Педагогическая диагностика в системе формирования готовности — способности детей к обучению в условиях реализации новых образовательных стандартов. Актуальные вопросы теории и практики

Снято с продажи
Код 11525
Издательство УЦ "Перспектива", 2014
ISBN 978-5-98594-364-1
Страниц 172
УДК 372.21
Штрихкод 9785985943641
Размеры (Ш x В x Т) 145 x 210 x 10 (мм)
Вес 195 г
В книге поднимается проблема необходимости освоения педагогами диагностической деятельности как условия реализации личностно ориентированной парадигмы образования, идеологии новых образовательных стандартов.
Рассматривается место, задачи педагогической диагностики в многоуровневой системе изучения детей. Представлены конкретные технологии педагогической диагностики и формирования готовности - способности детей к обучению на этапе школьного старта и в процессе начального общего образования.
Книга адресована педагогам дошкольных и школьных образовательных учреждений, может быть полезна преподавателям, студентам и слушателям системы основного и дополнительного педагогического образования.

Подробное описание

Современная образовательная политика, диктующая необходи­мость качественного «общего образования для всех и для каждо­го»1, предъявляет новые требования к специалистам педагогичес­ких профессий. Забота о том, чтобы система образования не только обеспечивала подрастающим поколениям трансляцию знаний, на­копленных на предыдущих этапах развития человечества, но гото­вила своих выпускников к жизни на новой ступени её цивилизационного развития, помогала бы каждому из них стать в этой жизни состоявшимся — здоровым, успешным и богатым (ибо что есть бо­гатство, как не наиболее полное проявление всех способностей че­ловека) — ставит задачу подготовки нового поколения педагогов. Педагогов, которые могли бы, взаимодействуя с детьми, отталки­ваться не только от знания возрастных нормативов их развития, но строить свою работу, опираясь на знание и понимание особеннос­тей каждого из них. Справедливым считаем утверждение, что про­фессия педагога относится к тому виду деятельности, которая в принципе не может быть стереотипизирована.

Противоречие заключается, однако, в том, что эта разделяемая сегодня всеми позиция не имеет под собой тех механизмов, с помо­щью которых она могла бы быть реализована. Педагогов сегодня не готовят к тому, чтобы они владели методами изучения своих вос­питанников, могли грамотно интерпретировать результаты этого изучения и, отталкиваясь от них, строить свою работу. Диагности­ческая компетенция пока не стала органичной частью их профес­сиональной компетентности, не находит должного отражения в пе­речне тех видов профессиональной деятельности, к которым их готовят в системе основного и дополнительного педагогического об­разования.

Между тем научное сообщество всё настойчивее ставит вопрос о необходимости пересмотра сложившейся ситуации. Начиная с 80-х годов, педагогическая диагностика становится предметом ис­следования таких учёных, как А.С. Белкин (1970), Г.Ф. Кумарина (1984,1989,1991), А.И. Кочетов(1987), Н.К. Голубев(1988), В.П. Беспалько (1989), Б.П. Битинас и Л.И. Катаева (1993), В.Г. Максимов (1993) и др. Понятие «педагогическая диагностика» вводится в учебники и учебные пособия по педагогике (И.П. Подласый, 2000г., Г.Ф. Кумарина., 2001 г.). В последние годы появились теоретические и методологические работы, посвящённые диагности­ке и прогнозированию учебно-воспитательного процесса в школе, подготовке учителей к диагностической деятельности. В 2003 г. по­явилась солидная монографическая работа В.Г. Максимова «Педа­гогическая диагностика в школе». Заметим, однако, что в подавляю­щем большинстве случаев эти работы адресованы, как правило, пе­дагогам основной школы, где остро проявляются накопившиеся учебные и поведенческие проблемы детей.

Из поля зрения исследователей выпадает, на наш взгляд, самый важный и ответственный этап диагностической деятельности — этап вхождения ребёнка в школьную жизнь. Изучение детей на этом этапе целиком вверено в руки медиков и психологов. Но такая ситуация противоречит здравому смыслу. Ведь каждодневно общаются и вза­имодействуют с ребёнком, замечают особенности его поведения и деятельности не медики и не психологи, а педагоги и родители. И, прежде всего, они должны уметь грамотно интерпретировать наблю­даемое и грамотно на него реагировать.

В предлагаемой вниманию читателя книге автор раскрывает сущность и назначение педагогической диагностики, её место в многоуровневой системе изучения детей на этапе школьного стар­та; предмет, содержание и методы диагностической деятельности субъектов образовательного процесса на этом самом важном и от­ветственном, переломном этапе в жизни растущего человека. Этап, когда он впервые, продолжая оставаться ребёнком, включается в систему ответственных отношений, характерную для мира взрос­лых людей, в выполнение определённого, пусть и учебного, труда. Значение этого этапа в жизни человека трудно переоценить, посколь­ку именно здесь начинают складываться те стержневые качества его личности, с которыми он пойдёт по жизни: открытость и дове­рие к миру или замкнутость и озлобленность, желание узнавать новое, тягу к миру знаний или отгороженность, а нередко и враждеб­ность по отношению к нему. Высокое чувство ответственности за свою работу или, напротив, безответственность, желание увильнуть от неё, сделать кое-как.

Жанр книги - практико-ориентированная монография. В осно­ву книги положен фактический материал, накопленный автором в течение многих лет исследовательской работы по проблеме обуче­ния и развития, изучения проблем адаптации детей в образователь­ной среде, профилактики школьной неуспешности. Свою задачу автор, однако, видел в том, чтобы обосновать и представить не толь­ко выводы и обобщения, полученные входе исследовательской ра­боты, но и выполненные в ходе этой работы конкретные практиче­ские разработки, технологии педагогической диагностики готов­ности — способности детей к обучению, а также те методические подходы, которые помогут воспитателю и учителю эту готовность формировать.

Формирование диагностической компетентности педагога, ко­торая лежит в основе его учебной, воспитательной, развивающей и коррекционно-развивающей работы, должно быть предусмот­рено стандартами основного педагогического образования, долж­но стать обязательной составной частью его дополнительного об­разования. Эта составляющая профессиональной компетентнос­ти педагога должна также найти отражение и в требованиях, предъявляемых специалисту, реализующему новые стандарты об­щего образования.

Изучение учащихся педагог должен расценивать не как само­цель, а как средство для того, чтобы выбор способов обучения и воспитания в его работе с детьми осуществлялся им не случайно и не интуитивно, а со знанием дела. Воспитание ребенка не может быть эффективным без знания его особенностей; знание о ребенке не может быть оторвано от его обучения и воспитания. Эти истины, провозглашенные в свое время еще К.Д. Ушинским, сегодня долж­ны быть востребованы практиками. В них — тот резерв, который позволит самой педагогической практике подняться на новый ка­чественный уровень, грамотно решать вопросы, связанные с реа­лизацией новой образовательной политики новых образовательных стандартов.

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос