который дал всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей, музыкальность есть не что иное, как система музыкальных способностей, где эмоциональная отзывчивость на музыку является главным ее компонентом. Это связано с содержанием музыки, которая отражает наше эмоциональное отношение к миру, к тому, что в нем происходит. Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность.) Третья музыкальная способность, входящая в традиционную структуру музыкальности, – музыкально-слуховые представления (собственно слуховой компонент звуковысотного слуха). Понятие «музыкальность» не исчерпывается названными тремя музыкальными способностями. Кроме них, в структуру музыкальности могут быть включены и общие способности, проявляющиеся в музыкальной деятельности и влияющие на развитие музыкальных способностей. Это мышление, внимание, эмоции, творческое воображение и т. д.

Для того чтобы обучение в условиях реализации образовательных задач области «Музыка» носило развивающий характер, в первую очередь важно проводить диагностику развития музыкальности детей и, в соответствии с ФГТ, фиксировать результаты развития на основе оценки интегративных качеств.

По общепринятому утверждению в психологии и педагогике, развитие ребенка происходит в деятельности, которая требует проявления его способностей и качеств, а навыки и умения выступают показателями их развития. В нашем случае – это музыкальная деятельность. Между достижениями ребенка в музыкальной деятельности и развитием его музыкальности и интегративных личностных качеств существует безусловная взаимосвязь. Обоснованием этому утверждению являются показатели влияния музыки и музыкальной деятельности на общее развитие ребенка:

Эмоционально окрашенные движения под музыку способствуют физическому развитию;

Игровая природа музыки привлекает детей, вызывает интерес, активность;

Эмоциональные реакции, возникающие при восприятии музыки, способствуют развитию эмоциональной отзывчивости не только на содержание художественного произведения, но и на эмоции близких людей и друзей;

В ходе совместной музыкальной деятельности дети овладевают вербальными и невербальными средствами общения (мимика, жест, пантомима) и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Совместная музыкальная деятельность способствует освоению норм и правил поведения, проявлению доброжелательности, стремлению оказать помощь другим детям, планированию своих действий для достижения цели;

Применение усвоенных знаний и способов действий (самостоятельное или по заданию педагога) проявляется в музыкальной творческой деятельности, в высказываниях о музыке;

Тематическое разнообразие музыки и эмоциональная окрашенность художественных образов позволяют формировать представления о ближайшем социуме, обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему; о мире и природе;

В ходе развития музыкального восприятия дети овладевают умением слушать и слышать музыку, точно выполнять задания взрослого (по словесной инструкции, по образцу), что способствует подготовке детей к школе;

В музыкальной деятельности формируются умения и навыки, необходимые для ее осуществления.

Ориентиры проявления компонентов интегративных личностных качеств
в условиях музыкальной деятельности, позволяющие судить о развитии музыкальности

Интегративные качества

Ориентиры

Физическое развитие

1. Качество согласованности движений с музыкой.

2. Увлеченность детей движениями под музыку

Любознательность, активность

1. Интерес к музыке и музыкальной деятельности.

2. Способность к самостоятельным действиям в различных видах музыкальной деятельности

Эмоциональность, отзывчивость

1. Эмоциональная отзывчивость в слушательской деятельности.

2. Эмоциональная окраска исполнительской деятельности

Овладение средствами общения и способами взаимодействия

со взрослыми, сверстниками

Желание сообща заниматься музыкальной деятельностью

Способность управлять своим поведением и планировать действия

1. Планирование своих действий в музыкальной деятельности для достижения цели.

2. Доброжелательность, помощь другим детям

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи

1. Высказывания детей о музыке.

2. Музыкальные импровизации по заданию взрослого и самостоятельные

Представление о себе, семье, обществе, государстве, мире

и природе

1. Понимание детьми ценности для людей музыкальных произведений, их красоты.

2. Понимание содержания музыкальных произведений как отражения окружающего мира

Овладение предпосылками учебной деятельности

1. Умение слушать взрослого и точно выполнять музыкальные задания:

– по словесной инструкции;

– по показу

Овладение необходимыми умениями и навыками для осуществления музыкальной деятельности

1. Желание слушать высокохудожественную музыку, называние любимых произведений, композиторов, высказывания о музыке.

2. Овладение исполнительскими и творческими умениями
и навыками

Содержание

Введение    3

Организация и методика проведения диагностики    5

Вторая младшая группа    6

Средняя группа    25

Старшая группа    44

Подготовительная к школе группа    63

Литература    82

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.