Комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников
Код | 5350 |
Авторы | Коляда Д. А., Коровина Т. Н., Савинова С. В. |
Издательство | Учитель, 2014 |
Серия | ФГОС. Культура здорового образа жизни |
ISBN | 978-5-7057-3098-8 |
Страниц | 324 |
УДК | 371 |
Штрихкод | 9785705730988 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 14 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 230 г |
занятия, исследования.
Предназначено заместителям директора по УВР, организаторам, а также всему педагогическому корпусу начального звена учреждений общего и дополнительного образования.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности.
Для ребенка от 6 до 16–17 лет одним из ключевых факторов, влияющих на сохранение и укрепление его здоровья, является школа. Поэтому очень важно организовать обучение и воспитание таким образом, чтобы школа способствовала укреплению и сохранению психического и физиологического здоровья детей.
Решение проблемы здоровья участников образовательного процесса отмечается как приоритетная цель в большинстве документов, характеризующих российскую государственную политику.
В 2010 году была создана Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», которая подчеркивает, что одной из задач модернизации в области образования является здоровье школьников: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. …при установлении требований к условиям реализации образовательных программ больше внимания необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ (выделено нами. – Авт.), организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако еще более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников.
Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учебе. Практика индивидуального обучения, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий – все это также позитивно сказывается на здоровье школьников. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни».
В направлении обеспечения здоровья школьников необходимо разработать:
– новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;
– рекомендации по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания учащихся.
Проблема оздоровления детей из чисто медицинской переросла в большую социальную проблему и стала одним из направлений государственной политики. В связи с этим активно разрабатываются здоровьесохраняющие технологии в рамках новых стандартов, способствующие при внедрении в педагогический процесс сохранению того уровня здоровья, с которым ребенок пришел в школу.
Маленький человек, приходящий в школу, в большинстве своем теряет здоровье за годы обучения. А нужно-то не так много, чтобы этого не было, – неравнодушие со стороны взрослых, окружающих его: родителей, педагогов, администрации.
Если за 3–4 года начальной школы мы не сумели помочь ребенку, то нарушения соматического здоровья у учащихся начальных классов в дальнейшем приводят к отклонениям в психическом здоровье (нарушение формирования межличностных отношений, особенности поведенческих реакций в виде агрессивности, конфликтности в средней школе, а в старшем звене именно эта группа детей дает отклонения в социальном здоровье).
Реальный путь сохранения детского здоровья – это формирование баланса между образовательной средой в школе и физиологическими процессами детского организма.
Первая задача, которую необходимо решить, – это согласование педагогического процесса с психофизиологической и гигиенической основой деятельности. Обеспечение ее может резко понизить степень утомления и вероятность переутомления учащихся.
Вторая задача – изменение стереотипного взгляда педагога на ребенка как на субъект педагогического процесса. Биологическое и социальное в ребенке должно развиваться в гармонии.
Только в этом случае не будет ухудшаться физическое и психическое здоровье ребенка и может успешно осуществляться педагогический процесс. Будет ли школьная среда комфортной для ученика, зависит только от учителя, от его компетенции в вопросах физического, психического и социального здоровья подрастающего поколения.
Вниманию коллег предложена для внедрения в широкую практику образовательных учреждений система оздоровления учащихся, в которой представлена технология воспитания сознательного отношения к сохранению и укреплению здоровья, активного включения всех субъектов образовательного процесса в оздоровительную практику.
Самое главное, чтобы при реализации программы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников сложился коллектив единомышленников, команда, в которой каждый человек был бы неравнодушным.
При внедрении здоровьесберегающих технологий нужно учитывать один из немаловажных принципов в работе по оздоровлению детей – это принцип возможности массового охвата школьников при минимальных материальных затратах и активном участии родителей в этом процессе.
На основе проведенных исследований различного характера были сделаны выводы о результативности «Комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников».
Психологическая служба включает в себя помощь детям, которые имеют проблемы в общении, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферах. Программа создает оптимальные условия для социальной адаптации младших школьников.
Одной из ключевых идей курса является идея мира в общении. В связи с этим в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям. Программа воспитывает у детей уважительное отношение к себе и к окружающим, терпимость к мнению собеседника, умение пойти на компромисс в нужной ситуации. Когда дети счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими, у детей формируется адекватная самооценка.
Вся работа, производимая в рамках программы по сохранению, укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни младших школьников, должна проводиться комплексно, целенаправленно и систематично.
Для успешного протекания процесса формирования личности ребенка необходимо включать его в различные виды деятельности, не только познавательные, но и трудовые, художественно-творческие, физкультурно-оздоровительные.
Программа дает возможность не только организовать процесс обучения ребенка и сохранения его психологического здоровья, но и при условии соблюдения всех принципов программы, ее комплексности позволяет сохранить и укрепить здоровье детей младшего школьного возраста, используя доступные для всех слоев населения и школ методы, что подтверждается анкетированием родителей и медицинским мониторингом.
Реализуемые комплексные мероприятия программы создают условия для сохранения и укрепления физиологического, психологического и духовно-нравственного здоровья детей, условия для полноценной социализации, индивидуализации личности ребенка в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми ФГОС к сохранению и укреплению здоровья младших школьников.
Хочется надеяться, что предложенный опыт работы поможет учителям, администраторам в их нелегком труде.
Содержание
Введение 3
Т. Н. Коровина, Д. А. Коляда
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования о проблеме сохранения и укрепления здоровья младших школьников 8
Программы, обеспечивающие выполнение требований ФГОС в области сохранения и укрепления здоровья младших школьников 13
Комплексная программа сохранения, укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни младших школьников 13
Игротерапия общения (система занятий с детьми предшкольной подготовки и группы кратковременного пребывания) 43
Программа «Уроки психологии общения в начальной школе» 106
Документационное обеспечение «Комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников» 185
Самоанализ урока с позиции здоровьесбережения 198
План мероприятий по организации преемственности дошкольного, начального и основного образования 201
Диагностика результатов реализации программы 211
Мониторинг психологического здоровья 211
Изучение психофизиологических основ эффективной организации учебного процесса в начальной школе 219
Оценка функционального состояния учащихся начальных классов 222
Исследование напряженности адаптации 224
Сравнительная оценка организации учебного процесса в классах здоровьесберегающего и естественнонаучного направлений 229
С. В. Савинова
«Наше здоровье в наших руках» (программа совместной деятельности педагогов и родителей, направленная на воспитание ценностного отношения к здоровью у младших школьников) 238
Литература 315
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом