Программа развития связной речи детей 5-7 лет
Код | 3134 |
Авторы-составители | Бухтаярова Е. Ю. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ДОО компенсирующего вида |
ISBN | 978-5-7057-3064-3 |
Страниц | 203 |
УДК | 372.3/.4 |
Штрихкод | 9785705730643 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 195 x 9 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 140 г |
Предназначено учителям-логопедам, воспитателям, дефектологам, психологам, методистам дошкольных образовательных организаций для использования в учебных целях.
Подробное описание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития речи. Интенсивное развитие речи в дошкольном возрасте объясняется унаследованными речевыми способностями, повышенной пластичностью коры головного мозга, благодаря чему ребёнок уже с первого года усваивает такой сложный механизм, каким является язык (речь). Вначале речь ребёнка выступает в двух социальных функциях – как средство установления контакта (общения) с людьми и как средство познания мира. Затем после 3 лет возникает и развивается речь, которая используется для организации совместной деятельности, планирования своих действий и как средство приобщения к определённой группе людей. До 3 лет устная речь ребёнка, как правило, ситуативна, то есть связана с определённой жизненной ситуацией и понятна только в этой ситуации. Но наряду с этой речью постепенно появляется контекстная устная речь, и дети пользуются и той и другой в зависимости от условий общения.
Для настойчивой работы по развитию речи, как считают многие психологи, лучше всего использовать языковые (речевые) способности ребёнка до 10 лет.
Характеристика связной речи и её особенностей содержится в ряде трудов по современной лингвистике, психолингвистике и в специальной методической литературе. Применительно к различным видам развёрнутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединённых отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.
Диалогическая речь (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Имея ярко выраженную социальную направленность, она служит потребностям непосредственного живого общения. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется в виде сменяющих друг друга обращений, вопросов и ответов, в виде разговора (беседы) двух и более участников речевого общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чём идёт речь. В диалоге наряду с собственно языковыми средствами звучащей речи большую роль играют и невербальные компоненты: жест, мимика, а также средства интонационной выразительности. Указанные особенности определяют характер речевых высказываний. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развёрнутого высказывания, наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипических конструкций разговорного стиля (речевые штампы).
Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развёрнутость,
логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание её, как правило, заранее задано и предварительно планируется. Являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо- и словообразующие, а также синтаксические средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, преднамеренно спланированном изложении. Реализация связного развёрнутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой как на слуховое, так и на зрительное восприятие. По сравнению с диалогом монологическая речь более контекстна и излагается в более полной форме с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных синтаксических конструкций.
В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения. Сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности, называется описанием. Оно представляет собой относительно развёрнутую словесную характеристику предмета, явления, отображение его основных свойств или качеств, данных «в статическом состоянии». Сообщение о фактах, находящихся в отношениях последовательности, носит название повествования. В повествовании сообщается о каком-либо событии, которое развёртывается во времени, имеет «динамику». Особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо фактов, называется рассуждением. В структуру монолога-рассуждения входит: исходный тезис (информация, истинность или ложность которой требуется доказать), аргументирующая часть (аргументы в пользу или против исходного тезиса) и выводы.
Наряду с существующими различиями отмечается определённая общность и взаимосвязь диалогической и монологической форм речи. Прежде всего их объединяет общая система языка. Монологическая речь, возникающая у ребёнка на основе диалогической, впоследствии органически включается в разговор, беседу.
Вне зависимости от формы речи (монолог, диалог) основное условие её коммуникативности – связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний. В специальной литературе выделяются следующие критерии связности устного сообщения: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями предложения и законченность смыслового выражения мысли говорящего.
Другая важнейшая характеристика развёрнутого высказывания – последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности текста. Адекватное отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организации высказывания; отражение же хода изложения самой мысли проявляется в его логической организации. Овладение умениями логико-смысловой организации высказывания способствует чёткому, преднамеренному изложению мысли, то есть произвольному и осознанному осуществлению речевой деятельности.
Для понимания процесса формирования связной речи важное значение имеют основные положения теории порождения речевого высказывания, разрабатываемой в трудах отечественных и зарубежных учёных. Впервые научно-обоснованная теория порождения речи была выдвинута Л. С. Выготским. В её основу были положены концепции о единстве процессов мышления и речи, соотношении понятий «смысл» и «значение», учение о структуре и семантике внутренней речи. А. А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения некоторой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание. В трудах А. Р. Лурия представлен подробный анализ некоторых этапов порождения речи (мотив, замысел, «семантическая запись», внутренняя предикативная схема высказывания), показана роль внутренней речи.
Порождение речевого высказывания представляет собой сложный многоуровневый процесс. Он начинается с мотива, который объективируется в замысле; замысел формируется с помощью внутренней речи. Здесь же формируется психологическая «смысловая» программа высказывания, которая «раскрывает замысел» в его первоначальном воплощении. Она объединяет в себе ответ на вопросы, что сказать, в какой последовательности и как сказать. Эта программа реализуется затем во внешней речи на основе законов грамматики и синтаксиса данного языка.
Вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работах Л. А. Пеньевской, Л. П. Федоренко, Т. А. Ладыженской, М. С. Лаврик и др. Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2–3 лет. В 5–6 лет ребёнок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому периоду времени завершается процесс фонематического развития речи и дети в основном усваивают морфологический и синтаксический строй родного языка. Овладение связной речью возможно только при наличии определённого уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребёнка должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических средств языка. Многие исследователи подчёркивают важность работы над предложениями различной структуры для развития связной монологической речи.
Приведённые положения особенно значимы для коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи. Типичным для всей группы детей с ОНР является: позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов. Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развёрнутой речи с проявлениями лексико-грамматических и фонетико-фонематических нарушений. Наиболее распространён у детей 5–6-летнего возраста с ОНР III уровень речевого развития. Дети уже пользуются развёрнутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические
недостатки. Наиболее отчётливо они проявляются в разных видах монологической речи (описание, пересказ, рассказы по серии
картин и др.). Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи.
Исходя из этого формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение детьми монологической речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических средств языка. В программе коррекционного обучения и воспитания детей Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» приводятся рекомендации по формированию связной речи детей в соответствии с периодами обучения. Всё обучение условно делится на три периода. Работа по развитию связной речи (диалогической и монологической) проводится на специальных занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи логопедом. Воспитатели логопедической группы закрепляют навыки на своих занятиях по развитию речи и в свободной деятельности детей.
Как показала практика работы с детьми с ОНР, без тщательной отработки структуры предложения невозможно полноценное развитие связной речи детей. Кроме этого программа Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, рассчитанная на 2 года обучения детей в коррекционном детском саду, не отражает всего содержания работы по развитию связной речи. Всё это привело к необходимости создания отдельной программы развития связной речи детей с ОНР. Параллельно с этим проводится коррекция остальных нарушенных компонентов речи. Данная программа по развитию связной речи детей с ОНР успешно прошла апробацию в ДОО.
Программа реализуется учителем-логопедом (учителем-дефектологом). Срок реализации – 2 года.
Данная программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, так как полностью реализует цели образовательной области «Речевое развитие» с учётом всех возможностей детей с тяжёлыми нарушениями речи и относится к части программы, формируемой участниками образовательного процесса. Содержание обследования детей по развитию связной речи тесно связано с образовательной программой и описано в разделе «Методика выявления развития связной речи».
Цель программы:
- закрепление и развитие у детей с нарушениями речи навыков речевого общения, речевой коммуникации;
- формирование навыков построения связных монологических высказываний;
- развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
- целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций).
Отличительные особенности программы – доступность методического материала, близость терминологии к школьной программе.
Содержание
Пояснительная записка 3
Программный материал 11
Условия реализации программы 12
Методы организации, планирование и проведение занятий 12
Методика выявления развития связной речи 15
Критерии оценки 18
Планирование организованной образовательной деятельности в старшей группе (1-й год обучения) 22
Планирование организованной образовательной деятельности в подготовительной группе (2-й год обучения) 40
Организованная образовательная деятельность. Старшая группа 61
Организованная образовательная деятельность. Подготовительная группа 120
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 190
Приложение 2 191
Приложение 3 195
Литература 196
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом