Портфолио ученика. Оценка достижений школьников. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-10.4 |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | Административное управление образовательным учреждением |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Особенностью диска являются "электронные портфолио" для начальной и средней школы, в которых создается своего рода база индивидуальных накопительных оценок, индивидуального профиля учебных достижений, которые архивируются тут же при работе с данным диском (при необходимости - тиражирования своеобразных бланков для заполнения и накопления вручную).
В материалы внесены изменения в связи с приведением нормативных правовых актов школы в соответствие с действующим законодательством РФ (изменения в нормативной документации по вопросам профильного обучения)
С этим товаром покупают
Примеры документов
Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая Программа разработана в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования Российской Федерации и перехода к ФГОС, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, формирования социальных УУД, годичного мониторинга общего уровня образовательных достижений обучающихся.
Определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного Портфолио.
Портфолио (в широком смысле этого слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он относится к ряду “аутентичных” (то есть истинных) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.
Портфолио не только является современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
– поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
– поощрять их активность и самостоятельность,
– расширять возможности обучения и самообучения;
– развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
– формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
– и как результат:
– способствовать повышению качества образования в целом.
Введение портфолио мотивировано задачами построения образовательного рейтинга выпускников 9-го класса и вопросами оптимизации механизмов формирования 10-х профильных классов.
Выпускник основной школы получает вместе с аттестатом и индивидуальный образовательный рейтинг (портфолио), который помогает целенаправленно выбирать профиль обучения. Поэтому важно уже с 7 класса начинать подготовительную работу с учащимися, направленную на обучение осознанному самостоятельному накоплению портфолио по выбору.
Цель программы – создание индивидуального образовательного рейтинга, основанного на компетентностном подходе, в котором отражены истинные, реальные достижения обучающегося.
Основные задачи программы:
– создать эмоционально-комфортную образовательную среду;
– способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
– изучить интересы, потребности и склонности учащихся;
– изучить возможности учащихся: способность к общению и саморегуляции, достижения в учебной и досуговой деятельности;
– соотнести интересы, потребности и склонности с возможностями в процессе совместной работы педагога-психолога с учеником;
– информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута;
– способствовать формированию и развитию у учащихся навыков самостоятельного и осознанного принятия решения;
– изучить возможности учащихся: способность к общению и саморегуляции, достижения в учебной и досуговой деятельности;
– соотнести интересы, потребности и склонности с возможностями в процессе совместной работы педагога-психолога с учеником;
– информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута;
– способствовать формированию и развитию у учащихся навыков самостоятельного и осознанного принятия решения.
Реализация программы рассчитана на пять лет, что позволяет составить “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребёнка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Работа с портфолио предполагает организацию деловых игр, дискуссий, диспутов и т. п., самостоятельную работу учащегося и индивидуальную работу с педагогом.
К работе с портфолио привлекаются родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог. Курирует работу классный руководитель.
Содержание индивидуальная накопительная Рабочая папка
СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАКОПИТЕЛЬНОЙ
РАБОЧЕЙ ПАПКИ
1. Титульный лист (обложка).
2. Содержание:
I раздел «Мой портрет»;
II раздел «Портфолио документов»;
III раздел «Портфолио работ»;
IV раздел «Портфолио отзывов»;
V раздел «Копилка» (памятки, инструкции, полезная информация).
Раздел I. Информация о владельце портфолио
Мой портрет – цели, самоанализ, результаты психологических диагностик, автобиография.
Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио (автобиография). В этом разделе помещаются результаты психологической диагностики, информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов. Ставит цели и анализирует достижения. Также проводит самоанализ итогов года.
Самоанализ можно проводить на первом классном часе, а затем заполненный лист вкладывать в рабочую папку (портфолио). Интересно анализировать: происходят ли изменения в рассуждениях ребенка, остается он на твердых позициях или его размышления меняются в соответствии с изменением возраста, определенных событий и т. д.
Раздел II. Официальные документы
Портфолио документов – комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
В этом разделе помещается перечень представленных в портфолио официальных документов (все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о прохождении курсов по предметам или о результатах тестирования и т. д.)
В данном разделе допускается представление копий документов.
Каждый документ этого раздела оценивается баллом в соответствии с принятой в данной муниципальной образовательной сети шкалой оценки.
На основании этих документов оформляется вкладыш в аттестат об основном среднем образовании.
Наличие данного раздела – это возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ, представленный в виде вкладыша в аттестат, легко заполняется классным руководителем.
Итоговая балльная оценка делает портфолио действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными в конце года и при итоговой аттестации в 9 классе).
Документы, представленные в данном разделе фиксируются в таблице. Сами документы или их копии (грамоты, сертификаты, благодарственные письма, свидетельства и т. п. ) могут храниться дома у ученика или в файле Рабочей папки.
Раздел III. Творческие работы, курсы по выбору
Портфолио работ – комплект различных творческих, исследовательских, проектных и других работ выпускника.
Портфолио работ может включать в себя:
– проектные работы (тема проекта, описание работы, текста работы в печатном виде);
– исследовательские работы и рефераты (исследовательская работа, реферат, использованная литература);
– техническое творчество: модели, макеты, приборы (краткое описание конкретной работы);
– работа по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках, в театре, оркестре, хоре и т. п.);
– различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая (фиксируется вид практики, место ее прохождения, продолжительность);
– занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах;
– участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях.
В данный раздел ученик помещает результаты различных творческих, проектных, исследовательских работ, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
Раздел портфолио включает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Материалы, представленные в данном разделе, дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. В ряде случаев это может быть педагогически весьма значимо, поскольку есть много учеников, для которых «портфолио работ» – дополнительная форма выражения успешности, «состоятельности» подростка в его образовательной карьере.
Основные проблемы, возникающие при внедернии портфолио
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ,
ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ПОРТФОЛИО
Прежде всего, внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. Конечно, и с этим трудно не согласиться, внедрение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. К тому же возникает проблема учебного времени: портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки.
Задачи портфолио, конечно же, не решаются за один-два года. Необходимо реально оценить возможности учащихся, педагогов, родителей в возможности предоставления материалов, позволяющих составить “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Поэтому возникает необходимость ответить на следующие вопросы:
1. Какой срок является оптимальным для накапливания материала?
2. Как могут взаимодействовать ученики, учителя и родители при формировании портфолио?
3. Как влияют различные варианты формирования портфолио на степень учебной мотивации учащегося, на развитие его социальной активности?
4. Какую необходимо вести работу с учащимися, чтобы заполнение в 9 классе документов, определяющих индивидуальный образовательный рейтинг выпускника основной школы, позволило преодолеть комплекс школьной неполноценности, которым страдают многие дети, чтобы мотивация достижений сопровождала их в последующей жизни?
Безусловно, существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной инновации в учебный процесс. Но вместе с тем учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы, и в конечном счете формируют новое понимание самого процесса обучения.
Для организации этой работы необходимо изучить и систематизировать многообразный материал, познакомиться с опытом работы, сложившимся в различных регионах России.
Основная проблема при внедрении этой инновации – проблема общей неготовности участников образовательного процесса к работе с новым методом оценивания образовательной деятельности:
– в школах слабо разработана методическая база по обеспечению соответствующей работы;
– неподготовленность (моральная и профессиональная) классных руководителей по организации деятельности ведения и оформления портфолио учащимися;
– у учащихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт;
– неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения. Первоначально у родителей действовал такой стереотип: нейтрально-спокойное отношение к деятельности педагогов и детей, а порой и категоричная оценка: “В современном обществе, к сожалению, значимы не результаты, а иные, точнее финансовые, возможности”.
В ходе работы по решению выявленных трудностей и анализа первого опыта по накоплению портфолио учащихся, а также понимая, что одной из главных задач современной школы является повышение качества образовательного процесса в рамках реализации программы по предпрофильной подготовке и профильного обучения, необходимо заранее готовить учащихся к осознанному подходу к сбору материалов и дальнейшему оформлению портфолио, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника основной школы.
Для того чтобы деятельность в этом направлении была эффективной, работа с портфолио должна строиться не только с позиции “рейтинговой функции”. Педагогическая философия портфолио предполагает: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического акцента с оценки на самооценку.
Функции участников образовательного процесса при внедрении в практику портфолио
УТВЕРЖДАЮ
Директор__________
«__» _________20_г.
Функциональные обязанности
участников образовательного процесса при внедрении
в практику портфолио как метода оценивания
Директор школы
1. Организует разработку и утверждает локальные акты, обеспечивающие нормативно-правовую базу предпрофильного обучения.
2. Распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности.
3. Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания.
4. Осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по данному направлению работы.
Заместитель директора по УВР
1. Является ответственным за внедрение в практику работы школы портфолио как метода оценивания.
2. Участвует в разработке локальных актов, обеспечивающих нормативно-правовую базу предпрофильного обучения.
3. Информирует педагогический коллектив о мероприятиях, участие в которых гарантирует пополнение содержания портфолио обучающегося.
4. Совместно с директором школы проводит производственные совещания и заседания педагогического совета с целью просвещения и организации деятельности по данному направлению работы.
5. Совместно с директором осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по данному направлению работы.
6. Организует работу годичной команды педагогов, внедряющих портфолио.
Классный руководитель
1. Оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио.
2. Проводит информационную работу по формированию портфолио с учащимися и их родителями.
3. Осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио.
4. Несет ответственность за оформление итоговой документации (вкладыш в аттестат, сводная итоговая ведомость и др.), включаемой в портфолио.
5. Осуществляет помощь в подборе литературы по профориентации, а также для подготовки рефератов и творческих работ школьников, выполняемых в рамках элективных курсов и внеурочной деятельности.
6. Участвует в работе годичной команды педагогов, внедряющих портфолио.
Учитель-предметник
1. Координирует процесс поиска обучающимися мест деятельности для накопления материалов портфолио.
2. Участвует в работе годичной команды педагогов, внедряющих портфолио.
3. Проводит просветительскую работу по проблеме формирования портфолио с учащимися и их родителями.
4. Организует практические ученические конференции по предмету или образовательной области.
5. Разрабатывает и внедряет систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной деятельности.
6. Осуществляет помощь в подборе литературы для подготовки рефератов и творческих работ школьников, выполняемых в рамках элективных курсов и внеурочной деятельности.
7. Участвует в работе годичной команды педагогов, внедряющих портфолио.
Педагог-психолог
1. Участвует в разработке локальных актов, обеспечивающих нормативно-правовую базу предпрофильного обучения.
2. Проводит индивидуальную психодиагностику по запросам обучающихся.
3. Проводит индивидуальную диагностику профессиональной направленности личности.
4. Ведет элективный курс (8–9 класс) «Мой выбор» в рамках предпрофильной подготовки.
5. Участвует в работе годичной команды педагогов, внедряющих портфолио.
Годичная команда
1. Организует процесс ведения предпрофильного обучения.
2. Планирует образовательный процесс в рамках предпрофильного обучения.
3. Осуществляет контроль за результатами обучения.
4. Организует информационные и итоговые мероприятия.
Положение о портфолио
Примерный образец Положения о портфолио
образоватетельного учреждения
УТВЕРЖДАЮ
Директор ___________
«__» ________200 __ г.
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРТФОЛИО
1. Общие положения.
«Портфолио» – накопительная оценка, которая вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников.
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) – это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных достижений, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника основной школы.
В соответствии с образовательным рейтингом выпускника основной школы обучающимся даются рекомендации по дальнейшему выбору профиля в 10-ом классе.
В образовательном учреждении устанавливаются единые критерии построения образовательного рейтинга выпускников 9 классов на основе портфолио, которые объявляются обучающимся, их родителям (законным представителям) при переходе в основную школу.
2. Задачи портфолио:
– поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию школьников;
– развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьников;
– содействовать дальнейшей успешной социализации обучающихся.
3. Время ведения портфолио.
Школа устанавливает период времени, который отводится для организации работы по созданию накопительной папки и ознакомлению учащихся и родителей с правилами работы с портфолио.
Ведение портфолио предполагает представление отчета по процессу образования подростка, видение «картины» значимых образовательных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, демонстрацию его способностей практически применять приобретенные знания и умения.
4. Структура портфолио.
Структура портфолио выпускников 9-х классов утверждена Приказом образовательного учреждения. Но если в школе планируется работа по более раннему введению портфолио (рабочей папки), то необходимо описать его форму и содержание.
5. Оформление портфолио.
Рабочую папку (портфолио) учащийся оформляет в соответствии с принятой в школе __________ структурой. Обучающийся имеет право (по своему усмотрению) включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п., отражающие его индивидуальность.
Все записи ведутся аккуратно, разборчиво. Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид.
Классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио. Проводит информационную работу по формированию портфолио с учащимися и их родителями. Осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио.
Учитель-предметник координирует процесс поиска обучающимися мест деятельности для накопления материалов портфолио. Проводит просветительскую работу по проблеме формирования портфолио с учащимися и их родителями.
В 9-м классе портфолио оформляется на бланке установленного образца на основе собранного материала обучающегося.
Портфолио заполняется классным руководителем с выставлением итогового балла образовательного рейтинга выпускника основной школы. Исправления в бланке портфолио не допускаются.
Объективность выставления итогового балла проверяется заместителем директора по УВР. Заместитель директора несет ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио, и определение итогового балла.
Сводная итоговая ведомость портфолио заверяется подписью директора школы и гербовой печатью школы.
Портфолио выдаётся выпускнику одновременно с аттестатом об основном общем образовании.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом