Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика
Код | 3139 |
Авторы-составители | Токарева С. И. |
Издательство | Учитель, 2020 |
Серия | Сопровождение детей с ОВЗ в ДОО. Группы компенсирующей направленности |
ISBN | 978-5-7057-3112-1 |
Страниц | 171 |
УДК | 376 |
Штрихкод | 9785705731121 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 195 x 7 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 113 г |
с комплексными нарушениями с учетом возрастных особенностей и специфических образовательных потребностей. В пособии представлены варианты сопряженной гимнастики, пальчиковые игры и тренинги, игровые упражнения и задания, игры-инсценировки и конспекты занятий, направленные на развитие лексико-грам-матических категорий, фонематического слуха, звукопроизношения детей 5-7 лет.
Предназначено учителям-логопедам, воспитателям, дефектологам ДОО; рекомендовано педагогам постдипломного образования, студентам дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений, родителям.
Подробное описание
Введение
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развить речь ребенка.
Н. А. Бернштейн писал: «Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняются не руки, а мозг, в начале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов». В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки… развитие функции руки и речи у людей шло параллельно».
Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат».
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.
Пальчиковая гимнастика позволяет:
• научить ребенка концентрировать свое внимание и правильно его распределять;
• развить память, поскольку ребенок запоминает определенные положения рук и последовательность движений;
• развить воображение и фантазию (овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории);
• приобрести силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма;
• сделать речь более четкой, ритмичной, яркой, усиливая контроль за выполняемыми движениями;
• создать благоприятный эмоциональный фон, развить умение подражать взрослому, научить вслушиваться и понимать смысл речи, повысить речевую активность ребенка;
• индуктивно привести к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.
Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Формирование связной речи у детей при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место любая речевая патология (ФФНР, ОНР, ФНР).
В коррекционной работе с детьми-логопатами формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в архисложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
Занятия по развитию речи с детьми-логопатами принесут больший эффект, если будут базироваться на пальчиковом тренинге с учетом следующих принципов:
· систематичности и последовательности (материал подобран в определенном порядке, системе);
· доступности (характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей с нарушением речи);
· наглядности (большинство заданий предполагает опору на картинный материал и на упражнения с пальчиками);
· комплексности (пальчиковые игры включены в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит прежде всего от сотрудничества всех педагогов ДОУ и родителей).
Весь материал должен подаваться в игровой форме. Так, например, из пальчиков складываются герои различных сценок и ска-зок; пальчики подражают действиям различных героев или пред-метов:
Баран стучит: бум-бум,
Раздается громкий шум. (кулачками стучат по столу.)
Утюжок так гладко гладит,
Ни морщинки не оставит. (ладони трут друг о друга.)
Основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейшим этапом в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения является работа по подготовке артикуляционного аппарата.
При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти. Из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазанно. Нарушается динамика движения, скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков.
Такого рода нарушения наблюдаются обычно у детей с органическим поражением центральной нервной системы.
Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеваниям. У таких детей задерживается усвоение системы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. Такие дети смешивают, заменяют или искажают звуки: не различают звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные; умеют правильно произносить, но не могут осуществить правильный выбор звуков.
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук. О взаимосвязи этих двух органов уже отмечалось ранее. Поэтому очень эффективной методикой в развитии речевого аппарата и мелкой моторики может стать сопряженная гимнастика. Она является одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность. Способствует не только развитию мелкой моторики руки, но и лучшей координации движений. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.
Такая деятельность влияет на развитие артикуляционной моторики (сопряженная гимнастика), формирование фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа.
Фонематическое восприятие – способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. А если в этом формировании определенную роль сыграют пальчики, то процесс несомненно ускорится. Определенное положение пальцев создает наглядный образ того или иного предмета, ассоциирует тот или иной звук с этим предметом. Например, [у] – песенка волка (складывают из пальчиков «голову волка»); [га] – песенка гуся (изображают голову гуся: все пальцы вместе, большой палец опускается-поднимается); [му] – песенка коровы (указательный палец и мизинец вперед, остальные в кулаке); [кар] – песенка вороны (все пальцы в кулаке, указательный и большой – «клюв»).
Детям очень нравятся игры: «Мы – вороны», «Мы – гуси». Смысл таких игр заключается в том, что дети учатся добавлять к слову отсутствующий звук или часть слова. Например, при изучении лексической темы «Домашние птицы» детям можно предложить поиграть в игру «Мы – гуси». Гуси умеют петь свою песенку «га-га-га», – а вот «гусь» педагога разучился и произносит все слова без начального «га»:
..лстук ..рмошка
..лоша ..раж
..лушки ..рантия
..лоп ..рнир
Дети должны дополнить недостающую «песенку» и произнести все слово правильно (закрепляется правильное звукопроизношение, осуществляется звукослоговой анализ слова, развивается мелкая моторика, повышается эмоциональный настрой ребенка).
Проговаривание стихов одновременно с движениями дает ряд преимуществ для детей с дефектами речи. Их речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей.
Необходимо подбирать такой материал, чтобы в одной пальчиковой гимнастике содержалось большое количество разнообразных пальцевых движений и они сочетались бы с произносимым текстом. В начале занятий у большинства детей возникают трудности: пальцы малоподвижные, движения неточные, темп даже самых легких упражнений замедленный. Но к середине учебного года дети овладевают даже самыми сложными упражнениями.
Пальчиковая гимнастика может не только быть частью занятия, но и его основой. По каждой лексической теме можно разнообразить работу по развитию речи, затронуть все аспекты:
• расширение лексического словаря;
• развитие лексико-грамматических категорий: «Назови ласково», «Подбери признак», «Один – много», «Назови части»; фонематического слуха и восприятия; высших психических функций: памяти, мышления, внимания, восприятия; графомоторных навыков (изготовление букв из различных материалов, складывание букв из пальцев); ориентировка в пространстве (право, лево, вверх, вниз);
• автоматизация звукопроизношения;
• формирование общих речевых навыков: темп речи, ритм, голосовая подача, голосовое дыхание.
Велика роль пальчикового театра в развитии речи детей.
Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет детям проявить инициативу. Театральную деятельность можно рассматривать как средство всестороннего развития личности ребенка-логопата, воспитание у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах.
Если в пальчиковой гимнастике позы меняются достаточно быстро, согласно стихотворному тексту, то в пальчиковом театре необходимо удерживать одну и ту же позу какое-то время. При этом ребенок должен перевоплотиться в героя, изменить голос, интонацию, припомнить различные детали, повадки изображаемого персонажа. Теперь он «актер» и должен постараться сыграть свою «роль» так, чтобы «зрителям» было интересно.
Театрализованная игра может стать частью занятий или полным занятием. Проводить такие игры надо систематически. Выбирать и распределять речевой материал необходимо в соответствии с возможностями детей. В текстах могут использоваться специально подобранные слова, необходимые для отработки того или иного звука, его автоматизации в речи. Для театра можно использовать как пальчиковые куклы, так и сами пальчики.
Работа с использованием пальчиковых кукол осуществляется поэтапно. Вначале дети надевают их на пальцы правой руки, потом – левой, и ведут диалоги в парах. Освоив этот прием, ребенок сможет говорить сразу за двух персонажей (за двух кукол на пальцах левой и правой рук). Вначале лучше подбирать стихотворные и прозаические диалоги, небольшие по содержанию. Такие тексты быстрее запоминаются.
Часто в сценках содержится материал, расширяющий знания детей по определенной теме, например куклы, изображающие лесных зверей, встречаются в лесу и рассказывают о том, как они зимуют: заяц («К зиме как снег я побелел – / Шубку новую надел»), лиса («Я зимы не боюсь, / В шубку теплую ряжусь»), медведь («Я с осени свой жир копил, / Я много ел и много пил, / А теперь я в буреломе / Сладко сплю, как будто в доме»), волк («Я зимой холодный / Всегда злой, голодный»).
Кукол можно заменить пальчиками, сложив их определенным образом, изображая тот или иной предмет, зверя, птицу и т. д. При этом вспоминаются повадки животных, их характер, место проживания.
Детям заранее раздаются стихотворные тексты. На занятиях рассказ ведут сами «звери». В конце занятия подводится итог, проводится рефлексия деятельности, где систематизируются
и обобщаются полученные знания.
Стихотворные тексты не только быстро запоминаются, но и нравятся детям, несут на себе эмоциональную окраску, расширяют знания детей, словарный запас, стимулируют к игровой деятельности, развивают воображение. Играйте с детьми в пальчиковые игры! Развивайте их речь и мышление!
Содержание
Введение 3
Методы коррекции речевых нарушений 11
Сопряжённая гимнастика 12
Игровые методы и приёмы правильного звукопроизношения 28
Игры с пальчиками 36
Звукоподражания 63
Игры на развитие лексико-грамматических категорий 70
Практический материал 97
Пальчики играют, речь нам развивают (пальчиковый игротренинг) 97
Звуки [з] – [з’]. Буква З (пальчиковый игротренинг) 105
Дифференциация звуков [з] – [з’], [с] – [с’]. Буквы З, С (занятие) 113
Звуки [в] – [в’]. Буква В (занятие) 117
Твёрдые – мягкие согласные (занятие по развитию звуковой культуры речи детей с ФФНР) 124
Звуки [л] – [л’]. Буква Л (занятие) 131
Игры, инсценировки 138
Приложения 153
Приложение 1. Выполнение букв из пальцев 153
Приложение 2. Выполнение фигур из пальцев 160
Литература 169
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом