Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки

Есть на складе
142 руб.
-10%
127,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 3753
Авторы-составители Пименова Т. М., Архипова В. В.
Издательство Учитель, 2023
Серия Для воспитателей ДОО
ISBN 978-5-7057-2981-4, 978-5-7057-3518-1
Страниц 90
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705729814, 9785705735181
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 3 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 67 г
В пособии предлагаются календарно-тематическое планирование и модели занятий, разработанные на основе интеграции содержания образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие"; направленные на формирование художественно-речевых навыков, развитие познавательного интереса к истории и литературному наследию народа, воспитание любви к родному языку и родине у детей старшей и подготовительной групп в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
В содержание включены занятия-путешествия по былинам, фольклорный материал, богатырские игры, беседа, викторина, конкурс для любознательных, блицтурнир для детей и родителей, словарь древнерусских слов.
Предназначено воспитателям, методистам дошкольных образовательных организаций, родителям дошкольников для использования в учебных целях.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Основной целью образовательной работы педагогов дошкольных организаций сегодня является качественная, своевременная подготовка детей к школьному обучению.

Методическая работа сводится к диагностической проверке готовности дошколят вступить на порог школы. Особую важность этот процесс приобретает в старшей и подготовительной группах: об интеллектуальном развитии ребенка заботятся все окружающие его взрослые. В связи с этим к минимуму сводится воспитание интереса к окружающему миру, Родине, искусству, хотя педагогам известна безграничная любознательность детей именно в старшем дошкольном возрасте.

Авторы-составители пособия отмечают немаловажное значение художественной литературы в воспитании и развитии дошкольников. Пополнение литературного багажа ребенка воспитывает его читателем, способным сопереживать происходящее
с героями книг, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Следует обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), помочь им почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову, формировать художественно-речевые навыки. Особый интерес в образовательном процессе представляет героический эпос, а именно былины.

Содержание образовательного процесса в детском саду предусматривает знакомство детей старшего дошкольного возраста с этим жанром, но он никогда не был объектом пристального внимания педагогов дошкольных образовательных организаций. А ведь именно в былинах заложен глубокий смысл и исторический реализм, они являются тем самым элементом устного народного творчества, по которому можно судить о значении фольклора в жизни народности и нации. В былинах, словно в чудо-зеркале, можно увидеть всю жизнь наших предков, их радости и печали, каждодневные заботы и праздничные хлопоты. Былинный эпос воплотил в себе пример героического поведения, образец для подражания, он описывает подвиги десятков богатырей, среди которых Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко-купец, Микула Селянинович и другие. Все они выражают представления о том, каким мужеством и любовью к Родине может обладать человек.

Пособие содержит циклы занятий и этических бесед по былинам, богатырские игры, подборку фольклорного материала, тематическое планирование работы, которая направлена на решение целевых задач: дать элементарные представления о жизни людей в Древней Руси; учить воспринимать и понимать сложный литературный материал, осознавать мотивы поступков былинных героев и сопереживать вместе с ними; пополнять и обогащать словарь эпитетами, сравнениями, названиями предметов быта, доспехов и оружия богатырей; развивать любознательность; формировать художественно-речевые навыки, представления о жизни русского народа; воспитывать интерес к русскому фольклору, любовь к родине, нравственные качества.

Представленные в пособии мероприятия основаны на интеграции содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»; составлены с учетом системно-деятельностного подхода, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Творческий подход педагогов позволит воспитать у будущих школьников чуткость и любовь к художественной литературе, приобщить к разнообразию и красоте речевой культуры, заложить основы для дальнейшего саморазвития детей.

Авторы-составители пособия выражают благодарность авторскому коллективу программы «От рождения до школы», разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и являющейся инновационным общеобразовательным программным документом.

Содержание

Введение    3

Организация совместной образовательной деятельности детей и родителей по ознакомлению с русским былинным эпосом    5

Примерный план работы с родителями    7

Консультация для родителей «Былины»    9

Календарно-тематический план работы с детьми 5–7 лет    12


Модели занятий    15

Занятие 1. Тема: Весела была беседа    15

Занятие 2. Тема: Былины – кладезь народной мудрости    19

Занятие 3. Тема: «Если богатырь на страже…»    22

Занятие 4. Тема: Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»    27

Занятие 5. Тема: Слава русской старине!    28

Занятие 6. Тема: Волшебный сундучок    35

Занятие 7. Тема: В гостях у Василисы Микуличны и Ставра Годиновича    39

Занятие 8. Тема: В гости к гусляру Садко (музыкальная гостиная)    42

Занятие 9. Тема: Путешествие по Древней Руси    44

Занятие 10. Тема: Путешествие по былинам    47

Беседа о постройках Древней Руси    50

Викторина «Богатырская наша сила»    52

Эстафета «Будь отважным, не теряйся, всех позади не оставайся»    54

Блицтурнир между детьми и их родителями    54

Богатырские игры    56

Гимнастика и физкультминутка для богатырей    64

Конкурс «Не силой, так мудростью»    66

Былины, пословицы и поговорки, богатырские потешки    67

Тексты для пересказывания    77

Словарь    83

Приложение. Пиктограммы: эмоции    88

Литература    89

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Елена Зиновьева
9 января 2019 (11:10)
Елена Зиновьева
Всё понравилось. Спасибо большое.

Мила Юрьева
7 декабря 2017 (11:23)
Добрый день! Все материалы понравились и пригодились в работе. Спасибо!

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос