Вместе с куклой я расту: познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет
Код | 4152 |
Авторы-составители | Меремьянина О. Р. |
Издательство | Учитель, 2022 |
Серия | Игровая деятельность в ДОО |
ISBN | 978-5-7057-3099-5 |
Страниц | 221 |
УДК | 372.3/.4 |
Штрихкод | 9785705730995 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 210 x 10 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 165 г |
В пособии представлены развивающие познавательно-игровые занятия для детей 2-7 лет, разнообразные формы сотрудничества детей и взрослых, рекомендации к организации игрового пространства, разработанные в соответствии с ФГОС ДО.
Дополнительные сведения о зарождении кукольных производств, промыслов
в России и за рубежом, литературный материал в приложениях могут быть использованы в организации праздников, развлечений, сюжетно-ролевых игр, игр-драмати-заций, для чтения детям и заучивания наизусть.
Предназначено воспитателям, музыкальным руководителям для работы с детьми в дошкольных образовательных организациях.
Подробное описание
Пояснительная записка
Если верить мифам, кукла появилась раньше людей. Так, древнекитайское сказание повествует о том, как богиня Нюй-в лепила человечков. Случилось это очень давно, совсем молодая Земля только что отделилась от неба, но на ней уже высились горы и текли реки, росли цветы и деревья, птицы пели песни, а в ле-сах бродили звери. Но людей еще не существовало, и потому мир был просторен и тих. По этой прекрасной Земле бродила Нюй-ва. Как-то раз она присела на берегу реки, взяла горсть желтой глины, смочила ее водой и, глядя на свое отражение, вылепила фигурку маленькой девочки. Лишь только богиня поставила куклу на землю, глиняная малышка ожила и весело запрыгала. Нюй-ва улыбнулась и дала ей имя – Жень, что по-китайски значит «человек». Богине так понравилось лепить маленьких человечков, что скоро она наделала их очень много. Эти создания начали кричать и танцевать, а потом разбежались в разные стороны. Нюй-ва уже не чувствовала себя такой одинокой, весь мир теперь вокруг нее был заселен…
Одним из наиболее эффективных средств становления нравственно-психологической культуры дошкольника является создание единого образовательного пространства, которое позволяет сформировать у ребенка дошкольного возраста нравственные представления и ценности, ввести в мир предметов, природы и человеческих отношений, обеспечить его полноценную жизнедеятельность. Важнейшей составной частью образовательного пространства детства являются игра и игрушка. Игрушке принадлежит важная роль в познании окружающего мира, в развитии личностных качеств дошкольника: самостоятельности, активности, культуротворческой инициативы, самопознания, в зарождении рефлексии, эмпатии, в преодолении собственных страхов и волнений.
но только игры с куклой – образом человека – позволяют ребенку познать, понять и освоить сложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить творчество.
Кукла – первая среди игрушек, древняя по происхождению – всегда была и остается центром внимания всякой моды, всякого художественного течения. «Царь-игpyшкa» – так называют её писатели, историки, художники, мастера.
Наблюдая за играми детей в куклы, трудно понять, кто кого «оживляет» и обучает. Дети в игре разговаривают с куклами, баюкают, кормят, наказывают за капризы и проступки, хвалят за аккуратность и послушание, учат их читать, танцевать, декла-мировать стихи. Куклы, в свою очередь, обогащают эмоционально-нравственную сферу ребенка, формируют навык диалогового общения, помогают ребенку занять позицию «другого», учат понимать эмоциональное состояние людей, преодолевать эгоцентризм.
Но самую главную роль кукла играет в формировании у девочки позитивной концепции будущей мамы, у мальчика – будущего отца. Наблюдая за детьми во время игр, мы отмечаем неподдельный интерес детей к играм с куклой. Чуть неловко, «по-мужски», но бережно мальчики берут кукол на руки, баюкают их, катают на коляске, кормят. Девочки пеленают, поют колыбельные песни, купают, вместе с «папой» водят гулять. Результатом наблюдений является твердое убеждение в том, что если бы взрослые искусственно не поделили мир детских увлечений на игрушки для мальчиков и девочек, то мир фантазий, игр и практического опыта детей стал бы, несомненно, богаче. Целостность и богатство этого мира призвана обеспечить кукла. Как в дошкольном возрасте куклы объединяют мальчиков и девочек в совместной игре, так и ребенок объединяет взрослых в любви, заботе о нем и друг друге.
Кукла – воплощение сокровенного детства, когда все вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо. А. Синявский писал: «Без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся по лицу Земли». Взрослеет ребенок, но кукла – кукла-игрушка, кукла-образ, кукла-аллегория, кукла-произведение искусства – живет вместе с ним. Не потому ли на всю жизнь мы сохраняем к куклам особое отношение, порой не всегда осознанное, рожденное исходящей от них неотразимой и притягательной магической силой? Может быть, дело в том, что в истории и культуре человека кукла всегда играла таинственную и важную роль.
Младший дошкольный возраст – период интенсивного психического развития ребенка. Из беспомощного младенца он пре-вращается в самостоятельного, говорящего, думающего и активного человека. К главным приобретениям этого возраста психологи относят:
- развитие речевого общения, понимание речи взрослых, расширение запаса словаря, овладение лингвистическими и грам-матическими нормами;
- овладение элементарными социальными действиями и навыками: общекультурными, гигиеническими (чистоплотность, опрятность), способами общения со сверстниками;
- появление игровых действий (игр-подражаний действиям взрослых);
- вхождение ребенка в новую для него деятельность – сюжетно-ролевую игру; развитие способности к произвольной саморегуляции; самостоятельности, автономности, воли;
- становление элементарного самосознания, которое проявляется в положительном самопринятии, первых элементах самооценки, потребности ребенка в самопознании.
В структуру образа «Я» младших дошкольников включается идентификация имени собственного с собой телесным, осознание ребенком своей половой принадлежности, возникает представление о психологическом времени личности.
В младшем дошкольном возрасте происходит процесс интенсивного эмоционального развития ребенка. Именно тогда формируется базовое доверие к миру, положительное самопринятие себя и других людей, способность к сопереживанию, инициативность, любознательность. Именно эти объективные качественные характеристики оптимальных психофизических возможностей детей должны определять логику построения системы (содержание и методы) работы с младшими дошкольниками, ориентированной на развитие зарождающегося процесса становления базиса личностной культуры ребенка.
Изменяющиеся социальные условия предполагают изменения содержания, форм и методов работы с детьми. Поэтому правомерно и необходимо рассматривать процесс становления нравственно-психологической культуры детей раннего и младшего дошкольного возраста в его развитии, видеть в нем устаревшее и то новое, что соотносится с сегодняшней социальной ситуацией развития. И эффективным средством расширения личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими.
Мячи, пирамидки, кубики, конструкторы, мягкие игрушки и машины, безусловно, нужны для развития и обогащения замысла игры, но, только играя с куклой – образом человека, ребенок в большей степени познает, понимает и пытается освоить сложную систему построения межличностных отношений, принимает и в дальнейшем осваивает главные нормы нравственного поведения в окружающем социуме.
Кукла помогает ребенку преодолевать собственные страхи, переживать события своей и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию, формирует социально приемлемый опыт выхода из конфликтных ситуаций, обогащает речевые навыки диалогового общения, обучает партнерскому взаимодействию со взрослыми и сверстниками, развивает творческое воображение.
Виктор Гюго писал: «Кукла – одна из самых настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек… Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей».
Однако на Руси куклы издревле были не только девчачьей забавой. Играли до 7–8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. И лишь тогда, когда мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Современная педагогическая практика позволяет утверждать, что в период зарождения ролевой игры не только девочки, но и мальчики 2–4 лет с удовольствием играют в куклы: кормят и лечат, носят на руках и баюкают, катают в коляске и пеленают, совершенно не отставая в умениях и активности от сверстниц. Большинство родителей, особенно пап, увлечения мальчиков играми в куклы пугают и настораживают, но повода для беспокойства нет. Пройдут годы, мальчики сами станут папами, и тогда приобретенный в детстве тактильный и эмоционально-чувственный опыт общения с куклой поможет проявлять заботу о собственном малыше, понимать его внутреннее состояние, любить. Разве не этого мы ждем в любом возрасте от своих родителей и сами дарим эти чувства собственным детям?!
Дошкольник, мальчик или девочка, прежде всего человек, а кукла помогает развитию именно человеческих качеств и проявлений в ребенке. Вот почему игровые занятия с куклой, содержательно представленные в этом пособии, актуальны для развития личностной культуры как девочек, так и мальчиков.
Особенности предлагаемого опыта:
– выстроена непрерывная система (содержание и методы) работы с детьми 2–7 лет по познавательному развитию;
- предлагаемое содержание теоретически обосновано и про-шло успешную многолетнюю апробацию в дошкольном образовательном учреждении – Центре развития ребенка с детьми раннего и младшего дошкольного возраста;
- темы занятий сформулированы в виде проблемных ситуаций, связаны с привлекательным игровым образом кукол, что представляет интерес для детей раннего и младшего возраста уже на этапе вхождения в деятельность;
- в содержание деятельности включены игры-забавы, детский фольклор: пестушки, уговорушки, стихи детских поэтов о куклах, дидактические игры, игровые упражнения, тематические разминки по самопознанию, что, несомненно, формирует высокий уровень мотивации детей к деятельности;
- образовательное содержание представлено комплексно в содержательно интегрированных блоках, обогащающих и дополняющих друг друга: специально организованных игровых занятиях познавательного цикла, разных формах внезанятийного сотрудничества, игровой деятельности детей в предметно-развивающем игровом пространстве;
- циклы занятий систематизированы и дополнены практическими заданиями, предполагающими активное включение ребенка в деятельность;
- участие детей в практических видах деятельности делает полученные знания полезными в дальнейшем использовании: общении, поведении, самообслуживании, культурно-гигиениче-ских умениях; формирует самостоятельность, независимость от взрослых;
- дополнительный тематический материал: детские художественные произведения, дидактические и подвижные игры, практические рекомендации по изготовлению разных видов кукол – обеспечивает педагогам право выбора содержания деятельности адекватно реальной образовательной ситуации, возрастным возможностям, потребностям детей, зоне их ближайшего развития.
Игровые занятия познавательного цикла «Вместе с куклой я расту» разработаны в пространстве перспективно-преемствен-ных связей со старшим дошкольным возрастом и находят свое продолжение в игровых занятиях для детей 5–7 лет познавательного цикла «Мир человека в истории и культуре».
Автор выражает глубокую благодарность педагогам МДОУ № 105 ЦРР г. Барнаула: О. Д. Ожередовой, Г. В. Екимовой, О. Е. Рягузовой – за активное творческое участие при разработке занятий и апробации их в практической деятельности с детьми.
Содержание
Пояснительная записка 3
Игровые занятия познавательного цикла «Вместе с куклой я расту» 9
Занятия в первой младшей группе 11
Тема «Мы рады видеть вас у нас» 11
Тема «Как же Кате не грустить, если кукле негде жить» 13
Тема «С добрым утром, кукла Катя!» 16
Тема «Купание куклы Алёны» 18
Тема «Кукла Алёна в гостях у детей» 20
Тема «На прогулку мы пойдём, наших кукол позовём» 23
Тема «Наша Маша маленькая, на ней шубка аленькая» 24
Тема «Ты такой же, как и я?» 26
Тема «Наша куколка больна» 28
Занятия во второй младшей группе 29
Тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу» 29
Тема «Наши куклы на прогулке» 31
Тема «Куклы-матрёшки» 33
Тема «Вместе с куклой на прогулку» 34
Тема «Приглашаем куклу на чай» 36
Тема «Устроим кукле комнату» 38
Тема «Наша кукла заболела» 39
Тема «Где прячется кукла?» 41
Тема «Кукольный детский сад» 43
Занятия в средней группе 45
Тема «Нарисуй куклу» 46
Тема «Я, как мама, не люблю дома беспорядка» 48
Тема «Где прячется кукла?» 50
Тема «Новое платье для куклы Маши» 51
Тема «Кукольный детский сад» 53
Тема «Путешествие в прошлое куклы» 54
Тема «Волшебная страна чувств» 55
Тема «Наши имена» 57
Тема «Я – мальчик, а ты – девочка» 59
Приложение 1 61
Приложение 1.1. Стихи для игр-занятий с куклой 61
Приложение 1.2. Игротека: объединяющие подвижные игры 72
Приложение 1.3. Изготовление кукол из нитей и ткани (технологические карты) 76
Игровые занятия познавательного цикла «Мир человека в истории и культуре» 84
Занятия для детей 5–6 лет 94
Тема «Куклы из прошлого» 94
Тема «Соломенная чудо-кукла» 101
Тема «Путешествие в дымковскую сказку» 104
Тема «Музыкальные истории-сказки о куклах» 108
Тема «Кто прячется в матрёшке?» 111
Тема «В игрушечном царстве, кукольном государстве» (музыкально-театрализованное представление) 115
Тема «Пупс – первая кукла ребёнка» 120
Тема «Как куклы стали артистами» 122
Тема «Эти куклы-человечки» (музыкальный кукольный фестиваль) 124
Занятия для детей 6–7 лет 128
Тема «Соломенная Золотиста» 128
Тема «Тайна куклы» 131
Тема «Наташин сон» (музыкальное занятие-развлечение) 134
Тема «Матрёшкины именины» 138
Тема «Мы – милашки, куклы-неваляшки» 142
Тема «Стойкий оловянный солдатик» 145
Тема «Балаганный Петрушка» 147
Тема «Я маленький деревянный Буратино…» 150
тема «Куклы, на сцену!» 152
Приложение 2 157
Приложение 2.1. Кукольные промыслы разных стран. Виды кукол, одежда. 157
Приложение 2.2. Образ куклы в поэзии 204
Тезаурус 212
литература 214
Литературный каталог статей о куклах 218
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом