Проекты в дошкольной организации: технология и содержание проектной деятельности
Код | 4440 |
Авторы-составители | Битютская Н. П. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС ДО: практика реализации. Инновационная деятельность |
ISBN | 978-5-7057-3119-0, 978-5-7057-4849-5 |
Страниц | 207 |
УДК | 372 |
Штрихкод | 9785705731190, 9785705748495 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 210 x 9 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 152 г |
и актуальны для них; конкретное практическое творческое дело служит организованному освоению ребенком окружающей среды. Разнообразная деятельность дошкольников в рамках реализации проектов способствует их познавательному, речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому и физическому развитию, достижению целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного возраста.
Пособие адресовано педагогам дошкольных и дополнительных образовательных организаций, студентам педагогических специальностей.
Подробное описание
СИСТЕМА САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОО СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В. Е. Лампман
Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уровень. Утверждение и введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы ДО* повлекли за собой значительные преобразования организации управления, потребовали совершенствования управленческой системы.
В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» в качестве одной из основных задач обозначена задача привлечения в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы, воспитывать духовность и нравственность. Очевидно, что тем самым особое внимание уделяется профессиональной компетентности современного педагога.
Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к саморазвитию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Основными критериями саморазвития педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс ДОО. Определение актуальных проблем и перспектив саморазвития педагога затруднительно без использования технологии проектирования.
Как отмечают специалисты, работающие по программе «Сообщество», проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них; детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели; педагогически организованное освоение ребенком окружающей среды, важное звено в системе воспитания.
Проектирование в конце XX века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Работа по проектам обеспечивает режим развития дошкольной организации, наращивание его образовательного потенциала.
Метод проектов можно рассматривать и как механизм взаимодействия семьи и ДОО. Родители могут не только быть источниками информации, оказывать реальную помощь и поддержку ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Таким образом, использование педагогического проектирования образовательного процесса в условиях развития ДОО требует от педагогов индивидуальных оригинальных решений, продуктивной и творческой деятельности, что способствует саморазвитию педагогов, повышению их профессиональной компетентности и делает образовательный процесс дошкольной организации инновационным, открытым для активного участия родителей воспитанников.
Задачи подготовки педагогов к проектной деятельности:
- обучение педагогов технологии проектной деятельности;
- развитие навыков планирования (определение замысла или постановка цели, которые задают видение будущего результата, определение четких действий, которые необходимо реализовать в конкретных условиях, чтобы достигнуть поставленных целей, ресурсов для их реализации, а также сроков достижения результатов /этапы проекта/);
- совершенствование навыков сбора и обработки информации (выбор нужного материала и правильное его использование);
- развитие экспертно-аналитических умений, прогностических умений (предвидение предполагаемого результата);
- формирование позитивного отношения к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, обязательность в выполнении работы в соответствии с установленным планом и графиком);
- обучение педагогов умению презентовать свою работу.
Содержание проектной деятельности:
- по времени проекты бывают кратко- (две недели), средне- (2–3 месяца) и долгосрочные, рассчитанные на год;
- темы проектов и мини-проектов выбираются педагогами самостоятельно в зависимости от творческого направления деятельности;
- четкое формулирование цели и задач, выявление актуальности темы, выработка стратегии реализации проекта;
- оценка проекта по критериям в соответствии с требованиями комплексной системы аттестации (экспертиза образовательного проекта);
- формулирование выводов и выдвижение новых проблем для исследования;
- обмен опытом педагогами по завершении работы над проектом (папки достижений воспитанников, детские работы, газеты, фотовыставки, коллективные работы, видеофильмы, презентации).
Критерии оценки:
- презентация – по технологии проектной деятельности;
- защита – по содержанию и владению материалом представленного проекта;
- оформление папки проекта;
- методическое сопровождение педагогов в процессе работы над проектом.
Авторские идеи: педагоги разрабатывают проекты, разные по сроку исполнения, стратегии реализации (с учетом специфики интересов и возрастных особенностей детей группы, профессиональной компетентности педагога, проектировочных умений и навыков), включению различных видов творческой и практически значимой деятельности, способствующей единению педагогов, детей и родителей.
Ожидаемые результаты:
- педагоги владеют методом педагогического проектирования и работают в режиме развития;
- составляют проекты, мини-проекты в соответствии с направлением деятельности;
- систематизируют и анализируют полученные результаты, проводят их презентацию (альбом, детские работы, видео-фильм, слайд-шоу, газета);
- распространяют педагогический опыт (участвуют в городских и краевых конкурсах, выставляют материал на сайтах в Интернете).
* Приказ от 23 ноября 2009 г. № 655 зарегистрирован в Минюсте России 08 февраля 2010 г. № 18299.
Содержание
Система саморазвития педагогов ДОУ средствами педагогического проектирования (В. Е. Лампман) 3
Проекты 7
Тема: Мама – самый дорогой на свете человек 7
Непосредственно образовательная деятельность 9
Тема: Самый дорогой на свете человек 9
Тема: Почему мы обижаем близких нам людей? 11
Тема: Слава армии родной 13
Непосредственно образовательная деятельность 17
Тема: Отчизны верные сыны 17
Тема: От богатыря до артиллериста 18
Тема: Танковое сражение 21
Тема: Наша армия сильна 22
Тема: Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри» 25
Беседы 28
Тема: Мотострелки 28
Тема: Морская пехота 29
Тема: Грозные ракеты 30
Тема: Почему так говорят? 31
Сюжетно-ролевая игра «Зарница» 32
Встреча в семейном клубе «День защитника Отечества» 33
Тема: Хлеб – всему голова 39
Непосредственно образовательная деятельность 44
Тема: Как хлеб на стол пришел? (старшая группа) 44
Тема: Из чего делают хлеб? От чего зависит вкус изделия? 48
Тема: Академия домашних волшебников. Заводим дрожжевое тесто 52
Беседы 55
Тема: Как мы можем беречь хлеб? 55
Тема: Как хлеб на стол пришел? 55
Тема: Что такое дрожжи? Какое значение они имеют для процесса производства хлеба? 56
Подвижные игры 57
Сказки, придуманные детьми совместно с родителями 60
Экскурсии 66
Экскурсия в городскую пекарню «Каравай» 66
Экскурсия с родителями в хлебный магазин (домашнее задание) 67
Сюжетно-ролевая игра «Хлебный магазин» 68
Оформление альбома «Хлеб – всему голова» 69
Тема: Кладовая земли 71
Непосредственно образовательная деятельность 76
Тема: Что у нас под ногами? 76
Тема: Камни. Как человек использует камни 77
Тема: Кладовая Земли 82
Тема: Живой мир Алтайских гор 88
Опыты и практические задания 91
Экспериментирование «Как вода камень точит?» 91
Исследование «Почему камни бывают разноцветными» 93
Экспериментирование «Какие бывают камешки?» 94
Беседы 96
Тема: Обитатели гор 96
Тема: Что делают из природных ископаемых? 97
Моделирование. Макет «Горы и вулкан» 104
Интегрированное занятие по экологии, математике и ознакомлению с окружающим «Путешествие к Хозяйке Медной горы» 105
Игры и литературный материал по теме проекта 111
Сказки 115
И. Н. Рыжов. О чем шептались камешки 115
Как камешки мечтали (сказка, придуманная детьми) 124
Тема: Матрешка 125
Непосредственно образовательная деятельность 130
Тема: Русская народная игрушка – матрешка 130
Тема: Деревянные игрушки 133
Тема: Составление сказок о матрешке 135
Тема: Игольница «Матрешка» 138
Развлечение «О матрешке – малышам» 140
Тема: Русский национальный костюм 142
Непосредственно образовательная деятельность 148
Тема: Русский национальный костюм 148
Тема: Одежда наших прабабушек 150
Тема: Русские народные головные уборы. Их значение в костюме. Кокошник и шлем 155
Тема: Плетение опояска 158
Беседы 159
Тема: Свадебный русский костюм 159
Тема: Русская народная обувь 161
Тема: Почему так говорят? 163
Развлечение «Ярмарка» 164
Тема: Новогодние праздники 171
Непосредственно образовательная деятельность 175
Тема: Составляем письмо Дедушке Морозу 175
Тема: Изображение зимы в русской поэзии. Разучивание стихотворения А. С. Пушкина «Зима. Крестьянин, торжествуя…» 178
Тема: Святки 179
Тема: Рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима» 181
Тема: Снегурочка 183
Тема: Дед Мороз и Снегурочка 185
Тема: Царство Деда Мороза 188
Тема: Снежинка 189
Тема: Елочка (аппликация) 190
Тема: День рождения Снеговиков 192
Встреча в семейном клубе – КВН (презентация результатов деятельности по проекту «Новогодние праздники») 194
Сказка-драматизация «Девочка Снегурочка» 200
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом