Формирование двигательной активности детей 5-7 лет: игры-эстафеты

Есть на складе
138 руб.
-10%
124,20 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 4357
Авторы-составители Воронова Е. К.
Издательство Учитель, 2024
Серия Инструктору по физической культуре ДОО
ISBN 978-5-7057-2973-9
Страниц 127
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705729739
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 6 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 92 г
В пособии представлена система работы по комплексному развитию физических, коммуникативных, игровых умений и морально-волевых качеств у детей 5-7 лет, составленная на основе требований ФГОС ДО. Предложены подробная харак-теристика, классификация и методика проведения игр-эстафет. Их разнообразие, нетрадиционная организация позволят педагогам вызвать у детей стойкий интерес
к занятиям по физкультуре, а также использовать их на физкультурных развлечениях, спортивных праздниках, прогулках, в походах. Пошаговые инструкции к каждому виду эстафеты, иллюстрации-схемы удобны в практическом применении.
Предназначено воспитателям, инструкторам по физической культуре дошкольных образовательных организаций, студентам дошкольного факультета педагогических вузов и дошкольного отделения педагогических колледжей.

Подробное описание

Введение

Игры-эстафеты относятся к командным подвижным играм с правилами, участники в таких играх составляют отдельные коллективы-команды. Эти игры характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам всей команды, а также тем, что от действий каждого игрока зависит победа всей команды. Игры-эстафеты приучают детей согласовывать свои действия с действиями товарищей (Степаненкова Э. Я., 2000).

Для координации действий и общего руководства играми-эстафетами появляется необходимость выделить из членов команд капитанов, подчинение которым является обязательным для всех игроков команды.

В каждой игре-эстафете одновременно решается ряд задач. Закрепляются и совершенствуются двигательные навыки, формируется умение ориентироваться в пространстве, развиваются физические качества: ловкость, быстрота, выносливость, координация движений, точность, быстрота реакции на сигнал. Наряду с этим у детей воспитываются смелость, самостоятельность, решительность, дисциплинированность и др. Происходит комплексное развитие физических и морально-волевых качеств детей.

В практике работы с детьми дошкольного возраста игры-эстафеты проводятся в конце основной части физкультурного занятия вместо подвижной игры, во время физкультурных развлечений, спортивных праздников, прогулок, походов. В зависимости от решаемых задач в той или иной форме работы с дошкольниками подбираются упражнения, игровые задания, физкультурный инвентарь, определяются способы организации занимающихся и условия выполнения данных эстафет.

Игры-эстафеты с детьми старшего дошкольного возраста могут проводиться с целью общей и специальной разминки; улучшения эмоционального состояния детей; повторения и закрепления отдельных упражнений или их целевого использования для развития определенных двигательных способностей.

Для решения поставленных задач подбираются такие эстафеты, в которых участвуют все дети:

 перед изучением нового материала с целью повторения и закрепления изученных упражнений, связанных по структуре с новыми двигательными действиями;

 после изучения отдельных видов упражнений с целью качественной проверки пройденного материала в усложненных условиях предельных скоростей, эмоционального возбуждения, высокой ответственности перед командой.

Подбираются эстафеты, включающие одно-два задания, простые по организации и требующие минимум времени для проведения. С той же целью можно практиковать сложные эстафеты, вплоть до комбинированных, с использованием и установкой различного оборудования.

В играх-эстафетах для дошкольников преобладают следующие виды движений и их сочетания:

1) бег с метанием;

2) бег с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия;

3) бег с впрыгиванием на/в предметы и спрыгиванием или перепрыгиванием препятствий;

4) бег с сохранением равновесия на различных снарядах;

5) бег с переносом мячей, обручей и других предметов в сочетании с дополнительными движениями;

6) бег с ведением мяча одной рукой и забрасыванием его в баскетбольную корзину;

7) бег с ползанием и лазанием по гимнастическим снарядам;

8) бег змейкой между предметами;

9) ходьба с перешагиванием предметов;

10) передвижение различными способами по полу и спортивным снарядам.

В игры-эстафеты для дошкольников не рекомендуется включать:

1) акробатические кувырки вперед и назад (можно боком);

2) бег по узкому буму или по узкой рейке гимнастической скамейки (возможна быстрая ходьба с подстраховкой);

3) лазанье по канату (в движении вниз дети соскальзывают и обжигают ладони);

4) бег до стены и ее касание (при неумении затормозить движение, особенно в азарте соревнования, могут быть удары о стену).

В каждой игре-эстафете, в зависимости от ее сложности, может содержаться в определенном сочетании от 2 до 10 упражнений из основных видов движений, знакомых детям.

На начальных этапах разучивания игр-эстафет нужно предъявлять требования к правильности, четкости выполнения движений, постепенно увеличивать их скорость. Усложненные варианты эстафет можно предлагать после усвоения детьми основных правил.

Усложнения игр-эстафет можно проводить следующим образом:

1) постепенно увеличить количество препятствий в игре;

2) изменить последовательность выполнения заданий;

3) изменить способы выполнения задания;

4) вводить дополнительные движения (хлопки, повороты, подпрыгивания вверх и т. д.);

5) менять величину и вес предметов;

6) увеличить площадку для игр;

7) усложнить правила;

8) усложнить взаимоотношения между детьми (передвижение парами, тройками, небольшими подгруппами и др.);

9) изменить вариант построения команд на площадке;

10) изменить исходное положение участников команд на линии старта (сидя, сидя «по-турецки», стоя на коленях, лежа на животе, стоя спиной к линии старта и др.);

11) использовать нетрадиционное деление зала (по короткой стороне, по диагонали, к середине одной из длинных сторон).

Одна игра-эстафета может проводиться на 2–3 занятиях подряд, затем на последующих занятиях используются более сложные ее варианты: со сменой способа передвижения или с использованием другого оборудования, с другим вариантом построения команд или с нетрадиционным делением зала.

Специфика игр-эстафет заключается в том, что короткие по времени периоды повышенной двигательной активности чередуются с интервалами отдыха, где физическая нагрузка сведена к минимуму. Но эмоциональная насыщенность остается высокой, так как внимание детей к дальнейшему выполнению заданий не ослабевает. Поэтому на протяжении всей игры-эстафеты воспитателю необходимо регулировать эмоциональную нагрузку, приучать детей проявлять чувство меры, не допускать излишнего азарта.

Физическая нагрузка в эстафете зависит от используемых видов основных движений и от того, где проходят игры-эстафеты – в спортивном зале, на участке детского сада или на полосе препятствий.

Все это дает основание разделить игры-эстафеты на 3 группы: малой, средней и большой подвижности.

1. К играм-эстафетам малой подвижности относятся эстафеты со следующими движениями: ходьба и бег с подлезанием, перелезанием, пролезанием, перешагиванием, ползанием, влезанием и спрыгиванием.

Основная задача таких игр-эстафет – усвоение детьми очередности выполнения движений и правил передачи эстафеты. Задания выполняются по одному с небольшой скоростью и амплитудой движений. Продолжительность игровых заданий не более 20 с, повторяется эстафета до 5 раз.

2. Средней подвижности: в этих играх увеличивается количество препятствий до 8, используется крупный и мелкий инвентарь и оборудование, вводятся дополнительные движения. Во время выполнения заданий дети сочетают бег с перепрыгиванием, ведением мяча (одной или двумя руками), броском в корзину и т. д.

В играх-эстафетах средней подвижности исходные положения детей могут быть в колонну по одному, по два, сидя лицом по направлению движений и другие. Продолжительность игрового задания около 30 секунд, повторяется эстафета не более 3 раз.

3. Большой подвижности: это игры-эстафеты для хорошо физически подготовленных детей. Количество препятствий увеличивается до 10. К исходным положениям добавляются: сидя, спиной по направлению движения, лежа на животе и др. Дети в таких эстафетах пробегают 25–30 метров за 45–90 секунд (пульс не должен быть больше 140 ударов в минуту). И повторять эти задания можно не более 1–2 раз.

Эстафеты этой группы организуются в летнее время на дорожке препятствий, которую целесообразно использовать еще и для формирования и совершенствования различных двигательных навыков.

В играх-эстафетах различаются соревнования трех видов:

Индивидуальное или личное первенство (доступно детям с 5 лет и проходит по принципу «кто лучше?»). Такое соревнование дает возможность конкретно оценить качество выполнения движений каждым ребенком. Наиболее рационально применять его в начале овладения навыком, при первых попытках выполнения детьми нескольких элементов движения. При правильном применении данного вида соревнований снижается количество ошибок, сокращается время на выполнение движения. Дети становятся более организованными и дисциплинированными.

Коллективное или командное первенство проходит по принципу «чья команда выполнит быстрее и лучше?» Такой вид соревнований способствует воспитанию чувства ответственности перед товарищами, создает общность интересов и радостных переживаний, вызывает уважение друг к другу, гордость за достигнутые успехи. Используется этот вид соревнований на этапе совершенствования двигательных навыков и доступен детям с 6–7 лет.

Индивидуально-коллективное первенство проводится по принципу «победит тот, кто быстрее выполнит, а выиграет та команда, в которой больше победителей». Такой вид соревнований способствует формированию у детей умения сочетать личные и коллективные интересы, используется на этапе закрепления и совершенствования двигательных навыков, доступен детям седьмого года жизни.

В педагогической практике игры-эстафеты классифицируются по различным признакам, позволяющим определенным образом систематизировать и облегчать подбор игровых заданий для детей дошкольного возраста.

1. По количеству включаемых заданий эстафеты делятся на простые и сложные.

 Простые эстафеты включают одно или два несложных задания: ведение мяча, перенос предметов, пролезание в обруч, ползание по скамейке, ходьба с сохранением равновесия, перешагивание и пр.

 Сложные эстафеты включают более двух заданий, с учетом содержания заданий могут выступать также как полосы препятствий.

2. По требованиям к выполняемым заданиям эстафеты делятся на строго регламентированные и произвольные.

 Строго регламентированные эстафеты выполняются заранее утвержденным способом. Педагог во время объяснения заданий игры-эстафеты указывает, каким способом выполняются задания (например, пролезание в обруч сверху, ходьба по веревочке с приставлением пятки к носку, ведение мяча правой рукой и пр.). Такой вариант эффективен при повторении и закреплении упражнений.

 Произвольные – в таких эстафетах игровые задания выполняются любым способом, каждый участник выбирает самый рациональный или удобный для себя способ.

3. По характеру перемещений эстафеты делятся на линейные, встречные и круговые.

Линейные. В этих эстафетах участники перемещаются прямолинейно или по цепочке, выстроившись в колонну или шеренгу. Дети передвигаются, выполняя игровые задания, до линии поворота, затем бегом возвращаются в свою команду, передают эстафету и встают в конец строя. Игра-эстафета продолжается до тех пор, пока все участники команды не выполнят игровые задания.

 Во встречных эстафетах каждая команда делится на две равные части и располагается на противоположных сторонах площадки. По сигналу педагога выполнение игровых заданий начинает один из участников части команды, стоящей за линией старта. Перемещается игрок на противоположную сторону площадки, передает эстафету первому игроку второй части своей команды и встает в конец строя. Игрок, получивший эстафету, передвигается на противоположную сторону площадки. Игра-эстафета может проводиться до тех пор, пока части команд не поменяются местами или не окажутся на своей стороне в первоначальном построении.

 В круговых эстафетах игроки или сами перемещаются по кругу, или, стоя в кругу на месте, передают эстафету по цепочке в одну сторону, или передают эстафету по кругу.

Примеры эстафет


4. По способу действий участников эстафеты делятся на индивидуальные и коллективные.

1) В индивидуальных эстафетах все участники по очереди выполняют обусловленные действия:

– на месте;

– с продвижением различными способами;

– с передвижением и дополнительными заданиями.

2) В коллективных эстафетах участники передвигаются группами:

– успех решает согласованность действий всех участников команды;

– используется поочередное движение, сочетаемое с коллективными действиями. Также существуют эстафеты, в которых задания выполняются поочередными передвижениями по 2–3 и более человек. Такой вариант проведения игр-эстафет редко используется с детьми дошкольного возраста.

5. Группируются эстафеты и с учетом вида упражнений:

гимнастические;

легкоатлетические;

игровые (бег, прыжки и пр.);

лыжные;

водные.

6. Также эстафеты могут быть тематическими (сюжетными) и комическими.

Учитывая классификацию подвижных игр, игр-эстафет и их многообразие, педагоги могут решать целый ряд образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Для того чтобы решить все поставленные задачи, необходимо знать методику проведения игр-эстафет.

Содержание

Введение    2

Методика проведения игр-эстафет    13

Игры-эстафеты    24

Литература    125

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.