Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению). 1 класс: система уроков по учебнику Л. Е. Журовой, А. О. Евдокимовой "Букварь". УМК "Начальная школа XXI века"
Код | 5165 |
Авторы-составители | Смирнова И. Г. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | ФГОС. Поурочное планирование |
ISBN | 978-5-7057-3155-8, 978-5-7057-4898-3, 978-5-7057-6030-5 |
Страниц | 230 |
УДК | 372.016:811.161.1*01 |
Штрихкод | 9785705731558, 9785705748983, 9785705760305 |
Размеры (Ш x В x Т) | 197 x 285 x 11 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 320 г |
В рамках урока обозначены задачи обучащихся, выражающиеся в планируемых результатах освоения темы и предмета в целом, характеристике универсальных учебных действий, сформулированы педагогические цели, позволяющие рационально и компетентно смоделировать образовательный процесс.
Сценарии уроков содержат виды и формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных и речевых умений, творческого потенциала, предлагающие младшим школьникам осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать учебные задачи и находить пути их решения.
Предназначено учителям начальных классов общеобразовательных школ; полезно студентам педагогических вузов, слушателям ИПК для использования в учебных целях.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной жизни общество поставлено перед необходимостью выработки нового мировоззрения, в центре которого человек существует не сам по себе, а как органическая часть окружающего мира.
Курс «Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению)» является начальным этапом в системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе. При обучении грамоте первоклассники овладевают первоначальными знаниями в области родного языка, обучаются чтению и письму и при этом учатся учиться. Эта цель обучения младших школьников рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности.
Содержание курса обучения грамоте включает следующие содержательные линии: предложение и слово, звуковой анализ; чтение, письмо, развитие речи.
Процесс обучения грамоте начинается с формирования представлений о слове и предложении: учащиеся работают над их различением, выделяют слово из предложения, осознают, что слово имеет значение.
Важнейшей линией курса является формирование у первоклассников действий звукового анализа, то есть умения называть звуки слова в той последовательности, в которой они в нём находятся, давать качественную характеристику каждому звуку (гласный, согласный твёрдый, мягкий). Звуковой анализ закладывает основы лингвистического образования и будущего грамотного письма, предупреждая возможности пропуска букв, их перестановки и т. д. Звуковой анализ также помогает первоклассникам осознать основные принципы русской графики, что способствует формированию навыка слогового чтения. Для решения этой задачи курса «Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению)» следует предостеречь учителя от весьма распространённой ошибки – быстрого «проскакивания» этого периода в том случае, если в классе есть читающие обучающиеся, которые так же, как и нечитающие, встречают серьёзные трудности при проведении звукового анализа, что отрицательно сказывается в будущем на изучении русского языка. Именно поэтому программой предусматривается сначала знакомство со всеми гласными буквами, причём они вводятся парами: а–я, о–ё и т. д. При такой подаче материала ребёнок ещё до знакомства с согласными буквами осознаёт принцип позиционного чтения и легко овладевает в дальнейшем общим способом чтения любых слогов.
Работа по формированию навыка чтения строится не только на отработке механизма чтения, но и, прежде всего, на осмыслении текста с учётом речевого опыта ребёнка как носителя языка. Отбор текстов и произведений для чтения учитывает в первую очередь интересы современного ребёнка, что облегчает понимание основного содержания художественного текста.
Основой построения курса обучения грамоте является учёт возрастных особенностей первоклассников. Именно поэтому по замыслу авторов все языковые отношения усваиваются детьми с помощью самостоятельного построения моделей. При этом первоклассники учатся новому для них способу мышления, постепенно переходя от присущего этому возрасту наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к логическому. В то же время построение моделей дает возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности – развёрнутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение оценивать собственные действия.
Одним из важнейших методов по организации деятельности на уроках обучения грамоте являются специально разработанные для этого курса дидактические игры, в которых учебная задача по нахождению, выделению, характеристике языковых единиц (предложений, слов, звуков, слогов, букв) точно совпадает с игровой задачей. Такая организация курса способствует плавному переходу от игровой деятельности дошкольника к ведущей для младшего школьника учебной деятельности.
Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) и созданные к ней средства обучения предполагают завершение периода знакомства с буквами к концу первого полугодия («Букварь», ч. 1).
Предлагаемое пособие – это опыт работы учителя-практика. В нём собран богатый и интересный материал, позволяющий превратить урок в увлекательное и полезное приключение.
При создании пособия активно использовались методические рекомендации авторов учебника А. О. Евдокимовой, Е. Э. Кочуровой, М. И. Кузнецовой.
Разработанные на основе авторских методических рекомендаций уроки позволили сформировать в сознании учеников понятийную базу, научили бережному и внимательному отношению к слову.
Цель данного пособия – максимально облегчить как подготовку учителя к уроку, так и деятельность на уроке. Учитель сможет найти здесь всё, что ему необходимо для подготовки к учебным занятиям: подробные поурочные разработки, методические рекомендации, проверочные задания, литературный материал (стихотворения, песни, загадки, рассказы), кроссворды и др. Дополнительно предлагаются памятки, предназначенные для обучающихся, по работе с книгой и выработке навыков грамотного читателя; приводятся краткие биографии писателей и поэтов.
Содержание
Введение 3
Поурочное планирование 5
Урок 1. Здравствуй, «Букварь»! Введение понятия «предложение» (урок-праздник) 7
Урок 2. Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение» 10
Урок 3. Рассказ по сюжетной картинке 14
Урок 4. Интонационное выделение первого звука в словах. Встреча с героями сказки «Репка» 17
Урок 5. Интонационное выделение первого звука в словах 19
Урок 6. Звуковой анализ слова «мак». Подбор слов со звуком [м] 23
Урок 7. Звуковой анализ слов «сыр», «нос» 26
Урок 8. Рассказ по сюжетным картинкам. Звуковой анализ слов «кит» и «кот» 30
Урок 9. Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета 34
Урок 10. Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук» 36
Урок 11. Знакомство с буквой А, а 40
Урок 12. Буква я в начале слова (обозначение звуков [й’], [а]) 43
Урок 13. Знакомство с буквой О, о 46
Урок 14. Знакомство с буквой Ё, ё 49
Урок 15. Знакомство с буквой У, у 53
Урок 16. Знакомство с буквой Ю, ю 56
Урок 17. Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й’], [у]) 59
Урок 18. Знакомство с буквой Е, е 61
Урок 19. Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’], [э]) 64
Урок 20. Знакомство с буквой ы 67
Урок 21. Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков (урок-квн) 71
Урок 22. Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук 74
Урок 23. Знакомство с буквой м, м 78
Урок 24. Знакомство с буквой р, р 82
Урок 25. Знакомство с буквой л, л 85
Урок 26. Знакомство с буквой й, й 89
Урок 27. Знакомство с буквой г, г 94
Урок 28. Знакомство с буквой к, к 98
Урок 29. Сопоставление звуков [г], [к] по звонкости–глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова 101
Урок 30. Знакомство с буквой с, с 103
Урок 31. Сопоставление звуков [з], [с] по звонкости–глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова 107
Урок 32. Знакомство с буквой д, д 110
Урок 33. Сопоставление звуков [д], [т] по звонкости–глухости 115
Урок 34. Знакомство с буквой б, б 119
Урок 35. Знакомство с буквой п, п 124
Урок 36. Знакомство с буквой ф, ф 128
Урок 37. Знакомство с буквой ж, ж 131
Урок 38. Знакомство с буквой ш, ш 135
Урок 39. Знакомство с буквой щ, щ 140
Урок 40. Знакомство с буквой х, х 144
Урок 41. Знакомство с буквой ц, ц 147
Урок 42. Знакомство с разделительной функцией мягкого знака 151
Урок 43. Знакомство с особенностями твёрдого знака 154
Урок 44. Первую часть «Букваря» прочитали и на страничках его мы о многом узнали… (урок-праздник) 157
Урок 45. Школьная библиотека (урок-экскурсия) 161
Урок 46. Алфавит. С. Я. Маршак «Ты эти буквы заучи...». В. Голявкин «Спрятался» 164
Урок 47. В. Сутеев «Три котёнка». А. Шибаев «Беспокойные соседки» 166
Урок 48. Е. Пермяк «Про нос и язык». Г. Остер «Меня нет дома» 168
Урок 49. А. Шибаев «На зарядку − становись!»; «Познакомились» 170
Урок 50. Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора» 175
Урок 51. А. Шибаев «Всегда вместе» 178
Урок 52. Г. Цыферов «Маленький тигр». Саша Чёрный «Кто?» 182
Урок 53. Г. Остер «Середина сосиски». Я. Аким «Жадина» 184
Урок 54. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой...». украинская народная сказка «Рукавичка» 188
Урок 55. Г. Остер «Спускаться легче» 191
Урок 56. В. Сутеев «Под грибом» 193
Урок 57. А. Шибаев «Что за шутки?». Г. Остер «Хорошо спрятанная котлета» 195
Урок 58. Б. Житков «Как меня называли». А. Кушнер «Большая новость» 197
Урок 59. Л. Пантелеев «Как поросёнок говорить научился» 200
Урок 60. Е. Чарушин «Яшка». А. Кушнер «Что я узнал!» 202
Урок 61. Ю. Дмитриев «Медвежата». Г. Снегирёв «Медвежата» 204
Урок 62. М. Карем «Растеряшка». В. Драгунский «Заколдованная буква» 206
Урок 63. Н. Носов «Ступеньки» 207
Урок 64. О. Дриз «Горячий привет». Г. Остер «Привет мартышке» (отрывок) 209
Урок 65. Е. Чарушин «Зайчата». Н. Сладков «Сорока и Заяц»; «Лиса и Заяц» 211
Урок 66. Н. Носов «Затейники» 213
Урок 67. Г. Сапгир «Людоед и принцесса, или всё наоборот» 215
Урок 68. Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек» 217
Урок 69. А. Толстой «Ёж» (отрывок). В. Лунин «Волк ужасно разъярён...». Г. Цыферов «Зелё-ный заяц» 219
Урок 70. В. Драгунский «Он живой и светится» 221
Урок 71. Русская народная сказка «Лиса и журавль». Н. Сладков «Лиса и мышь» 223
Урок 72. Прощай, «Букварь»! 225
Литература 228
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом