Новогодняя суперакция! Только с 9 по 11 декабря скидки до 50%! Получить промокод на скидку

Коррекционно-развивающие технологии в ДОО: программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс

Есть на складе
215 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 907
Авторы-составители Годовникова Л. В.
Издательство Учитель, 2023
Серия Методическая работа в ДОО
ISBN 978-5-7057-3152-7, 978-5-7057-5765-7
Страниц 187
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705731527, 9785705757657
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 9 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 128 г
В основе предлагаемого опыта - диагностический комплекс исследований, дающий информацию о специфике развития ребёнка, и коррекционно-развивающие технологии, используемые в работе с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях реализации ФГОС ДО.
Представленные программы формирования личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет содержат планирование и систему занятий по коррекции зрительного и слухового восприятия, познавательных процессов, тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции. Апробированный музыкально-литературный материал и широкий спектр развивающих игр и заданий помогут в корригировании речевых и психофизиологических нарушений дошкольников.
Предназначено методистам, воспитателям, специальным педагогам ДОО, логопедам для использования в учебных целях.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Система дошкольного образования представляет собой гибкую, многофункциональную сеть дошкольных образовательных организаций, реализующих широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества в целом. Развиваются ДОО с приоритетами одного или нескольких направлений работы с детьми, функционируют специализированные группы для обучения и воспитания детей с различными видами нарушений: зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта. Для детей со сложной структурой дефекта открываются группы кратковременного пребывания.

В детских садах организуются смешанные группы, реализующие интегрированное воспитание и обучение детей с нарушением, например, опорно-двигательного аппарата, вместе с нормально развивающимися детьми. Коррекционно-оздоровительную работу со всеми воспитанниками интегрированной группы могут проводить: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели группы, медсестра по массажу, процедурная медсестра, инструктор ЛФК, музыкальный руководитель, врач-невролог.

Взаимодействие детей на занятиях, прогулке, во время приема пищи приводит к изменению отношений друг с другом: безразличие к больным сверстникам сменяется желанием активно с ними играть и общаться. Особые дети, до этого ограниченные в контактах со сверстниками, учатся по-новому узнавать мир, чаще проявлять положительные эмоции. У них повышается самооценка. Все дети посещают детский сад с удовольствием. Довольны и родители пребыванием своих детей в группе. Они отмечают комфортный психологический климат, индивидуальный подход к детям.

Мониторинг результативности коррекционно-развивающей работы в ДОО показывает, что наибольших результатов в адаптации, развитии, социализации ребенка достигают те образовательные организации, где осуществляется раннее выявление отклонений в развитии, своевременно и качественно оказывается комплексная социально-педагогическая, логопедическая и психологическая помощь детям с особыми образовательными потребностями.

Организация коррекционно-развивающей работы в ходе психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями осуществляется в три этапа: диагностико-прогностический, коррекционно-формирующий и оценочно-проективный.

Диагностико-прогностический этап включает следующие виды деятельности:

• комплексную психолого-педагогическую диагностику;

• разработку конкретных целей, задач, стратегий коррекционно-развивающей работы с детьми;

• разработку плана и сценария осуществления коррекционно-развивающей работы совместно с педагогами и родителями, построение индивидуальных коррекционно-развивающих программ.

Комплексная психолого-педагогическая диагностика проводится с использованием разработанной диагностической программы (пример ее представлен в пособии). Подытоживая все сведения, полученные в ходе анализа литературы и опыта практической работы педагогов и психологов, можно выделить ряд специфических особенностей, характерных для диагностики, проводимой для нужд коррекционно-развивающей работы с нетипичными детьми:

диагностика в этом случае требует применения набора разнообразных методик и экспериментов, направленных на изучение различных сторон психических процессов, свойств, личностных качеств и форм деятельности ребенка;

– диагностика как этап коррекционной работы требует включения в диагностический процесс не только отдельного ребенка, но и реально функционирующей группы, членом которой он является;

– диагностика и коррекция осуществляются на всем протяжении работы;

– диагностика, проводимая для нужд коррекции, должна обладать не столько констатирующим, сколько эвристическим характером, то есть дающим возможность понимания субъективного мира ребенка, группы детей.

Прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка с особыми образовательными потребностями должен быть весьма осторожным. Он в значительной мере зависит от условий, которые либо стимулируют, либо затормаживают развитие ребенка.

Разработка целей и задач коррекционно-развивающей работы производится на базе полученных данных, при этом основными целями психолога и педагогов в работе с данной категорией детей являются: обеспечение позитивных сдвигов в психическом развитии ребенка; целенаправленное продвижение относительно его собственных возможностей; стимулирование его развития и саморазвития.

Все виды воздействий на ребенка осуществляются с помощью разного рода педагогических и психологических технологий (примеры их использования представлены в пособии). Поскольку технология коррекционно-развивающей работы обязательным элементом имеет четкое планирование образовательного процесса под цели коррекции, подчинение методов и средств работы этим целям, то планирование является наиболее важной деятельностью на диагностико-прогностическом этапе.

Программа коррекционно-развивающей работы специалистов с детьми должна отвечать следующим требованиям:

– учитывать возрастные особенности детей и зону их ближайшего развития;

– сочетать в себе коррекционные возможности индивидуальной работы с ребенком и совместной деятельности детей;

– при принятии решения о формах, методах и участниках коррекционно-развивающего процесса основываться на результатах комплексной психолого-педагогической диагностики, проводимой на этапе, предшествующем собственно коррекционному;

– учитывать возможность и необходимость организации работы всех специалистов одновременно, последовательно или параллельно в разных формах, с использованием различных методов;

– учитывать необходимость оценки эффективности коррекционного воздействия как в процессе его реализации, так и по завершении.

Коррекционно-формирующий этап деятельности заключается в непосредственной реализации намеченных программ.

Оценочно-проективный этап деятельности заключается в анализе результатов проведенной работы и проектировании последующей работы с детьми.

Содержание

Введение    3    

Л. В. Годовникова, И. В. Возняк

технология диагностики готовности к обучению в школе детей с ОВЗ    7

Психолого-педагогическая диагностика в коррекционно-развивающей работе с детьми 6–7 лет, имеющими ограниченные возможности здоровья (В. М. Командирова, О. А. Жеребненко)    7

Коррекционно-развивающая программа «Поиграй-ка!» (О. В. Петрушина)    24

Программа личностно-коммуникативной подготовки детей с ОВЗ к школе (О. Д. Коптева, Н. А. Никитина)    48

Л. В. Годовникова

психологическое сопровождение семьи особого ребенка    57

Тренинг для родителей: Формирование адекватных детско-родительских отношений (Е. В. Кулешова)    63

Родительский журнал как форма помощи семье дошкольника с ОВЗ (Т. Н. Расторгуева)    75

А. А. Морозова

Театрализация как средство социализации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата    85

Развитие эмоциональной сферы детей с нарушением опорно-двигательного аппарата средствами театрализации    87

Речевое развитие детей с нарушением опорно-двигательного аппарата средствами театрализации    89

Развитие навыков общения средствами театрализации    90

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы    94

Приложение 2. Этюды на общение    96

Приложение 3. Занятие с использованием театрализованной и игровой технологий «В гостях у сказки»    97

Приложение 4. План работы по проекту социализации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата средствами театральной деятельности    104

М. В. Янчук

технология коррекционного воздействия на развитие и поведение ребенка посредством занятий в сенсорной комнате    108

Сенсорная комната – инструмент укрепления психического и физического здоровья ребенка    108

Особенности системы занятий и комплектования коррекционных групп    111

Примерное содержание занятий с дошкольниками 5–7 лет в сенсорной комнате    121

А. В. Белицкая

Технологии активной музыкотерапии в логопедической работе по развитию фонематического восприятия у детей    137

Развитие внимания и памяти, умения различать разнообразные шумовые звуки    140

Развитие слухового внимания с помощью музыкальных звуков    146

Развитие слухового внимания на речевом материале    151

Дифференциация смешиваемых согласных звуков    155

Игры-вокализации    161

Развитие чувства музыкального размера    169

Развитие чувства ритма    175

Коррекция звукопроизношения    179

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.