Музыка. Планирование работы по освоению образовательной области по программе "Детство". Младшая группа: освоение образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"

Есть на складе
136 руб.
-10%
122,40 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 4495
Авторы-составители Лысова Е. А., Луценко Е. А., Власенко О. П.
Издательство Учитель, 2023
Серия ФГОС ДО: практика реализации. Планирование образовательной деятельности
ISBN 978-5-7057-3204-3, 978-5-7057-4858-7
Страниц 54
УДК 373.2
Штрихкод 9785705732043, 9785705748587
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 2 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 88 г
Представленное планирование отражает содержание работы по освоению детьми младшей группы образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыка) и составлено в соответствии с ФГОС ДО и Примерной образовательной программой дошкольного образования "Детство" Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др. (СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС").
Использованный при составлении планирования комплексный подход к выбору форм и методов проведения занятий, а также включение в различные виды деятельности (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, выполнение музыкально-ритмических движений) позволят педагогам развивать музыкальную культуру детей 3-4 лет, формировать позицию активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений, будут способствовать накоплению музыкально-эстетического опыта.
Предназначено музыкальным руководителям, методистам дошкольных образовательных организаций, педагогам дополнительного образования, студентам факультетов дошкольного образования высших и средних педагогических и музыкальных учебных заведений.

Подробное описание

Пояснительная записка

В соответствии с ФГОС ДО задачи музыкального развития детей реализуются в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

В возрасте 3–4 лет необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования ребенка со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Манипулирование и игра с музыкальными звуками (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнении простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют ребенку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, ее жанрах.

Основные задачи:

– развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;

– становление эстетического отношения к окружающему миру;

– развитие восприятия музыки;

– реализация самостоятельной творческой деятельности детей;

воспитание у детей слуховой сосредоточенности и эмоциональной отзывчивости на музыку;

– поддержка детского экспериментирования с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра;

– активизация слуховой восприимчивости младших дошкольников.

Содержание музыкального образования (воспитания и обучения) включает в себя музыкальные знания, умения и навыки, музыкально-эстетическое сознание и опыт творческой деятельности ребенка в этом направлении.

Педагогу в своей работе обязательно надо придерживаться приоритета культурных ценностей в содержании образования. И только при условии применения ценностного содержания в музыкальном образовании у воспитанников будет сформированы ценностно-нормативные возрастные характеристики возможных достижений (целевые ориентиры). В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребенка:

– проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности;

– обладает установкой положительного отношения к миру;

– обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности;

– использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

– подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими и др.

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и воспитанников должно быть направлено на приобретение опыта у детей в музыкальных видах деятельности.

При этом педагогу необходимо:

– учитывать образовательные потребности и самих детей, и их родителей;

– формировать и поддерживать положительную самооценку воспитанников;

– использовать такие формы и методы работы, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей;

– поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка.


Содержание образовательной деятельности

Различение свойств музыкального звука (высоко – низко, громко – тихо). Понимание простейших связей музыкального образа и средств выразительности (медведь – низкий регистр). Различение того, что музыка бывает разная по характеру (веселая – грустная). Сравнение разных по звучанию предметов в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельное экспериментирование со звуками в разных видах деятельности, исследование качеств музыкального звука: высоты, длительности. Различение элементарного характера музыки, понимание простейших музыкальных образов. Вербальное и невербальное выражение просьбы послушать музыку.

Организация опыта освоения образовательной области

В силу сложности восприятия произведений музыкального искусства для детей 3–4 лет необходимо включать инструментальные произведения в доступные и привлекательные для младших дошкольников виды деятельности: рассказывание сказок с музыкальным вступлением, двигательные образные импровизации под музыку, сопровождение рассказывания потешек и прибауток игрой на музыкальных инструментах.

Воспитатель создает ситуации ориентации в свойствах музыкального звука, что позволит младшему дошкольнику устанавливать простейшие связи между характером музыкального образа и средствами его выразительности (колыбельная для куклы музыка медленная; медведь идет – музыка низкая). При отборе музыкального репертуара следует обращать внимание на то, что в этом возрасте ребенок различает контрастные музыкальные регистры (высоко – низко), простой характер музыки (веселая грустная); двигательно интерпретирует метроритм (плясовая марш).

В процессе организации музыкальной деятельности педагог помогает детям различать элементарный характер музыки, понимать, создавать и импровизировать простейшие музыкальные образы. Акцентирует внимание детей на том, что собственное эмоциональное состояние и характер игрового персонажа можно выразить особыми звуковыми средствами во время пения, танца, музицирования. В процессе использования специальных упражнений актуализирует предпосылки для развития певческого голосообразования. Педагог готовит голосовой аппарат ребенка к естественному звукоизвлечению, для чего использует упражнения артикуляционной гимнастики, интонационно-фонетические игровые упражнения, приемы звукоподражания, пение взрослого a capella.

Воспитатель организовывает игры и участвует в них как в основном виде детского певческого исполнительства. При проведении игр на фонацию звуков и их мелодику следует учитывать анатомо-психологические особенности строения детского голосового аппарата, используя прием «вопрос-ответ». Также необходимо учитывать амп­литуду диапазона голоса ребенка, включая свистковый режим для получения выразительных интонаций. Вместе с ребенком педагог придумывает звуковые образные импровизации, созданные на основе одного из самых любимых произведений устного народного творчества – сказок. Педагог создает условия для двигательных творческих импровизаций детей. Это позволяет ребенку прочувствовать ритмический рисунок музыки, активно откликнуться на характер музыки, выраженный в метрической организации. В музыкально-ритмических движениях ребенок 3–4 лет использует различные предметы (шары, мячи, ленты, цветы и т. д.), с помощью которых движения становятся более выразительными.

Особое значение в музыкальном развитии ребенка приобретает накопление опыта элементарного музицирования. В детском саду необходимо иметь минимальный набор музыкальных шумовых инструментов, в качестве которых можно использовать даже элементарные бытовые предметы. С помощью инструмента ребенок создает музыкально-художественный образ, становится участником и создателем метроритма музыкальной пьесы. Звучание инструмента помогает понять характер и настроение музыки, услышать динамику развития музыкальной формы.

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка («Что нас радует»):

• С интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения.

• Проявляет эмоциональную отзывчивость, высказывает первоначальные суждения о настроении музыки.

• Различает танцевальный, песенный, маршевый метроритмы, передает их в движении.

• Эмоционально откликается на характер песни, пляски.

• Активен в играх на исследование звука, в элементарном музицировании.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей:

• Неустойчивый и ситуативный интерес и желание участвовать в музыкальной деятельности.

• Музыка вызывает незначительный эмоциональный отклик.

• Затрудняется в воспроизведении ритмического рисунка музыки, не ритмичен. Во время движений не реагирует на изменения музыки, продолжает выполнять предыдущие движения.

• Не интонирует, проговаривает слова на одном звуке, не стремится вслушиваться в пение взрослого.

Авторы-составители пособия выражают благодарность авторскому коллективу кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена, создавшему новый вариант примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство», разработанной в соответствии с ФГОС ДО  и являющейся инновационным образовательным программным документом, и будут признательны авторам программы и коллегам-практикам за рекомендации, замечания, отзывы и предложения к представленным материалам.

Содержание

Пояснительная записка    3

Планирование организованной образовательной деятельности    5

Литература    56

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос