Физическая культура. 1-11 классы: Рекомендации. Разработки. Из опыта работы. Программа для установки через Интернет
Код | СИ-201.4 |
Авторы-составители | Каинов А. Н. и др. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Методики. Материалы к урокам |
Электронная версия | скачать |
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Диск содержит:
- теоретические и практические материалы: законодательные и нормативные документы;
- планирование деятельности, рабочие программы;
- инструктивно-методические рекомендации по преподаванию физической культуры и организации спортивно-оздоровительной работы в образовательном учреждении;
- разработки занятий и спортивных праздников;
- рекомендательный материал по организации и комплектованию специальных медицинских групп, разъяснения по ведению документации и аттестации учащихся.
С этим товаром покупают
Примеры документов
Педагогические требования к современному уроку физкультуры
Педагогические требования
к современному уроку
физической культуры
Центральным и основополагающим компонентом учебной работы по физическому воспитанию является урок физической культуры. Посещая урок, руководителю целесообразно проанализировать следующие его компоненты:
· организацию урока;
· физическую нагрузку учащегося;
· общую и моторную плотность урока;
· обучение двигательному действию;
· домашнее задание.
Оценка организации урока
Руководитель учебного заведения, давая разносторонний и объективный анализ урока, прежде всего оценивает то, как организован урок. Быстрое построение учащихся, наличие у них требуемой спортивной формы, четкая и доходчивая для школьников форма постановки задач урока, минимальная потеря времени на установку оборудования и высокая общая плотность занятий, организованный переход от одной части урока к последующей, хорошая дисциплина и сознательное выполнение учащимися учебных заданий – наиболее важные моменты организации урока, на которые в первую очередь следует обратить внимание.
Физическая нагрузка на уроке
Другой важный компонент урока – физическая нагрузка. Без соответствующей нагрузки, обязательного учета физических возможностей учащихся нельзя обеспечить эффективность физического воспитания. Учитель должен знать индивидуальные физические возможности каждого учащегося, владеть разнообразными способами и приемами регулирования физической нагрузки на уроке.
Общая и моторная плотность урока
В физическом воспитании существуют такие понятия, как общая и моторная плотность урока. При определении общей плотности урока учитывается вся полезная деятельность учащихся и учителя, включая организацию учащихся, объяснение и показ упражнений, а также непосредственное выполнение физических упражнений. В моторную же плотность урока входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, то есть непосредственная физическая нагрузка.
Стремясь к высокой нагрузке, учитель должен стараться добиваться максимально высокой моторной плотности. Однако он должен учитывать, что при изучении нового материала в силу целого ряда объективных причин, таких как обстоятельное объяснение, многократный показ, моторная плотность и физическая нагрузка значительно ниже, чем на уроках повторения и совершенствования учебного материала.
Способами повышения моторной плотности урока являются применение многокомплектного, то есть нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок.
Моторная (двигательная) плотность урока представляет собой суммарное время двигательной активности одного конкретного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах. Моторная плотность определяется по формуле:
МПУ = ВДА (ученика) : ВУ 100 %,
где МПУ – моторная плотность урока;
ВДА – время двигательной активности ученика в минутах;
ВУ – время урока в минутах (35–45 мин.).
Методика определения величины МПУ заключается в том, что до начала урока из состава класса выбирается любой ученик (ученица), за которым ведется наблюдение в течение всего урока. Причем ни ученик, ни учитель, проводящий урок, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ученика: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и так далее. По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения упражнения, слушания объяснений учителя и т. п.
При анализе урока следует принимать во внимание, что на величину МПУ влияют многие факторы (например, возраст учащихся, их количество в классе, количество мальчиков и девочек, уровень подготовленности учащихся, грамотность использования оборудования и инвентаря и т. д.). Вместе с тем величина МПУ больше зависит от типа урока. Естественно, что на уроках ознакомления с новым материалом и его разучивания МПУ будет невысокой, например 20–30 %. Однако эта цифра не может служить критерием плохой работы учителя. С другой стороны, если на уроке совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и ученики тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то МПУ в 20–30 % должна быть одним и основных критериев низкой методической грамотности учителя.
Примерные величины МПУ физкультуры
Методика проведения урока
Методика проведения урока
Характеризуется преимущественно выполнением требований к размещению учащихся во время занятий, их перемещениям по залу, четкостью и правильностью подачи команд, показа и объяснения упражнений и т. д. Правильное размещение занимающихся на занятиях, характер их действий и перемещений по залу определяются задачами урока, выбором методов их решения.
При фронтальном методе, когда школьники выполняют одно и то же задание одновременно, класс может располагаться на всей площади зала в несколько колонн или шеренг. Высокорослые ученики располагаются за низкорослыми, а учитель занимает место в центре перед строем лицом к ученикам. Если ученики располагаются по периметру зала, учитель занимает место в центре зала.
При поточном методе ученики располагаются в колонну по одному и один за другим выполняют задания. Учитель в это время должен находиться непосредственно в том месте, где выполняется заданное упражнение (например, около спортивного снаряда). Здесь он может в любое время оказать помощь ученику, выполняющему упражнение, или осуществить страховку.
При групповом методе учитель должен в каждой группе выделить старшего ученика (капитана). Сам учитель располагается около того снаряда или станции, где задания наиболее сложные для учеников и требуется его помощь. В то же время он должен видеть всех занимающихся.
Знание терминологии и умение ею пользоваться является важным компонентом методики проведения уроков, облегчает общение учителя с учениками, позволяет значительно экономить учебное время. Название упражнений, элементов двигательных действий должны вызывать у каждого ученика четкие представления об их структуре, особенностях выполнения. Учитель не должен использовать при объяснении термины, которые ранее не встречались в учебном процессе. Впервые встречающиеся на занятиях термины должны быть объяснены. При обучении новым упражнениям необходимо в первую очередь показать их правильное выполнение с попутным объяснением техники движения. Образцовый показ очень важен для детей 6–10 лет, поскольку абстрактное восприятие у них развито еще слабо.
Своевременная и отчетливая команда или распоряжение являются надежным механизмом управления учащимися на уроке. Кроме словесных команд, применяют различные звуковые или световые сигналы. Используя тот или иной способ подачи сигнала, учитель должен быть уверен в правильности его воздействия, а ученик – знать, как на него реагировать. Обычно звуковым сигналом пользуются при необходимости внезапно остановить деятельность занимающихся.
Размещение учащихся при показе и объяснении учебного задания имеет большое значение для его правильного восприятия. Суть этого положения сводится к тому, что учитель должен в совершенстве владеть двигательными действиями школьной программы, понимать их технику, механизм ее формирования. Показывая то или иное упражнение, учитель должен разместить учащихся так, чтобы каждый школьник видел и слышал его. Как правило, учеников располагают с двух сторон возле того места или спортивного снаряда, на котором будет производиться показ нового упражнения. После неоднократного показа и объяснения упражнения учитель может дать детям опробовать упражнение в целом или приступает к его изучению по частям. При каждом повторном выполнении нового упражнения учитель оказывает обучаемым помощь и осуществляет страховку, делает необходимые замечания.
Структура урока
Задачи подготовительной, основной и заключительной частей урока.
Урок физической культуры является основной и обязательной формой физического воспитания в школе. На уроке учащиеся получают необходимый минимум знаний, умений и навыков, предусмотренных школьной программой, повышают уровень своего физического развития.
Урок физической культуры должен:
– решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи;
– формировать интерес у учащихся к занятиям физическими упражнениями, побуждать их к активной деятельности.
Задачи урока должны быть предельно конкретны, учитывать состав учащихся, их возраст, физическое развитие и подготовленность, обеспечивать преемственность предыдущих занятий с последующими и в то же время иметь свою целостность и законченность.
Содержание урока, методика его организации и проведения должны постоянно видоизменяться, сохраняя при этом направленность педагогических воздействий на решение основных задач.
Содержание и нагрузка на уроке должны сочетаться с другими общеобразовательными уроками в расписании учебного дня.
Структура урока физической культуры включает три части: подготовительную, основную и заключительную. Каждая из них имеет свое обоснование и содействует решению задач урока.
Роль подготовительной части заключается в организации учащихся, активизации их внимания, подготовке организма к физическим нагрузкам. Она начинается с построения и сообщения задачи урока, его организации, последовательности прохождения учебного материала. Кроме этого, в подготовительной части могут решаться образовательно-воспитательные задачи: обучение строю, формирование осанки и т. д.
Центральное же место в подготовительной части урока занимает функциональная подготовка организма к предстоящей деятельности. Это достигается посредством выполнения комплексов общеразвивающих упражнений. При этом последовательность выполнения упражнений предполагает поочередное воздействие на основные мышечные группы, постепенное увеличение нагрузки. Содержание комплексов физических упражнений условно делят на две части: первая связана с всесторонней активизацией органов и структур организма, усилением деятельности дыхания, кровообращения, обменных процессов; вторая – с усилением функциональной деятельности тех органов и структур, которые будут обеспечивать двигательную активность в последующих физических упражнениях. Если первая часть комплекса может быть относительно постоянной, то вторая – конкретной для каждого занятия исходя из его основных задач.
Упражнения, входящие в комплекс, должны быть хорошо освоены учениками. Резкой границы между подготовительной и основной частями урока не должно быть.
В основной части решаются наиболее сложные задачи урока. Здесь проводится обучение новым двигательным действиям, повторение и закрепление пройденного учебного материала, воспитание физических качеств и развитие способностей.
Учебно-воспитательный процесс в основной части урока протекает более успешно, если соблюдаются следующие методические прави-ла:
– изучение нового материала следует проводить в период наибольшей активности учащихся, на фоне их повышенной работоспособности (как правило, в начале основной части урока);
– к повторению и совершенствованию изученных приемов и действий целесообразно приступать после изучения нового материала;
– упражнения должны сменяться в такой последовательности, чтобы мышечные напряжения чередовались с расслаблением, статические усилия с динамическими и т. д.;
– при воспитании физических качеств и развитии способностей соблюдать такую последовательность: скоростные упражнения, силовые упражнения и упражнения на развитие выносливости;
– упражнения на точность и координацию движений предшествуют упражнениям, требующим больших или длительных мышечных напряжений.
В соответствии с этими методическими правилами основную часть урока подразделяют на обучающую и развивающую части. В первой части преимущественно решаются задачи, связанные с обучением двигательным действиям, а во второй – с развитием физических способностей. В обучающей части также проводится учет знаний, умений и навыков, освоенных учениками в соответствии со школьной программой.
Заключительная часть урока имеет целью восстановление функциональной активности организма школьников и обеспечение перехода их от возбужденного состояния к более спокойному и уравновешенному. Решение этой задачи является необходимым условием для дальнейшей деятельности учеников. Здесь используют относительно спокойные, малоинтенсивные упражнения (например, ходьбу, перестроения, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление мышц). Затем учитель подводит итоги урока, дает домашние задания.
Схема комплексного анализа урока физической культуры
Схема
комплексного педагогического анализа
урока физической культуры
1. Общие сведения: тип урока, место проведения, Ф. И. О. проводящего урок.
2. Организованность урока:
подготовленность мест занятий, спортинвентаря, обеспечение ТСО и наглядностью;
отношение к внешнему виду учащихся;
структура урока, четкость организации;
пунктуальность начала и конца урока;
дисциплинированность и аккуратность занимающихся;
правильность выбора места учителем дня объяснения проведения урока;
плотность урока и физическая нагрузка;
обеспечение мер безопасности.
3. Методический аспект:
1) Комплексный подход к постановке и решению задач (обучающие, развивающие и воспитывающие).
2) Выполнение условий реализации комплексного подхода:
а) учет возрастных особенностей;
б) подбор средств обучения, содержания, методов, приемов в соответствии с задачами урока;
в) использование форм организации учебной деятельности (поточный, групповой, фронтальный, индивидуальный и т. д.);
г) использование дифференцированного подхода к обучению;
д) индивидуализация обучения на уроке;
е) целесообразность внесения корректив по ходу урока;
ж) своевременность исправления ошибок учащихся на уроке.
3) Охарактеризовать эффективность применения методов развития физических (двигательных) качеств на уроке.
4. Психолого-педагогический аспект:
1) Охарактеризовать средства мотивации творческого отношения учащихся к занятиям физическими упражнениями.
2) Определить наиболее эффективные методы оценки учебной деятельности учащихся для развития морально-волевых качеств личности (ответственности, исполнительности, точности, дисциплинированности, решительности, смелости и т. д.).
3) Записать приемы взаимоотношений учащихся в системе «учитель-ученик».
5. Выводы по уроку:
1) Отразить соответствие содержания конспекта урока годовому, четвертному планам и задачам.
2) Отразить эффективность решения поставленных задач.
3) Указать на трудности в их решении и наметить пути преодоления трудностей на следующем уроке или в системе уроков.
4) Указать положительные моменты в работе учителя физкультуры (организационно-методического характера).
5) Выявить недостатки и ошибки в процессе обучения и организации учебной деятельности школьников на уроке.
6) Предложения и рекомендации учителю:
по совершенствованию организации урока;
разнообразию применения методов обучения;
улучшению техники ведения урока учителем (объяснение, показ и т. д.).
Развернутый план наблюдений на уроках физической культуры
Развернутый план наблюдений
на уроках физической культуры
Организация урока.
1. Своевременность начала урока, причины, вызвавшие задержку начала урока.
2. Приход занимающихся к месту занятий (организованно строем, свободно, роль дежурного, физорга, учителя).
3. Распределение времени между частями урока и видами упражнений.
4. Разделение занимающихся на подгруппы, команды. Выделение судей, водящих, капитанов команд, групповодов, дежурных.
5. Построение, перестроения и размещение занимающихся для проведения различных видов упражнений (ОРУ, ходьбы и бега и т. д.). Целесообразность выбранных форм и затрат времени.
6. Подготовка, уборка инвентаря, распределение обязанностей между занимающимися.
7. Организация занимающихся, освобожденных от урока.
8. Выбор места учителем при проведении различных видов упражнений и объяснении.
9. Окончание урока (своевременность, организованный уход в раздевалку).
Условия и характер деятельности занимающихся на уроке.
1. Дисциплина занимающихся на уроке в целом и при выполнении отдельных видов упражнений.
2. Отношение к уроку в целом, отдельным видам упражнений и в частности к ОРУ.
3. Отношение к педагогу и товарищам. Сплоченность коллектива занимающихся, отношение к нарушителям дисциплины и слабо подготовленным учащимся.
4. Участие в подготовке мест для занятий и уборке инвентаря.
5. Качество исполнения обязанностей дежурных, судей, отдельных поручений учителя.
6. Активность, сознательность, инициатива, настойчивость, аккуратность. Навыки самостоятельной работы, умение страховать, оказывать помощь товарищам.
7. Общая подготовленность занимающихся. Общая культура движений (осанка, походка).
8. Внешний вид занимающихся (аккуратность, наличие спортивной единой формы).
Страховка и помощь на уроке.
1. При выполнении каких упражнений оказывалась помощь и страховка.
2. Своевременность и правильность применения способов страховки.
3. Привлечение занимающихся к оказанию помощи и страховки товарищей.
4. Роль учителя в руководстве занимающимися, оказывающими помощь и страховку товарищам по группе.
Характер деятельности учителя на уроке.
1. Умение владеть группой, организовывать учебный процесс, обеспечивать интерес, самостоятельность в действиях и высокую сознательную дисциплину.
2. Отношение к коллективу и отдельным занимающимся с учетом индивидуальных особенностей (подготовленности, быстроты овладения учебным процессом, реакции на нагрузки), педагогический такт.
3. Умения: правильно выбрать место в ходе урока, замечать и исправлять ошибки занимающихся, вносить изменения в содержание урока, обусловленные внешними условиями и состоянием занимающихся (утомление, возбуждение).
4. Эмоциональность проведения урока.
5. Спортивная подготовленность, общая культура поведения и манера держаться перед группой.
6. Внешний вид педагога (костюм, прическа).
Дозировка упражнений и регулирование нагрузки на уроке.
1. Приемы дозировки нагрузки, применяемые учителем (темп, количество повторений, изменение условий выполнения).
2. Соответствие дозировки упражнений педагогическим задачам урока (развитию двигательных качеств, обучению, разминке, активному отдыху); особенностям занимающихся (возрасту, полу, подготовленности, индивидуальным особенностям, состоянию занимающихся); внешним условиям (температура, атмосферные явления); дозировке, предусмотренной конспектом урока.
3. Способы регулирования нагрузки всего урока (паузы для отдыха, чередование упражнений, упражнения для регулирования дыхания).
Использование словесного метода.
1. Необходимость применения рассказа в данном уроке, его образность, выделение главного, краткость.
2. Объяснение – назначение и применение на уроке. Сообщение теоретических сведений и данных современных научных исследований в раскрытии техники физических упражнений и анализе допущенных ошибок.
3. Указания – назначение, своевременность, ценность. Наличие общих и индивидуальных указаний.
4. Команда – характер подачи (тихо, громко, соответственно подготовленности, возрасту, владение спортивной терминологией).
5. Убеждение, разъяснение, одобрение, наказание – целесообразность их применения, достигнутые результаты.
6. Общая культура речи учителя.
Обеспечение наглядности в обучении.
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом