Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет

Акция
Есть на складе
303 руб.
-25%
227,25 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 4409
Составители Денисова Н. Д.
Издательство Учитель, 2024
Серия В помощь педагогу ДОО
ISBN 978-5-7057-2987-6, 978-5-7057-4390-2, 978-5-7057-6124-1
Страниц 197
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705743902, 9785705729876, 9785705761241
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 9 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 140 г
В пособии представлены материалы, комплексное использование которых позволит организовать психолого-педагогическое сопровождение детей 3-7 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО, обеспечить индивидуальный подход к развитию их эмоционально-волевой сферы.
В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты. Этими методиками могут пользоваться как специалисты-психологи, так и воспитатели, которые, наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах.
Материалы сборника адресованы педагогам дошкольных образовательных организаций и предназначены для использования в учебных целях.

Подробное описание

Введение

В Постановлении Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп. от 08.12.2023 г.), в разделе IV. Задачи программы, определенные в соответствии с национальными целями, программой развития образования определены приоритетные цели и задачи, решение которых направлено на организацию комплексного педагогического сопровождения участников образовательных отношений и развитие системы психолого-педагогического сопровождения. Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.

Одной из важнейших задач развития современного образования является осуществление квалифицированной комплексной диагностики возможностей и способностей ребёнка начиная с раннего возраста.

Городской научно-методический центр департамента образования администрации города Томска ориентировал работу специалистов образовательных организаций на повышение эффективности и качества психолого-педагогического сопровождения дошкольников. Результатом ее стал сборник психодиагностических материалов, необходимый и достаточный для выявления индивидуальных особенностей детей с целью осуществления личностно ориентированного подхода к их развитию. Психодиагностические материалы позволяют проводить мониторинг динамики эмоционального состояния детей.

В содержание сборника вошли методические материалы по диагностике эмоционального развития детей раннего возраста (К. Л. Печора), их познавательного уровня (А. А. Венгер), способов деятельности (Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард), развития речи, двигательной и волевой сферы (Н. А. Рычкова), а также стиля взаимодействия с родителями (В. В. Столин, А. Я. Варга), эмоционального самочувствия в семье (Д. Антони, Е. Бене), эмоционального благополучия в детском саду (Г. Любина, Л. Микулик).

Представленные материалы прошли апробацию в дошкольных образовательных организациях города Томска, которая определяла соответствие выбранных тестов объекту исследования, соблюдение прав ребёнка в процессе диагностики. Результаты апробации и внедрения обсуждались на заседаниях методических объединений, проблемно-творческих групп, на городских семинарах.

Актуальность представленных материалов заключается в том, что их комплексное использование позволит организовать психолого-педагогическое сопровождение, направленное на то, чтобы индивидуальный подход к развитию эмоционального мира детей в дошкольной образовательной организации стал более эффективным. При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение предполагает не только раннюю диагностику, но и своевременную коррекцию нарушений в развитии детей.

Содержание

Введение    3

1. Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста    5

1.1. Методы психологической диагностики  эмоционального развития дошкольника    5

1.2. Фиксация результатов оценки эмоционального состояния детей    9

1.3. Адаптивная методика Е. В. Кучеровой для проведения одномоментного обследования  эмоционального самочувствия ребенка в детском саду    11

1.3.1. Методика «Проективные рассказы»    11

1.3.2. Методика «Определение ребенком эмоциональных состояний человека»    13

1.3.3. Методика «Разложи картинки»    15

1.4. Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке    16

1.5. Проективная игра «Почта» (модификация теста Д. Антони и Е. Бене)    19

1.6. Семейный тест отношений (СТО) (проективная методика исследования детей, опубликованная Д. Антони и Е. Бене)    24

1.7. Использование проективных графических (рисуночных) методов для выявления эмоциональных особенностей  дошкольников    30

1.7.1. Основные параметры оценки при интерпретации рисунков дошкольников    31

1.7.2. Тест «Рисунок семьи»    33

1.7.3. Кинетический рисунок семьи    48

1.7.4. Рисунок «Мир мамы, мир папы»    49

1.7.5. Методика «Семья в образах животных»    49

1.7.6. Проективный тест «Дом – дерево – человек»    51

1.7.7. Тест «Несуществующее животное»    83

1.7.8. Графическая методика «Кактус»    100

1.7.9. Автопортрет    101

1.8. Тест «Страхи в домиках»    106

1.9. Тест «Два домика»    109

1.10. Тест «Рука» (Hand test) (Э. Вагнер)    110

1.11. Методика «Линеограмма»    113

1.12. Методика «Неоконченные предложения»    115

1.13. Методика «Сюжетные картинки»    116

1.14. Изучение эмоционально-обусловленного поведения  дошкольников    117

1.15. Изучение эмоциональных проявлений детей  при разыгрывании сюжетных сценок    119

1.16. Методика «Часики»    120

1.17. Методика «Маски»    124

1.18. Детский апперцептивный тест (ДАТ)    126

1.19. Методика исследования эмоционального состояния (автор Э. Т. Дорофеева)    136

1.20. Социометрическая проба «День рождения» (методика М. Панфиловой)    139

1.21. Методика игры «Секрет»    142

1.22. Определение эмоционального благополучия ребёнка  в группе детского сада (авторы: Г. Любина, Л. Микулик)    144

1.23. Социометрический опросник (для детей)    145

1.24. Исследование «Лесенка» (Н. В. Нижегородцева)    148

2. Диагностика эмоциональных нарушений    150

2.1. Критерии эмоциональных нарушений    150

2.2. «Шкала тревожности»    154

2.3. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)    156

2.4. Выявление тревожности старших дошкольников (автор В. С. Мерлин)    159

2.5. Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения (автор Ю. Я. Киселев)    161

2.6. Методика «Паровозик»    164

3. Работа с родителями    165

3.1. Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей    165

3.2. Оценка уровня тревожности ребенка (тест А. И. Захарова)    167

3.3. Опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком» (ВРР)    169

3.4. Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин)    176

3.5. Анкетный опрос родителей    184

3.5.1. Анкета № 1    184

3.5.2. Анкета № 2    189

Литература    192

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.