Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия

Есть на складе
333 руб.
-10%
299,70 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код 3001
Авторы Копотева Г. Л., Логвинова И. М.
Издательство Учитель, 2023
Серия Методическая лаборатория
ISBN 978-5-7057-3314-9, 978-5-7057-4291-2
Страниц 99
УДК 373.1
Штрихкод 9785705733149, 9785705742912
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 9 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 142 г
ГРИФ Института стратегических исследований в образовании РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Данное пособие представляет научно-методическую разработку специалистов Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования Г. Л. Копотевой, зав. лабораторией разработки, экспертизы и апробации новых образовательных технологий, и И. М. Логвиновой, зам. директора ИСИО РАО, координатора апробации ФГОС.
Авторами представлена разработанная технологическая карта урока, дано научное обоснование подходов к её конструированию, изложена характеристика структуры смысловых компонентов, их логическая последовательность. Технологическая карта урока разработана на основе теории деятельности и в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования.
Рекомендуется учителям начальной и средней школы, руководителям образовательных
организаций и методических объединений, а также региональных систем повышения квалификации, методических служб муниципальных управлений (департаментов, отделов) образования.
Авторы пособия апробировали предлагаемую технологическую карту урока на семинарах ИСИО РАО в Москве и в 46 регионах РФ.

Подробное описание

Введение

По оценке специалистов, сохранение профессиональной компетентности становится все более сложной задачей, поскольку начало ХХΙ века отмечено интенсивным ростом объёма информации и огромной скоростью её обновления. Так, по подсчетам американских ученых, ежегодно специалист должен обновлять 5 % теоретических и 20 % практических профессиональных знаний. Игнорирование потребности в повышенном объёме практико-ориентированного содержания учебно-методического обеспечения деятельности системы повышения квалификации может привести к снижению качества и торможению роста профессионального мастерства учителя.

Именно поэтому настоящее методическое пособие создано как описание создания практического средства реализации требований ФГОС в образовательном процессе и примеров его использования педагогами. Теоретическая составляющая данного пособия, представленная в первой главе, лишь абрисно очерчивает основные методологические положения, составившие основу создания авторской технологической карты урока.

Практико-ориентированная часть настоящего пособия представлена двумя главами. Глава вторая раскрывает структуру, смысловые компоненты, разделы технологической карты урока, реализующего цели формирования УУД, их логическую последовательность, а также демонстрирует способы трансформирования карты (модификационные варианты карты) – возможные комбинации её разделов, их каузальную (см. словарик) привязку друг к другу. В главе 3 приведены разработки уроков практикующих педагогов из разных регионов РФ, составленных на основе данной технологической карты урока, что, по сути дела, «оживляет» модель карты, представленную ранее. Информацию о педагогах, участвовавших в проектировании уроков, можно получить в конце настоящего издания.

Благодаря такой структуре этой части пособия содержание обеих глав может использоваться для проведения диадных методических тандемов (см. словарик) в системе повышения квалификации педагогов. В составе подобного методического тандема содержание второй главы ложится в основу практического занятия, а материалы главы 3 могут использоваться как образцы для деятельности педагогов в рамках практикума по разработке уроков на основе рекомендуемой технологической карты урока.

Достоинством настоящего пособия является то, что его можно эффективно использовать как в системе повышения квалификации и профессионального мастерства педагогов, так и в процессе самообразования работников образования. Под самообразовательной деятельностью мы понимаем деятельность, которая возникает у субъекта на основе потребности в овладении новыми операциями, действиями, умениями, реализующаяся в ситуации проектирования личностного саморазвития и выступающая сопутствующей основной профессиональной деятельности.

Мы разделяем мнение В. Н. Мясищева, что процесс развития заключается не в наслаивании, а в новообразованиях с перестройкой ранее существовавшего. Поскольку презентуемая нами в данном пособии технологическая карта урока разработана на основе теории деятельности и призвана стимулировать конструирование образовательного процесса как субъект-субъектного педагогического взаимодействия его участников, то мы смеем надеяться, что овладение технологией её использования позволит педагогу получить подобное новообразование в виде двух важнейших результатов и такого же количества эффектов. Очевидными результатами, по нашему мнению, будут являться:

  • рост профессиональной педагогической компетентности;
  • рост самообразовательной компетентности.

Самообразовательную компетентность мы рассматриваем как синтез гносеологического (знаний), праксиологического (умений), аксиологического (отношений) компонентов, включающих цель, содержание, способы и результаты деятельности, проявляющихся в мотивации достижений.

Получение второго результата представляется нам не менее важным обстоятельством, чем прирост профессиональной компетентности. Мы придаём ему такое значение, потому что максимально обобщённым планируемым результатом обучения в соответствии с ФГОС является умение учиться – компетентность к обновлению компетенций. Если проанализировать содержание понятия «умение учиться», данное в примерной основной образовательной программе начального общего образования, рекомендованной Координационным советом Министерства науки и образования РФ по введению ФГОС, то станет очевидным, что оно, по сути дела, является структурным и содержательным аналогом понятия самообразовательной компетентности. Поэтому мы считаем, что, не обладая самообразовательной компетентностью, педагогу будет сложно «заразить» ученика убеждённостью в необходимости умения учиться и передать способы его формирования.

В связи в этим мы рассчитываем, что у тех, кто воспользуется предлагаемым в данном методическом пособии продуктом, проявятся не только положительные результаты в овладении системно-деятельностным подходом и формировании УУД, но даже и эффекты. Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата: например, как приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность. В соответствии с таким пониманием в качестве эффектов мы ждём, прежде всего, следующих изменений:

  • появления мотива профессионального развития, необходимого для достижения цели реализации ФГОС;
  • признания приоритетности субъектно-субъектных отношений в процессе реализации ФГОС.

Аудитория педагогов, которая может обратиться к данному методическому пособию, очень многообразна. Для кого-то информация, полученная из него, так и останется пока дополнительным знанием, которое не сразу перейдёт в сферу профессиональной деятельности. Но этот результат тоже важен: ненужных знаний не бывает, просто «выстрелят» они у каждого в разное время. А кто-то пойдёт дальше. Этот кто-то будет не просто использовать рекомендуемую технологическую карту на своих уроках, но сможет, к примеру:

  • используя алгоритм конструирования, усовершенствовать её;
  • обучить коллег проектированию урока на её основе.

Вот это и есть те ожидаемые нами результаты и эффекты, на которые очень рассчитываем!

Успехов, дорогие коллеги!

Содержание

Введение    4

Глава 1. Методологические подходы к конструированию технологической карты урока, формирующего УУД    6

1.1. Психолого-педагогические основания конструирования технологической карты урока, формирующего УУД    6

1.2. Методические основания конструирования технологической карты урока, формирующего УУД    7

Глава 2. Конструирование технологической карты урока, формирующего УУД    10

Технологическая карта-трансформер эффективное средство конструирования урока, соответствующего требованиям ФГОС    10

Глава 3. Опыт проектирования урока, формирующего УУД, на основе технологической карты урока Копотевой Г. Л., Логвиновой И. М.    19

Технологические карты уроков    20

Математика (вариант 1)    20

Математика (вариант 2)    32

Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению)    37

Литературное чтение (вариант 1)    47

Литературное чтение (вариант 2)    53

Музыка    64

Окружающий мир    71

Физическая культура    83

Библиография    96

Словарик    98

Сведения об авторах уроков    99

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.