Изобразительная деятельность: конспекты занятий в подготовительной группе
Код | 4458 |
Авторы-составители | Николкина Т. А. |
Издательство | Учитель, 2021 |
Серия | ФГОС ДО: практика реализации. Организованная образовательная деятельность |
ISBN | 978-5-7057-3095-7, 978-5-7057-5012-2 |
Страниц | 132 |
УДК | 372.21 |
Штрихкод | 9785705730957, 9785705750122 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 7 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 93 г |
к содержанию и планируемым результатам дошкольного образования.
В предлагаемых занятиях, составленных на основе практического опыта
и включающих рисование с натуры, тематическое и декоративное рисование, беседы об искусстве, задачи образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" решаются комплексно, во взаимодействии образовательных областей: "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие". Определены планируемые образовательные результаты освоения содержания образовательной области "Художественно-эстетическое развитие", цели педагогической деятельности, виды детской деятельности, что позволит педагогам обеспечить системно-деятельностное образование детей.
Предназначено воспитателям дошкольных образовательных организаций, педагогам дополнительного образования, рекомендовано родителям.
Подробное описание
введение
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности ребёнка, приобщении его к миру культуры и искусства, общечеловеческих ценностей.
Раскрытие индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала, основанного на самовыражении, саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве – приоритетная задача педагога. Она решается в том числе и в процессе освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Её содержание направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности через:
· развитие продуктивной деятельности детей;
· развитие детского художественного (изобразительного, музыкального, игрового, конструктивно-модельного) творчества;
· приобщение к изобразительному искусству.
В предлагаемых конспектах занятий задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» решаются комплексно, в ходе освоения других образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Совокупность образовательных областей позволяет обеспечить всестороннее развитие личности дошкольников.
Особое внимание в пособии уделено эстетическому и полихудожественному развитию детей средствами искусства и действительности.
Рассматривая искусство как особую форму познания и отражения жизни в художественных образах, как важнейшую часть культуры и средство нравственно-эстетического, эмоционального и художественного развития детей, автор-составитель переносит акцент с узких задач (обучение элементарным навыкам изобразительной деятельности) на более широкие цели. Направлены они на развитие художественного восприятия и различных видов художественной деятельности, но прежде всего – на нравственно-эстетические, общечеловеческие ценностные ориентации, чувства, оценки и отношения ко всем явлениям жизни: предметному миру и человеку, обществу и природе, добру и злу, выраженным в произведениях художественного творчества языком искусства. Предусмотрено также и последовательное развитие познавательных и творческих возможностей каждого ребенка через интеграцию различных видов искусства.
Помимо интеграции искусств, в художественном развитии очень важна взаимосвязь и взаимодействие ребенка с близким ему природным окружением.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков неба, воды, листьев... Развитие у детей умения «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать», эмоционально откликаться на красоту природы и отражать свои впечатления в рисунке – важная задача педагога.
Необходимым условием развития эстетической культуры личности является использование в педагогической работе произведений народного искусства. Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает непреходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Аккумулируя в себе исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. В силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оно оказывает огромное воздействие на ребенка, который «…мыслит формами, красками, звуками, ощущениями…» (К. Д. Ушинский).
Е. А. Флерина одна из первых выступала за активное использование народного искусства в развитии детского творчества, считая, что в процессе приобщения к нему дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания оригинальных произведений, в том числе декоративных узоров.
Народному искусству присущи ярко выраженные характерные особенности, такие как традиционность образов, сюжетов, приемов, совершенство образного языка, близость к окружающей жизни. Декоративность, выразительность цвета, пластики, орнаментов, разнообразие материалов созвучны особенностям эстетических чувств, восприятий и ощущений детей дошкольного возраста. И в произведениях народных мастеров, и в творчестве детей всё наполнено светом, все радует взор красочностью. Поэтому декоративному рисованию отводится особое место в пособии.
Любая художественная деятельность детей должна носить вариативный характер, рождать эмоции, чувства. Ребенок с самых первых лет своей жизни находится на известной «эстетической стадии» детства, поскольку по своей природе он в равной степени предрасположен к разным видам искусства (полихудожественен). Поэтому каждое занятие с детьми, деятельность ребенка, планируемая воспитателем, должны опираться на живые ощущения и сенсорные впечатления. Исходя из этого положения, воспитатель должен развивать у детей способность естественно, радостно существовать в процессе художественной деятельности, чтобы они получали удовольствие от своей причастности к чему-то увлекательному и одновременно значительному. И в общем, и в художественном развитии принципиально важно, чтобы дети по возможности стали свидетелями и участниками живого формообразования в художественном событии. Слова, звуки, движения, цвет и форма должны возникать у них на глазах в живом явлении, их собственными силами и действиями, творчески выражаться в рисунках, музыкальных импровизациях, в языковой фантазии. Только таким образом одновременно включаются различные механизмы художественно-образного освоения действительности и искусства. Внутренне соприкасаясь друг с другом, механизмы эти будут интегрироваться в одной личности и окажут своеобразное влияние на ее полихудожественное развитие.
Решая задачу передачи и приумножения опыта творческой деятельности, педагог способствует самореализации личности ребенка в различных видах художественного творчества, стимулирует стремление быть оригинальным в выборе сюжета, использовать адекватные средства выражения (цвет, линию, объем и т. п.) для осуществления своего замысла; учит давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, проявлять инициативу и самостоятельно выполнять задания на пройденные или предстоящие темы, рассматривать книги по искусству; помогает реализовать творческую индивидуальность (я – художник, зритель, критик).
Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы, двигательной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной.
В предлагаемых конспектах большое внимание уделено обучению детей способам деятельности. Автор-составитель ориентирует педагога на формирование у детей умений и навыков, необходимых для осуществления творческих замыслов в различных видах художественной деятельности: изобразительной, конструктивной, декоративной.
Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует придерживаться личностно ориентированного подхода к каждому ребенку, помогать ему, поддерживать стремление хорошо выполнить работу, объективно оценивать свои старания. Педагог должен помнить, что именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.
При организации занятий изобразительной деятельностью необходимо соблюдать ряд принципов:
• тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) при условии их тесной взаимосвязи между собой;
· активное включение детей в разнообразные виды художественно-творческой деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;
· создание эмоционально положительного климата на занятиях художественно-творческой деятельностью;
· индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его предпочтений, склонностей, интересов;
· бережное и уважительное отношение к детскому творчеству;
· использование разнообразных методов и приемов в работе с детьми, в том числе игровых.
Материал пособия поможет педагогам обогатить содержание работы с детьми, удовлетворить их потребность в познании, созидании и творчестве, а также решать задачи, поставленные ФГОС ДО:
– создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
– объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей ЗОЖ, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Содержание
введение 3
Декоративное рисование
Занятие 1. Тема: Узор в полосе из чередующихся геометрических фигур 8
Занятие 2. Тема: декоративное рисование орнамента в квадрате 13
Занятие 3. Тема: Рисование узора в полосе из чередующихся растительных элементов 18
Занятие 4. Тема: Декоративное рисование орнамента в квадрате 23
Занятие 5. Тема: Декоративное рисование. Снежинка 28
Занятие 6. Тема: Декоративное рисование орнамента из веточек с листочками в квадрате 32
Рисование с натуры
Занятие 1. Тема: Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала 36
Занятие 2. Тема: Рисование с натуры светофора 42
Занятие 3. Тема: рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность!» 47
Занятие 4. Тема: Рисование с натуры игрушки-кораблика 50
Занятие 5. Тема: Рисование с натуры портфеля 54
Занятие 6. Тема: Рисование с натуры доски для резания овощей 59
Занятие 7. Тема: Рисование с натуры белого гриба 63
Занятие 8. Тема: Рисование с натуры игрушки-рыбки 67
Занятие 9. Тема: Рисование с натуры. Ёлочные украшения 71
Занятие 10. Тема: Рисование с натуры предметов округлой формы. Бусы 75
Тематическое рисование. Беседы об изобразительном искусстве
Занятие 1. Тема: Картина И. и. шишкина «рожь» 80
Занятие 2. Тема: Картина И. И. Левитана «Золотая осень» 84
Занятие 3. Тема: Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 89
Занятие 4. Тема: Творчество И. И. Левитана 93
Занятие 5. Тема: Композиция «Рыбки в аквариуме среди водорослей» 98
Занятие 6. Тема: Композиция «Новогодняя ёлка» 101
Занятие 7. Тема: Композиция «Cнежная баба» 105
Занятие 8. Тема: Иллюстрация к сказке «Колобок» 109
Н. В. Субботина
Занятие 9. Тема: Фантастическое животное 113
Занятие 10. Тема: Осенние листья 118
С. А. Казначеева
Занятие 11. Тема: Солнечные блики на воздушных шариках 122
Н. Н. Гладышева
Занятие 12. Тема: Ваза с тюльпанами 125
Литература 129
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом