Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет
Код | 4457 |
Авторы-составители | Костюченко М. П. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | ФГОС ДО: практика реализации. Организованная образовательная деятельность |
ISBN | 978-5-7057-3089-6, 978-5-7057-4817-4 |
Страниц | 189 |
УДК | 372.3/.4 |
Штрихкод | 9785705730896, 9785705748174 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 195 x 9 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 134 г |
Предназначено воспитателям дошкольных образовательных организаций, педагогам дополнительного образования для использования в учебных целях; полезно учителям начальных классов и воспитателям групп продленного дня для внеклассных занятий с младшими школьниками.
Подробное описание
Введение
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему в дорогу?». Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной познавательной позицией, с собственным логическим мышлением.
Человечество далеко шагнуло по пути познания, но не все тайны окружающего нас мира уже раскрыты, поэтому нужны пытливые люди с неутолимой жаждой познаний и открытий. Задача взрослого – раскрыть перед ребенком законы окружающего мира, заложить познавательное отношение к нему, показать радость собственных открытий, сформировать живой интерес ко всему происходящему в мире, желание раздвинуть границы своего кругозора.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные «зачем?», «как?», «почему?». Это свойство И. П. Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.
Познавательная активность ребенка, направленная на исследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого – поддержать этот интерес с помощью разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы, двигательной, трудовой, продуктивной, музыкальной, изобразительной. Для этого целесообразно проводить познавательные игры-занятия с включением проблемных ситуаций, задач-загадок, какого-либо сказочного или познавательного материала, куда включаются задания на развитие воображения, памяти, мышления.
Наиболее эффективно задачи познавательного развития решаются в случае интегративного подхода к организации образовательной деятельности. Только в том случае, когда педагог методично и целенаправленно использует в работе принцип интеграции образовательных областей, развитие дошкольников будет полным и разносторонним. Поэтому целесообразно содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» интегрировать с освоением образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие». Таким образом, задачи познавательного развития детей решаются интегрированно, в ходе освоения всех образовательных областей, наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
Педагогу необходимо помнить, что при организации познавательной деятельности отношения «ребенок – взрослый» должны строиться на соучастии в деятельности. Вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к сотрудничеству.
Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.
Организуя познавательно-исследовательскую деятельность, не следует смешивать ее с продуктивной. Если на занятиях познавательного цикла воспитатель фиксирует с детьми какие-то знания в виде таблицы, панно, это должна быть очень быстрая работа, не требующая значительных усилий (например, стоит прикреплять вырезки клеящим карандашом, а не возиться с кисточками и клеем). В отличие от продуктивной деятельности, смысл которой – достижение вещного результата с хорошим качеством, в познавательно-исследовательской деятельности главное – нахождение связей между вещами и явлениями.
Результат, хотя и выраженный предметно, – всего лишь систематизация, символизация представлений в схемах, значках-метках.
Предлагаемое практическое пособие для детей 4–7 лет содержит конспекты образовательной деятельности по ознакомлению детей с предметным и природным миром; дидактический материал: стихотворения, загадки, заклички, народные приметы, пословицы и поговорки о явлениях природы.
Основной целью предложенных занятий является развитие познавательной активности, расширение кругозора дошкольников, развитие умений находить решения возникших проблем, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, формулировать выводы, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, связывать между собой результаты наблюдений и исследований.
В пособии предусмотрена вариативность использования образовательного материала, позволяющая осуществлять познавательное развитие в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
Поэтому в каждом конкретном случае педагог сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Сомнение, догадка, предположение возникают у ребенка при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организуется в форме диалога воспитанника с педагогом и другими детьми в группе. Содержание предложенных занятий предусматривает для ребенка возможность самостоятельно проводить опыты, обсуждать результаты с друзьями и воспитателем, фиксировать их в карточках или альбоме.
Представленная модель организации образовательной деятельности соответствует принципу развивающего образования, обеспечивает становление личности ребенка и ориентирует педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Содержание
Введение 3
Средняя группа
Тема: Новоселье 6
Тема: Дом, в котором я живу 8
Тема: Аэропорт 11
Тема: Спор овощей (по С. Я. Маршаку) 13
Тема: Вот какие овощи! (инсценирование) 15
Тема: Загадки леса 20
Тема: Зимовье зверей (чтение русской народной сказки) 24
Тема: Что я видел в лесу 28
Тема: Рассеянный художник 30
Старшая группа
Тема: Мир предметов вокруг нас 32
Тема: В салоне заказов 36
Тема: Праздник цветов 38
Тема: Экологическая сказка «На лесной поляне» 42
Тема: Вода и почва (исследование) 48
Тема: Что такое воздух? 52
Тема: Скоро зима 55
Тема: Для чего нужна зима? 59
Тема: В начале весны (рассматривание картины в. К. Бялыницкого-Бирули) 65
Тема: Кто в домике живет? 68
Тема: Птичья деревня 71
Тема: Апрель с водой, май с травой (экскурсия в березовую аллею на экологической тропе доО) 75
Тема: Прогулка по лесу (экскурсия в парк) 78
Тема: «Полюбуйся, весна наступает!..» 81
Подготовительная группа
Тема: В мастерской художника 86
Тема: Добрый город 89
Тема: Как бумага в лесу росла 91
Тема: Путешествие в Японию 96
Тема: Как рубашка в поле выросла 99
Тема: Дары леса 102
Тема: «Есть в осени первоначальной...» (экскурсия) 106
Тема: Природа готовится к зиме (экскурсия на почвенное обнажение) 109
Тема: Путешествие по дну моря 112
Тема: Осенние месяцы (развлечение) 118
Тема: Деревья зимой 122
Тема: Птицы – наши друзья 125
Тема: Лесная аптека 128
Тема: Лесные цветы 131
Тема: Вечно шуметь лесам 135
Приложения 141
Приложение 1. Экскурсии в природу 141
Приложение 2. Фенологические наблюдения 142
Приложение 3. Экологические наблюдения 143
Приложение 4. Наблюдения за деревьями и кустарниками 144
Приложение 5. Наблюдения за растениями территории детского сада 155
Приложение 6. Ознакомление с живой природой 158
Приложение 7. Ознакомление с неживой природой 162
Приложение 8. Дневник наблюдений 163
Приложение 9. Загадки о явлениях природы 166
Приложение 10. Стихи о природе 168
Литература 183
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом
Отзывы
"Мир предметов вокруг нас", "В салоне заказов", "Праздник цветов", Экологическая сказка "На лесной поляне", "Вода и почва", "Что такое воздух", "Скоро зима", "Для чего нужна зима", "Кто в домике живёт", "Птичья деревня", Прогулка по лесу" и.др. это для старшей группы.
Также тематики для подготовительной группы интересны, и имеются приложения разнообразные. Спасибо за материал авторам!!!!