Литературное чтение. 1 класс: система уроков по учебнику В. Ю. Свиридовой

Снято с продажи
Код 5173
Авторы-составители Смирнова И. Г., Демященкова Г. Н.
Издательство Учитель, 2014
Серия ФГОС. Поурочное планирование
ISBN 978-5-7057-3188-6
Страниц 165
УДК 372.016:82*01
Штрихкод 9785705731886
Размеры (Ш x В x Т) 203 x 285 x 8 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 245 г
В пособии представлены поурочные разработки по курсу "Литературное чтение" для 1 класса, составленные в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентированные на работу с учебником В. Ю. Свиридовой "Литературное чтение. 1 класс" (Самара: Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2012).
К каждому уроку спроектированы задачи учащихся, выражающиеся в планируемых результатах освоения темы и предмета в целом и характеристике универсальных учебных действий, педагогические цели, позволяющие рационально и компетентно смоделировать образовательный процесс.
Сценарии уроков содержат виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных и речевых умений, творческого потенциала, предлагающие младшим школьникам осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать учебные задачи и находить пути их решения.
Предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объединений общеобразовательных школ, лицеев и гимназий.

Подробное описание

введение

Особенностью учебника В. Ю. Свиридовой является то, что это учебник литературы, а не чтения, литература понимается как искусство, то есть как способ художественного восприятия мира. Здесь учебник решает две задачи: исследовательскую (учит детей различать те или другие явления) и эмоционально-эстетическую (способствует организации переживания, учит чувствовать). Возможно ли начинать осуществление этого подхода уже в первом классе, то есть работая с детьми, многие из которых еще плохо читают? Учебник поможет вам убедиться в том, что это и возможно, и необходимо. Главный прием, к которому прибегают авторы учебника, организовывая исследовательское восприятие ребенка, это сравнение. Сравнивая разные виды чтения, прозу и поэзию, тексты, относящиеся к разным стилям речи и жанрам литературы, сравнивая приемы, школьник открывает для себя особенности литературного, то есть художественного, текста, специфику родов и жанров литературы, выразительность литературных приемов. Учебник путем сравнительного анализа разных текстов:

– выделяет литературу из просто чтения;

– отделяет литературу от фольклора;

– разделяет художественную и научную литературу.

С помощью разнообразной системы заданий учебник готовит интуитивное понимание того, что проза ориентирована в большой степени на пробуждение мысли, а поэзия – на активизацию чувств. Сравнительный анализ похожих по тематике и проблематике, но разных по жанровой принадлежности произведений готовит к пониманию того, что жанр сам по себе содержателен – независимо от того, чему именно посвящено литературное произведение. Так, сказка, рассказ, басня по-разному воспитывают уже в силу разной жанровой специфики. Народная сказка, уходящая корнями в миф и обряд, жестко делит мир на своих и чужих, на добро и зло. Она не оставляет читателю возможности самому сделать какой-нибудь выбор и вывод – все выводы в ней уже сделаны. Басня наследует особенности народной сказки о животных и, несмотря на содержащиеся иносказания, точно так же четко, как и сказка, произносит свой моральный приговор. Рассказ в силу жанровых особенностей требует читательского соучастия: автор не все решает за читателя, он предоставляет ему возможность самому сделать выводы.

Учебник готовит младшего школьника к пониманию того, что каждый литературный прием содержателен. На материале такого древнего жанра фольклора, как загадка, первоклассники постигают особенности сравнения одного из самых древних приемов характеристики предмета. На материале авторской поэзии дети вновь и вновь встречаются с этим приемом, узнавая, что он необыкновенно содержателен, с его помощью в предмете обнаруживается какая-то невидимая обыденным зрением скрытая особенность. Таким же древним приемом является и олицетворение прием, одушевляющий неживой предмет. Учащимся самим предлагается придумывать сравнения и олицетворения, чтобы они смогли почувствовать содержательность и продуктивность этих приемов.

Вторая задача – создание условий для рождения целостного эстетического переживания – решается в учебнике комплексно. Успешность ее решения, с одной стороны, гарантируется подбором текстов и системой вопросов, которые опираются на социальный опыт ребенка, близки ему эмоционально и психологически, способствуют подключению к решению встречающихся проблем, пробуждают соучастие и сочувствие. С другой стороны, успех зависит от того, насколько последовательно будет проводиться в жизнь ведущая идея курса литературы: окружающий нас мир наделен тайной и красотой, которая не всегда открывается обычному взгляду; именно литература обладает способностью и средствами делать явной не замечаемую нами подчас красоту, открывать в мире (а главное в человеке) его глубину и богатство.

Учебник пытается решить двуединую задачу: с одной стороны, задания и вопросы нацелены на воспитание уважения к целостности текста, на провокацию удивления перед тайной художественного творчества, с другой – они направлены на то, чтобы подчеркнуть уважение к индивидуальным особенностям восприятия текста каждым школьником.

Хотелось бы, чтобы результатом эстетического воспитания первоклассников средствами литературы стала их убежденность в том, что:

– литературное произведение – это текст, содержащий тайну, загадку, секрет, чудо, открытие;

– учитель и ученики вместе сделают все, чтобы научиться это видеть и чувствовать;

– каждый человек видит и чувствует по-своему: его восприятие – большая ценность.

Перед вами пособие, адресованное педагогам, работающим по программе В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение». Данный курс разработан на основе дидактических принципов и методической системы Л. В. Занкова.

Предлагаемый вариант – лишь один из возможных. Каждый учитель, учитывая особенности конкретного класса и свое видение предмета, может откорректировать материал, данный в этом пособии.

Цель пособия – максимально облегчить подготовку учителя к уроку и работу на уроке. Педагог сможет найти здесь все, что необходимо ему для подготовки к урокам: подробные поурочные разработки, методические рекомендации, литературный материал для развития речевых умений. Дополнительно даются сведения по теории литературы, приводятся краткие биографии детских писателей и поэтов.

Содержание

Введение    3

Книги – твои друзья    5

Урок 1. Что такое книга? Кто в книгах живет? (По стихотворениям Сережи Морозова, С. Я. Маршака)    5

Урок 2. Кто в книгах живет? Герои, созданные фантазией и воображением писателя («Под ковром» по Д. Биссету)    8

Урок 3. Особенности поэтического текста (по стихотворениям Д. Хармса «Я проснусь…», К. И. Чуковского «Да здравствует мыло душистое…»)    11

Урок 4. Связь книги с самыми разными сторонами человеческой жизни. Разница между читателем, слушателем, зрителем. История рождения книги    14

Урок 5Элементы книги. Понятие о библиотеке. Связь книги с разными сторонами человеческой жизни (В. Берестов «Читалочка», «Я купил билет в библиотеку...». Как устроена книга).    16

Урок 6. Фантазия и воображение в фольклорных и авторских текстах («Проверь себя», В. Лунин «Я видела чудо»)    19

Путешествие в мир литературы    23

Урок 7. Чтение и литература. Разница бытового чтения и художественной литературы (Г. Остер «Задачи», рассказ «Это я ползу»)    23

Урок 8. Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка (Б. Заходер «Пошел Сережа в первый класс...», Г. Виеру «Сколько звезд…», скороговорки, загадки народные и авторские)    26

Урок 9. Литературный герой, его имя, характер (А. Милн «Винни Пух и все-все-все», К. И. Чуковский «Барабек», «Угадайте-ка», Е. Чаповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак»)    30

Урок 10. Различение научного и художественного текстов. Художественное и научное описания (С. Махотин «Плохая привычка», Н. Сладков «Свиристели»)    37

Урок 11. Различение научного и художественного текстов («Проверь себя», М. Яснов «Радость»)    41

Долина рассказов: тайна за тайной    44

Урок 12. Первичные представления о рассказе как о литературном жанре. Персонажи рассказа и главный герой (Л. Н. Толстой «Косточка»)    44

Урок 13. Понятие о сюжете рассказа: завязка, кульминация, развязка. Автор и его герой (Г. Остер «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета», Е. Чарушин «Томка испугался»)    46

Урок 14. Различение фольклора и авторской литературы. Малые жанры фольклора. Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Прибаутка. Побасенка (Н. Ламм «Червяк», Н. Рубцов «Воробей», М. Горький «Воробьишко»)    49

Урок 15. Художественное описание. Средства выражения авторского отношения к описы-ваемому (Ю. Коваль «Воробьиное озеро», В. Лунин «Стеклышко», И. Пивоварова «Секретики»)    54

Урок 16. Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя (А. Барто «Я одна ничья сестра…», В. Орлов «Кто кого обидел первый?..», В. Берестов «Гляжу с высоты…», Л. Фадеева «Мне понравилось стоять»)    58

Сады поэзии: из чего растут стихи    62

Урок 17. Поэзия как особый взгляд на мир. Поэтические тайны: шуточная и взрослая (И. Пивоварова «Тайна», Л. Друскин «Беру я вещи в руки осторожно…»)    62

Урок 18. Поэзия как особый взгляд на мир. Выявление характера героя рассказа (В. Драгунский «Друг детства»)    66

Урок 19. Определение эмоционального настроя стихотворения. Поэтические сюрпризы (М. Яснов «Горести-печалести», А. Барто «Вот так защитник», «Мишка», «Думают ли звери», Б. Заходер «Я, на все махнув рукой…», Е. Серова «Надо к пятнице Егорке…»)    68

Урок 20. Признаки художественного текста. Олицетворение как художестввенный прием (В. Инбер «Оттепель, оттепель…», Н. Орлова «Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива, опираясь на костыль…»)    74

Урок 21. Прием олицетворения в сказке (Дж. Родари «Приключения Чиполлино», загадки)    78

Урок 22. Прием олицетворения в авторской поэзии (А. С. Пушкин «Унылая пора!», К. Бальмонт «Осень»)    83

Урок 23. Прием сравнения в загадке. Загадки (Е. Серова «Если мы растем на ели…», Р. Сеф «На свете все на все похоже…»)    87

Урок 24. Характер литературного героя («Проверь себя», В. Панова «Трудности существования», «Кто такой Сережа…»)    91

Сказочные дорожки – твой путеводитель    96

Урок 25. Сказки народные и авторские. Русские народные сказки, законы сказок (Л. Друскин «Какие незнакомые предметы!», М. Ю. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…»)    96

Урок 26. Сказки о животных. Русская народная сказка («Лисичка-сестричка и волк», «Кот и лиса»)    98

Урок 27. Сказки о животных. Обобщение читательского опыта (посещение библиотеки или работа с выставкой книг)    103

Урок 28. Особенности народных текстов в сравнении с авторскими. Потешка и авторское стихотворение. Звукопись в авторском стихотворении. Скороговорка. Пословицы. Сказочная область на карте Литературы (Э. Успенский, повести, отрывок из сказки «Про Веру и Анфису»)    106

Урок 29. Поэтические приемы в стихотворении (И. Бунин «Листопад»)    111

Урок 30. Законы волшебной сказки (русская народная сказка «Гуси-лебеди»)    114

Урок 31. Народные и авторские сказки. Сказки разных народов («Красная Шапочка» в пересказе Ш. Перро)    119

Урок 32. Сравнение авторского и народного текстов. Авторское стихотворение и частушка («Проверь себя», С. Михалков «Прививка», частушки)    122

Открытия в литературе и фантазия в науке    125

Урок 33. Характер героя в поэзии и в фольклоре (В. Берестов «Заяц-барабанщик», Н. Ламм «Заячья любовь». Автор герой читатель. Е. Чарушин «Волчишко», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна»)    125

Урок 34. Различение художественного (сказочного) и научного текста. Научно-популярная литература (К. Ушинский «Утренние лучи», С. Пшеничных «Рассветает», «Прощание», Д. Родари «Откуда берутся день и ночь?», В. Берестов «Ботаника», Н. Ламм «Зеленый репейник с собою возьму…»)    132

Урок 35. Поэзия в рассказе и стихотворениях (М. Пришвин «Золотой луг», В. Торчинский «Непослушный одуванчик», А. С. Пушкин «Цветок», А. Толстой «Колокольчики мои…»)    136

Урок 36. Ненаучное объяснение явлений. Ложь и фантазия (В. Берестов «Весенняя сказка», С. Пшеничных «И летом и зимою», П. Неруда «Книга вопросов», тексты из «Азбуки» Л. Н. Толстого)    144

Урок 37. Характер героя в юмористическом рассказе и стихотворении (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным», Р. Сеф «Если ты ужасно гордый…»)    148

Урок 38. Фантазия в авторском произведении (Н. Носов «Затейники», Н. Друк «Сказка»)    150

Урок 39. Изобразительные возможности поэтического произведения (Ю. Мориц «Это да! Это – нет!», Н. Рыленков «Все богатства русского пейзажа…»)    154

Урок 40. «Проверь себя». Что читать летом    158

Литература    163

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос