Проекты в дошкольной организации: технология и содержание проектной деятельности

Есть на складе
216 руб.
-10%
194,40 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 4440
Авторы-составители Битютская Н. П.
Издательство Учитель, 2023
Серия ФГОС ДО: практика реализации. Инновационная деятельность
ISBN 978-5-7057-3119-0, 978-5-7057-4849-5
Страниц 207
УДК 372
Штрихкод 9785705731190, 9785705748495
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 210 x 9 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 152 г
Проектная деятельность обеспечивает режим развития дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В основе предлагаемой системы педагогического проектирования в старшей и подготовительной группах - оригинальные решения, продуктивная деятельность, которая способствует саморазвитию педагогов и создает условия для активного участия родителей и воспитанников в образовательном процессе. Темы проектов интересны, цели их приняты детьми
и актуальны для них; конкретное практическое творческое дело служит организованному освоению ребенком окружающей среды. Разнообразная деятельность дошкольников в рамках реализации проектов способствует их познавательному, речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому и физическому развитию, достижению целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного возраста.
Пособие адресовано педагогам дошкольных и дополнительных образовательных организаций, студентам педагогических специальностей.

Подробное описание

СИСТЕМА САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОО СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В. Е. Лампман

Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уровень. Утверждение и введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы ДО* повлекли за собой значительные преобразования организации управления, потребовали совершенствования управленческой системы.

В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» в качестве одной из основных задач обозначена задача привлечения в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы, воспитывать духовность и нравственность. Очевидно, что тем самым особое внимание уделяется профессиональной компетентности современного педагога.

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к саморазвитию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Основными критериями саморазвития педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс ДОО. Определение актуальных проблем и перспектив саморазвития педагога затруднительно без использования технологии проектирования.

Как отмечают специалисты, работающие по программе «Сообщество», проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них; детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели; педагогически организованное освоение ребенком окружающей среды, важное звено в системе воспитания.

Проектирование в конце XX века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольной организации, наращивание его образовательного потенциала.

Метод проектов можно рассматривать и как механизм взаимодействия семьи и ДОО. Родители могут не только быть источниками информации, оказывать реальную помощь и поддержку ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Таким образом, использование педагогического проектирования образовательного процесса в условиях развития ДОО требует от педагогов индивидуальных оригинальных решений, продуктивной и творческой деятельности, что способствует саморазвитию педагогов, повышению их профессиональной компетентности и делает образовательный процесс дошкольной организации инновационным, открытым для активного участия родителей воспитанников.

Задачи подготовки педагогов к проектной деятельности:

  • обучение педагогов технологии проектной деятельности;
  • развитие навыков планирования (определение замысла или постановка цели, которые задают видение будущего результата, определение четких действий, которые необходимо реализовать в конкретных условиях, чтобы достигнуть поставленных целей, ресурсов для их реализации, а также сроков достижения результатов /этапы проекта/);
  • совершенствование навыков сбора и обработки информации (выбор нужного материала и правильное его использование);
  • развитие экспертно-аналитических умений, прогностических умений (предвидение предполагаемого результата);
  • формирование позитивного отношения к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, обязательность в выполнении работы в соответствии с установленным планом и графиком);
  • обучение педагогов умению презентовать свою работу.

Содержание проектной деятельности:

  • по времени проекты бывают кратко- (две недели), средне- (2–3 месяца) и долгосрочные, рассчитанные на год;
  • темы проектов и мини-проектов выбираются педагогами самостоятельно в зависимости от творческого направления деятельности;
  • четкое формулирование цели и задач, выявление актуальности темы, выработка стратегии реализации проекта;
  • оценка проекта по критериям в соответствии с требованиями комплексной системы аттестации (экспертиза образовательного проекта);
  • формулирование выводов и выдвижение новых проблем для исследования;
  • обмен опытом педагогами по завершении работы над проектом (папки достижений воспитанников, детские работы, газеты, фотовыставки, коллективные работы, видеофильмы, презентации).

Критерии оценки:

  • презентация – по технологии проектной деятельности;
  • защита – по содержанию и владению материалом представленного проекта;
  • оформление папки проекта;
  • методическое сопровождение педагогов в процессе работы над проектом.

Авторские идеи: педагоги разрабатывают проекты, разные по сроку исполнения, стратегии реализации (с учетом специфики интересов и возрастных особенностей детей группы, профессиональной компетентности педагога, проектировочных умений и навыков), включению различных видов творческой и практически значимой деятельности, способствующей единению педагогов, детей и родителей.

Ожидаемые результаты:

  • педагоги владеют методом педагогического проектирования и работают в режиме развития;
  • составляют проекты, мини-проекты в соответствии с направлением деятельности;
  • систематизируют и анализируют полученные результаты, проводят их презентацию (альбом, детские работы, видео-фильм, слайд-шоу, газета);
  • распространяют педагогический опыт (участвуют в городских и краевых конкурсах, выставляют материал на сайтах в Интернете).

* Приказ от 23 ноября 2009 г. № 655 зарегистрирован в Минюсте России 08 февраля 2010 г. № 18299.

Содержание

Система саморазвития педагогов ДОУ средствами педагогического проектирования (В. Е. Лампман)    3

Проекты    7

Тема: Мама – самый дорогой на свете человек    7

Непосредственно образовательная деятельность    9

Тема: Самый дорогой на свете человек    9

Тема: Почему мы обижаем близких нам людей?    11

Тема: Слава армии родной    13

Непосредственно образовательная деятельность    17

Тема: Отчизны верные сыны    17

Тема: От богатыря до артиллериста    18

Тема: Танковое сражение    21

Тема: Наша армия сильна    22

Тема: Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри»    25

Беседы    28

Тема: Мотострелки    28

Тема: Морская пехота    29

Тема: Грозные ракеты    30

Тема: Почему так говорят?    31

Сюжетно-ролевая игра «Зарница»    32

Встреча в семейном клубе «День защитника Отечества»    33

Тема: Хлеб – всему голова    39

Непосредственно образовательная деятельность    44

Тема: Как хлеб на стол пришел? (старшая группа)    44

Тема: Из чего делают хлеб? От чего зависит вкус изделия?    48

Тема: Академия домашних волшебников. Заводим дрожжевое тесто    52

Беседы    55

Тема: Как мы можем беречь хлеб?    55

Тема: Как хлеб на стол пришел?    55

Тема: Что такое дрожжи? Какое значение они имеют для процесса производства хлеба?    56

Подвижные игры    57

Сказки, придуманные детьми совместно с родителями    60

Экскурсии    66

Экскурсия в городскую пекарню «Каравай»    66

Экскурсия с родителями в хлебный магазин (домашнее задание)    67

Сюжетно-ролевая игра «Хлебный магазин»    68

Оформление альбома «Хлеб – всему голова»    69

Тема: Кладовая земли    71

Непосредственно образовательная деятельность    76

Тема: Что у нас под ногами?    76

Тема: Камни. Как человек использует камни    77

Тема: Кладовая Земли    82

Тема: Живой мир Алтайских гор    88

Опыты и практические задания    91

Экспериментирование «Как вода камень точит?»    91

Исследование «Почему камни бывают разноцветными»    93

Экспериментирование «Какие бывают камешки?»    94

Беседы    96

Тема: Обитатели гор    96

Тема: Что делают из природных ископаемых?    97

Моделирование. Макет «Горы и вулкан»    104

Интегрированное занятие по экологии, математике и ознакомлению с окружающим «Путешествие к Хозяйке Медной горы»    105

Игры и литературный материал по теме проекта    111

Сказки    115

И. Н. Рыжов. О чем шептались камешки    115

Как камешки мечтали (сказка, придуманная детьми)    124

Тема: Матрешка    125

Непосредственно образовательная деятельность    130

Тема: Русская народная игрушка – матрешка    130

Тема: Деревянные игрушки    133

Тема: Составление сказок о матрешке    135

Тема: Игольница «Матрешка»    138

Развлечение «О матрешке – малышам»    140

Тема: Русский национальный костюм    142

Непосредственно образовательная деятельность    148

Тема: Русский национальный костюм    148

Тема: Одежда наших прабабушек    150

Тема: Русские народные головные уборы. Их значение в костюме. Кокошник и шлем    155

Тема: Плетение опояска    158

Беседы    159

Тема: Свадебный русский костюм    159

Тема: Русская народная обувь    161

Тема: Почему так говорят?    163

Развлечение «Ярмарка»    164

Тема: Новогодние праздники    171

Непосредственно образовательная деятельность    175

Тема: Составляем письмо Дедушке Морозу    175

Тема: Изображение зимы в русской поэзии. Разучивание стихотворения А. С. Пушкина «Зима. Крестьянин, торжествуя…»    178

Тема: Святки    179

Тема: Рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима»    181

Тема: Снегурочка    183

Тема: Дед Мороз и Снегурочка    185

Тема: Царство Деда Мороза    188

Тема: Снежинка    189

Тема: Елочка (аппликация)    190

Тема: День рождения Снеговиков    192

Встреча в семейном клубе – КВН (презентация результатов деятельности по проекту «Новогодние праздники»)    194

Сказка-драматизация «Девочка Снегурочка»    200

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.