Игровые логопедические занятия по мотивам сказок. 5-7 лет
Код | 3137 |
Авторы-составители | Тырышкина О. В. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | В помощь логопеду |
ISBN | 978-5-7057-3084-1, 978-5-7057-4598-2, 978-5-7057-5579-0 |
Страниц | 225 |
УДК | 376.36 |
Штрихкод | 9785705730841, 9785705745982, 9785705755790 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 10 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 153 г |
Предназначено учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям дошкольных организаций для использования в учебных целях; может быть полезно родителям для занятий с детьми.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь. Хорошее знание русского языка необходимо ребенку для изучения других предметов, для овладения программой детского сада, а в последующем – школы.
Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит «активным могучим средством всестороннего развития личности ребенка» (А. И. Сорокина). Чем внятнее и выразительнее речь, тем легче высказывать свои мысли, тем глубже и богаче возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. его поведение, а следовательно, и его личность в целом.
Все это предъявляет большие требования к качеству речи человека. Поэтому в основную задачу детского сада (всестороннее развитие детей дошкольного возраста) обязательно включается развитие полноценной речи у ребенка. Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение всевозможных ее недочетов.
В современных условиях наблюдается огромный рост речевой патологии, в частности нарушения звукопроизношения. В последние десятилетия положение дел в этом отношении резко ухудшилось, о чем свидетельствуют статистические данные. Раньше для предупреждения и устранения у детей недостатков речи ограничивались лишь требованием правильной речи окружающих, в том числе и воспитателей. Теперь же вопрос о систематической специальной работе над обучением детей правильной речи стал одним из приоритетных в детских садах.
Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется социальным значением речи, а возможность преодоления зависит как от тяжести нарушения, так и от правильного понимания его сущности, что дает возможность применения наиболее эффективных средств его преодоления.
Преодоление, а в значительной степени и предупреждение нарушений речи основаны на компенсаторных возможностях человека, и в частности его мозга.
Масштаб компенсации очень определенно выражен в высказываниях И. П. Павлова: «Многие нервные задачи, которые сначала могут казаться совершенно невыполнимыми, в конце концов, при постепенности и осторожности, оказываются удовлетворительно решенными… ничто не остается неподвижным, неподатливым. И все, всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».
Своевременное устранение речевых недостатков имеет крайне важное значение для общего развития ребенка, так как речевой дефект, каким бы он ни был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе (Л. С. Выготский). В процессе умственного, нравственного, эстетического, физического и трудового воспитания ребенка в ДОО и в семье необходимо осуществлять коррекцию и развитие у ребенка-логопата значимых личностных качеств, формировать навыки адекватного социального поведения и т. д.
Коррекция нарушения звукопроизношения дошкольников строится на основе логопедии – специальной работы, педагогической науки о предупреждении и преодолении несовершенств речи. В этой работе различают две системы. Одна из них применяется в специальных детских садах для детей с тяжелыми расстройствами речи, другая – в дошкольных образовательных организациях.
Задача логопедической работы – способствовать предупреждению расстройств речи, помочь естественному стремлению ребенка преодолеть возрастные, а иногда и патологические
недостатки речи, разрабатывать и совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника.
Приоритетными принципами коррекционно-логопедической работы с детьми являются:
• индивидуализация;
• разносторонность;
• комплексность;
• систематичность коррекционно-педагогического воздействия.
Индивидуализация логопедического воздействия достигается за счет тщательного динамического изучения учителем-логопедом структуры нарушений речи каждого ребенка, объективного анализа причин наблюдаемых отклонений и особенностей в его речевом развитии. Задачи индивидуальных занятий определяются исходя из клинического диагноза, структуры, степени выраженности речевого нарушения у детей, их индивидуально-типологических особенностей и в соответствии с традиционными логопедическими методиками и методическими рекомендациями.
Разносторонность (интегрально-личностный характер) логопедической работы предполагает обязательный учет в коррекционном процессе не только речевых, но и индивидуально-типологических особенностей дошкольников, которые прямо или косвенно мешают нормальному развитию их речи. При этом обязательно должны быть приняты во внимание закономерности как общего психического, так и речевого онтогенеза. Нацеленность учителя-логопеда не только на устранение выявленного у ребенка речевого недостатка, но и на целостное развитие его личности с помощью специфических и неспецифических коррекционно-педагогических средств и способов – залог успешности логопедического воздействия.
Вместе с тем анализ разных сторон психофизического развития детей, его потенциальных возможностей и опора на них при планировании и проведении педагогического воздействия должны стать приоритетными задачами не только учителя-логопеда, но и всех участников коррекционного процесса – педагогического коллектива ДОО, родителей и других членов семьи. Тем самым обеспечивается комплексность коррекционного воздействия и возможность проведения соответствующей речевой работы не только непосредственно, но и опосредованно, с использованием для этого различных видов детской деятельности. На основе рекомендаций учителя-логопеда и в тесном сотрудничестве с ним педагоги и родители создают обогащенную предметно-развивающую и поддерживающую речевую среду в дошкольном учреждении и в семье. Это позволяет оказывать коррекционно-логопедическую помощь детям как параллельно образовательному процессу, так и в его контексте за счет активного привлечения внимания к речевому развитию ребенка близких ему взрослых и их равноправного партнерства в коррекционно-образовательном процессе.
Однако все перечисленные условия могут быть абсолютно безрезультатны в том случае, если при оказании коррекционно-логопедической помощи детям не будет соблюдаться систематичность.
Дети-логопаты зачастую имеют ослабленное соматическое и психическое состояние, они быстро утомляются на занятиях, ухудшаются их внимание, память. Как оптимизировать коррекционный процесс? Известно, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. Это важнейшая форма организации их жизни, наиболее для них интересная и доступная. Игра тесно переплетается со всеми сферами жизнедеятельности дошкольников, являясь необходимым условием творческого, интеллектуального, физического, психического и речевого развития. Кроме того, в игровой деятельности ребенок способен к длительному подчинению своего поведения определенным правилам, тогда как вне игры это представляет для дошкольника сложную задачу. Следовательно, для достижения наибольшей эффективности осуществлять коррекционную работу необходимо с использованием игр и игровых приемов. С помощью них можно закреплять правильное произношение поставленных звуков, развивать фонематическое восприятие, целенаправленное внимание, память, мышление, зрительное восприятие, зрительно-двигательную координацию, воображение. Кроме того, использование логопедических игр позволяет формировать пространственные представления, моторные навыки, познавательную активность, а также расширять и уточнять словарный запас, формировать грамматический строй речи, развивать навыки связной речи, то есть решать различные коррекционные задачи.
Пояснительная записка
Предложенные методические разработки базируются на использовании игры, комплексного подхода, взаимодействия всех образовательных областей («Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие), что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Разработанные автором конспекты индивидуальных логопедических занятий, представленные в пособии, основываются на играх различной коррекционной направленности. Объединяющими сюжетами занятий являются мотивы известных сказок. Именно сказка заставляет сопереживать героям, персонажам, что усиливает мотивацию ребенка к деятельности. Кроме того, сказка дает детям новые представления о взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Это особый ракурс, близкий и понятный детям.
В конспектах прослеживается четко выдержанная структура занятия с взаимосвязанными и последовательными этапами. Логопедическое воздействие в ходе занятия осуществляется по раз-личным коррекционно-развивающим направлениям:
– автоматизация поставленного звука (или дифференциация смешиваемых звуков) в слогах, словах, фразах;
– развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
– развитие фонематического слуха и восприятия;
– развитие зрительного восприятия;
– развитие психических процессов: мышления, внимания, памяти;
– закрепление навыков чтения прямых и обратных слогов;
– закрепление навыков согласования слов в предложении;
– активизация биологически активных зон;
– развитие темпо-ритмической стороны речи, речевого дыхания;
– расширение и активизация словаря;
– развитие интонационной выразительности речи;
– закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
– воспитание усидчивости, аккуратности, чувств сопереживания и сострадания.
Дидактические игры и задания сопровождаются картинным материалом, который представлен в виде пронумерованных карточек и предназначен для выполнения заданий (Приложение 1). Педагог может вырезать и ксерокопировать наглядный материал к занятию, вкладывать его в индивидуальную тетрадь ребенка после выполнения упражнения, логопедической игры.
Домашние задания-карточки, под порядковыми номерами вынесенные в Приложение 2, содержат описание заданий с рисунком, штриховкой, четверостишия, считалки, чистоговорки – то, что ребенок может выполнить, проговорить, заучить дома с помощью родителей.
Представленная система работы составлена с учетом высокой речевой активности и стойкого положительного эмоционального настроя ребенка, поможет реализовать максимально продуктивные индивидуальные логопедические занятия.
Содержание
Введение 3
Занятия по автоматизации звукопроизноше-ния 10
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки М. Гаршина «Лягушка-путешественница») 10
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь») 15
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Теремок») 20
Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха») 25
Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки «По щучьему велению») 30
Автоматизация звука [ч] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья») 35
Буква Л, звук [л] 41
Автоматизация звука [л] в изолированном произношении, в слогах и словах (по мотивам русской народной сказки «Колобок») 44
Автоматизация звука [л] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки «Гуси-лебеди») 49
Автоматизация звука [л] в словах и фразовой речи (по моти-вам мультипликационной сказки «Лунтик») 55
Автоматизация звука [р] в слогах, словах (по мотивам сказ-ки А. Н. Толстого «Буратино») 60
Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка») 65
Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразах (по моти-вам сказки С. Михалкова «Три поросенка») 70
Автоматизация звука [с] изолированно, в слогах и словах (по мотивам русской народной сказки «Снегурочка») 76
Автоматизация звука [с] в слогах, словах и фразах (по мо-тивам сказки Шарля Перро «Кот в сапогах») 81
Автоматизация звука [с] в словах и фразах (по мотивам русской народной сказки «Кот Котофеич») 87
Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах и словах (по мотивам сказки Шарля Перро «Золушка») 93
Автоматизация звука [ц] в слогах, словах и фразах (по мо-тивам сказки В. Одоевского «Мороз Иванович») 99
Занятия на развитие дифференциации звуков 104
Приключения Жужжарика и Шуршалочки 104
Дифференциация звуков [ж] и [ш] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка») 109
Дифференциация звуков [л] – [р] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки К. Чуковского «Айболит») 114
Дифференциация звуков [з] – [с] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей») 120
Дифференциация звуков [с] – [ш] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки «У солнышка в гостях») 125
Дифференциация звуков [с] – [ц] в слогах, словах и фразах (по мотивам сказки «Заяц-хваста») 131
Приложения 137
Приложение 1. Картинный материал 137
Приложение 2. Домашние задания 175
Литература 219
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом