Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст

Есть на складе
168 руб.
-10%
151,20 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 3135
Авторы-составители Ротарь Н. В., Карцева Т. В.
Издательство Учитель, 2024
Серия Сопровождение детей с ОВЗ в ДОО. Группы компенсирующей направленности
ISBN 978-5-6040271-8-9, 978-5-7057-4813-6, 978-5-7057-6356-6, 978-5-7057-3070-4, 978-5-7057-5757-2
Страниц 147
УДК 376.3
Штрихкод 9785604027189, 9785705730704, 9785705748136, 9785705763566, 9785705757572
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 104 г
В пособии представлена система коррекционной работы со старшими дошкольниками, имеющими задержку психического развития. Перспективно-тематическое планирование и система развивающих занятий разработаны с учетом требований ФГОС ДО, ФОП ДО, ФАОП ДО и обеспечивают развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности - игровой, изобразительной, коммуникативной, речевой, двигательной.
Разнообразие этюдов, игр, упражнений, творческих заданий в занятиях направлено на развитие устойчиво положительного отношения детей к себе и сверстникам.
Предназначено воспитателям, психологам, дефектологам дошкольных образовательных организаций, а также центров коррекции и развития ребенка для использования в учебных целях; будет полезно родителям.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы.

В. В. Зеньковский

Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. Приоритетным все же остается интеллектуальное развитие.

Современный дошкольник испытывает значительные затруднения в развитии эмоциональной сферы в силу таких обстоятельств, как дефицит общения со взрослыми, с детьми (прежде всего старшими по возрасту), а также стремления взрослых форсировать его интеллектуальное развитие. Замыкаясь на просмотре телевизионных передач, компьютерных играх, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, слабо распознают эмоциональное состояние другого человека. Поэтому появилась насущная необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывать способы как общения друг с другом, так и выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

Почему затронута эмоционально-волевая сфера детей старшего дошкольного возраста?

Во-первых, старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования компетентности в сфере отношений, развития устойчивого и положительного отношения к себе.

Во-вторых, сформированность эмоционально-волевой сферы является одним из основных компонентов психологической готовности к школьному обучению. И насколько у ребенка будут развиты эмоциональная устойчивость, умение контролировать свои эмоции, уверенность в преодолении трудностей, насколько он будет способен предчувствовать и переживать отдельные последствия своей деятельности, – настолько легко он сможет справиться с периодом адаптации к школьному общению, успешно подготовиться к обучению.

В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, накапливается опыт усвоения способов общения. Однако практика работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, а способы общения без специального обучения в должной степени не формируются. Для решения проблемы правильного формирования эмоциональной сферы ребенка эффективной формой являются коррекционно-развивающие занятия, ведущим видом деятельности на которых всегда остается игра.

Предлагаемые в пособии подробные конспекты занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы построены на основе игры, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка.

Цель занятий: развитие эмоциональной сферы ребенка игровыми средствами.

Задачи:

  • развивать способности понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека на символическом и вербальном уровне;
  • корректировать психоэмоциональное состояние;
  • способствовать освоению позитивных форм поведения, отношения к себе и окружающим;
  • формировать позиции партнерских взаимоотношений детей друг с другом через игровую деятельность;
  • развивать творческое воображение, фантазию.

Разрабатывая занятия, авторы придерживались следующих принципов:

– реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, потребностей данного возраста;

опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;

– обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка.

Содержание занятий отвечает тенденциям современного образования, таким как:

  • признание самоценности дошкольного периода;
  • сохранение и развитие психофизического здоровья дошкольника;
  • гуманизация и демократизация образовательного процесса.

Методические приемы, используемые на занятиях: игры на развитие внимания, воображения; релаксационные круги, упражнения и т. п.; рисование; обсуждение переживаемых чувств.

Условия реализации занятий:

– занятия используются в дошкольной организации образовательного, комбинированного, компенсирующего вида;

– занятия проводятся как индивидуально, так и с подгруппой детей;

– продолжительность одного занятия не должна превышать 30 минут;

– в занятиях активно применяется музыка.

Каждое занятие состоит из нескольких частей и занимает не более 25–30 минут, что полностью соответствует возрастным психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника.

Структура игрового занятия:

Подготовительная часть включает упражнения, ритуалы приветствия и игры на сплочение.

Основная часть включает упражнения на осознание, передачу разных эмоциональных состояний с использованием различных выразительных средств.

Заключительная часть включает продукт деятельности по теме занятия, упражнение на расслабление, ритуал прощания.

Занятия построены по тематическому принципу. Начало и конец занятия – ритуальные; сохраняют у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.

Психотерапевтический эффект занятий предполагает развитие (воспитание) интереса детей, снижение эмоциональной напряженности, деструктивных форм поведения (агрессивности, расторможенности, тревожности), психологический комфорт и позитивные чувства.

Развивающий эффект занятий предполагает развитие творческого потенциала детей, способности выражать свои чувства словами и осознавать их; развитие психических процессов у детей.

Воспитательный эффект занятий предполагает сохранение и укрепление здоровья детей, познание себя и окружающего мира, формирование эмоционально-волевых качеств, социального поведения.

В занятии с детьми используются здоровьесберегающие технологии: игротерапия, динамические паузы, элементы арт-терапии, релаксационные техники, психогимнастика. Релаксационные упражнения обычно сопровождаются расслабляющей музыкой.

Обязательными условиями проведения занятий являются:

– использование игровых методов;

– смена видов деятельности;

 положительная оценка личных достижений каждого ребенка.

Содержание

Введение    3

Особенности эмоционального развития детей седьмого года жизни    7

Перспективно-тематическое планирование игр-занятий по развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков    17

Конспекты развивающих игр-занятий    35

Занятие 1. Тема: Осень     35

Занятие 2. Тема: Овощи     37

Занятие 3. Тема: Фрукты     39

Занятие 4. Тема: Овощи – фрукты     41

Занятие 5. Тема: Грибы    43

Занятие 6. Тема: Наши имена    46

Занятие 7. Тема: Я и мое тело    48

Занятие 8. Тема: Моя семья    50

Занятие 9. Тема: Посуда    52

Занятие 10. Тема: О дружбе    55

Занятие 11. Тема: Обувь    57

Занятие 12. Тема: Зима    59

Занятие 13. Тема: Одежда    62

Занятие 14. Тема: Новый год    64

Занятие 15. Тема: Игрушки    66

Занятие 16. Тема: О вежливости    69

Занятие 17. Тема: Животные    72

Занятие 18. Тема: Я среди других    75

Занятие 19. Тема: Необычное путешествие    77

Занятие 20. Тема: Мы – дружные ребята    79

Занятие 21. Тема: Мама    81

Занятие 22. Тема: Весна    84

Занятие 23. Тема: Поможем зайке    87

Занятие 24. Тема: Птицы    89

Занятие 25. Тема: Лес    93

Занятие 26. Тема: Я и другие    96

Занятие 27. Тема: Насекомые    97

Занятие 28. Тема: Цветы    100

Занятие 29. Тема: По морям, по волнам    103

Занятие 30. Тема: Сказочное путешествие    105

Сценарии мероприятий на формирование и закрепление эмоциональной сферы детей    107

День смеха    107

Праздник-проказник    112

КВН    117

ПРИЛОЖЕНИЯ    119

Приложение 1. Диагностика сформированности эмоциональной сферы ребенка (методика В. М. Минаевой)    119

Приложение 2. Пиктограммы эмоций    130

Приложение 3. Пословицы, поговорки и загадки об эмоциях    131

Приложение 4. Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, умений    135

Приложение 5. Игры и упражнения на развитие интереса к собственным эмоциям и эмоциям других людей    139

Литература    143

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Светлана Карнаухова
17 марта 2023 (21:17)
Материалы в данном издании помогли при работе с детьми с задержкой развития.

mdou-111-kem
5 апреля 2019 (09:53)
Очень полезная литература. Спасибо

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос