Современные технологии образования дошкольников
Код | 911 |
Авторы-составители | Михеева Е. В. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Методическая работа в ДОО |
ISBN | 978-5-7057-3210-4, 978-5-7057-4768-9 |
Страниц | 221 |
УДК | 372.3/.4 |
Штрихкод | 9785705732104, 9785705747689 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 210 x 10 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 163 г |
Предназначено руководителям, заместителям заведующей по научно-методической и учебно-воспитательной работе, методистам, воспитателям всех видов дошкольных организаций и прогимназий, рекомендовано специалистам дошкольной педагогики органов управления образованием, учителям младших классов и воспитателям ГПД общеобразовательных школ для использования в учебных целях; полезно преподавателям и студентам дошкольных факультетов высших и средних специальных учебных заведений.
Подробное описание
Введение
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий.
С 1 сентября 2014 года в соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 введен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Нормативный документ определяет основу образовательной программы российского детского сада и выдвигает в качестве основной цели педагогической работы развитие каждого ребенка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей.
Идеология ФГОС ДО направлена на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. Предлагается уделять особое внимание формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и(или) психическом развитии детей.
В тексте ФГОС ДО, как видно, не употребляется слово «занятие». На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В ФГОС ДО содержится указание на то, какие виды деятельности можно в соответствии с теоретико-методологическими основами считать приемлемыми формами культурной практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь назовем игру, игровую деятельность как ведущую деятельность дошкольного возраста, а также коммуникативную, двигательную, продуктивную, познавательно-исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную, чтение (восприятие) художественной литературы. Таким образом, специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс образования является, по сути, процессом «усвоения… в других (не учебных) видах деятельности».
В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях. Они сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе образовательной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт задает ориентиры развития системы дошкольного образования:
· соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
· сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
· соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
· обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
· построение с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
· построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе;
· решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
· построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Очевидно, что работникам образования для освоения заявленных ориентиров и составления части программы, формируемой участниками образовательного процесса, необходимо организованное сопровождение.
Цель настоящего пособия состоит в том, чтобы способствовать формированию у воспитателей представлений о методологических требованиях и многообразии современных педагогических технологий обучения детей дошкольного возраста.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии.
Представим концептуальное осмысление современных образовательных технологий.
Современные образовательные технологии
Направлены на <цель> |
||||||||
Повышение качества образования |
||||||||
Опираются на <принципы> |
||||||||
Научности |
Личностно-деятельностный |
Системности |
||||||
Достигаются через <средства> |
||||||||
Обучение в вузах |
Повышение квалификации |
Самообразование |
Мониторинг качества |
|||||
Приводят к <результатам> |
||||||||
• Личностному и профессиональному росту педагогов. • Успешности воспитанников в учебно-познавательной деятельности. • Созданию здоровьесберегающей среды |
||||||||
Зависят от <ресурсов> |
||||||||
Кадровых |
Информационных ресурсов |
Финансовых |
Временных ресурсов |
Современные образовательные технологии означают способы реализации новой парадигмы образования. К ним можно отнести: технологию личностно ориентированного обучения и воспитания; технологию дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания; технологию проблемного обучения и воспитания; технологию обучения и воспитания без насилия; технологию эффективной речевой деятельности; технологию диалогового обучения и воспитания; технологию рефлексивного обучения и воспитания. При этом под качеством образования понимается соответствие образования интересам человека, общества и государства. Качество образования проявляется через ценностное отношение к нему со стороны человека, общества и государства. Главные «вечные» ценности образования – приобщение человека к миру культуры, развитие личностных качеств, приобретение жизненно важных знаний и умений – реализуются в процессе воспитания и обучения. Важнейшим требованием к образовательному процессу является здоровьесбережение, без чего, собственно, невозможно говорить о социальной ценности образования.
Современным образовательным технологиям, также как и всем высоким технологиям, должны быть присущи следующие характеристики:
· Гуманность: технологии должны улучшать качество жизни людей, например качество образования.
· Эффективность: технологии должны быть результативными, то есть должны давать гарантированные результаты уже в течение 5 лет их применения.
· Наукоемкость: технологии должны иметь серьезное научное обоснование, отраженное в монографиях и докторских исследованиях, а также должны иметь научное сопровождение в процессе их применения, чтобы исключить возможность искажения.
· Универсальность: технологии должны иметь широкое применение, например одна и та же технология должна быть применима для преподавания различных учебных предметов, должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития.
· Интегрированность: технологии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены и тем самым должны дополнять и усиливать друг друга.
Педагоги ДОО при реализации современных образовательных технологий выполняют функции собеседника, исследователя, фасилитатора, эксперта.
1. Собеседник (функция эмоциональной поддержки).
Речь идет о способности и умении педагога центрироваться на ребенке, на том, что для него значимо; это проявляется в заинтересованности, озабоченности интересами ребенка, готовности поддержать беседой, обсуждением, помощью.
2. Исследователь (исследовательская функция). Она выражается в трех аспектах:
· первый аспект – умение педагога проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения и воспитания, отслеживать личное продвижение каждого ребенка в учебном взаимодействии;
· второй аспект – использование педагогом в процессе обучения психодиагностических методов и процедур, что способствует получению информации о развитии ребенка, о его успехах и трудностях;
· третий аспект – применение педагогом развивающих технологий личностного роста. Педагог должен иметь способность корректировать и направлять процесс развития ребенка предшкольного возраста в общении с ним, точно и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении знании.
3. Фасилитатор.
Педагог-фасилитатор – это педагог, способствующий в усвоении и освоении нового ребенком. Педагог-фасилитатор строит свои взаимоотношения с ребенком на положительном его принятии, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым создавая комфортные для развития ребенка условия.
4. Эксперт (экспертная, консультативная функция). Она вырастает из потребности в педагоге, обладающем глубокими систематическими знаниями, разносторонними, практическими навыками и умениями. Доброжелательный и компетентный педагог располагает ребят к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого педагога значимо для детей, и потому дети готовы обращаться к нему за консультацией.
Содержание
Введение 3
Технологии дифференцированного (индивидуализированного) обучения детей дошкольного возраста 9
Игровые технологии в дошкольном периоде 30
Использование метода образовательных проектов в практике работы ДОО 52
Детское исследование как метод обучения 100
Развивающие технологии в обучении детей дошкольного возраста 142
Моделирование как метод обучения детей дошкольного возраста 168
Области применения икт для развития дошкольников 184
Литература 218
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом