Окружающий мир. 1 класс: система уроков по учебнику Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова

Снято с продажи
Код 5107
Составители Ковригина Т. В.
Издательство Учитель, 2012
Серия ФГОС. Поурочное планирование
ISBN 978-5-7057-2949-4
Страниц 241
УДК 372.016:502*01
Штрихкод 9785705729494
Размеры (Ш x В x Т) 203 x 285 x 20 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 346 г
В пособии предложены разработки уроков по окружающему миру для 1 класса, ориентированные на работу по учебнику Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова "Окружающий мир" (Самара: Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров", 2011), входящему в систему развивающего обучения Л. В. Занкова.
Учебные занятия спроектированы в соответствии с ФГОС начального общего образования: определены планируемые результаты и универсальные учебные действия, продуманы педагогические средства и формы организации учебной деятельности, подобраны проблемные и творческие задания.
Предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объединений общеобразовательных учреждений.

Подробное описание

Введение

В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны – как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л. В. Занкова.

Знания по биологии, географии, истории способствуют воспитанию у младших школьников качеств гражданина, патриота, способствуют широкому охвату явлений мира, учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

Погружаясь на страницах учебника в широкую природную и общественную среду, младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир; одновременно активизируется эмоционально-чувственная сфера, пробуждается интерес к изучению Земли и родного края, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Кроме того, изучение первоклассниками курса «Окружающий мир» обогащает их пока еще небогатый социальный опыт.

Главным условием освоения программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л. В. Занкова является активная учебная деятельность учащихся. Именно собственная деятельность способна вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, явлениям, фактам, осуществить воспитательные возможности курса.

На уроках по окружающему миру учитель призван решать следующие задачи:

– формировать целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

– на основе предметных знаний и умений подвести учащихся к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

– развивать логичность и самостоятельность мышления, историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

– формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

– освоить с учащимися доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

– воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности учащихся; воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения
к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

Чтобы у учащихся возникла потребность в новом знании, сформировались учебные мотивы, направленные на освоение общих способов действий, необходимо начать учебный год с фазы совместного планирования и проектирования учебного года (фаза запуска). На данном этапе учащимся предстоит оценить свои стартовые возможности для дальнейшего изучения предмета «Окружающий мир», определить границу своих знаний, наметить возможные направления дальнейшего поиска и перспективные задачи учебного года.

Основной период учебной деятельности приходится на фазу постановки и решения системы учебных задач. Уроки в данном цикле делятся на постановочные, уроки решения учебной задачи и уроки решения частных задач. На постановочном уроке ставится учебная задача, демонстрируется несовершенство имеющихся знаний и способов действий и начинается поиск нового способа действия, подходящего к поставленной задаче. После постановки учебной задачи идет этап поиска ее решения. В форме взаимодействия учитель и учащиеся моделируют новый способ решения задачи. Когда общий способ действия открыт, происходит его конкретизация – решение системы частных задач.

Завершает учебный процесс рефлексивная фаза учебного года, в ходе которой определяются количественные и качественные изменения в знаниях и способностях учащихся по отношению к началу учебного года, достижения и проблемные точки каждого ученика.

Сегодня школа должна: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). Поэтому остро встала и в настоящее время остается актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. И эту проблему следует решать с первых дней обучения в школе. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). «Планируемые результаты» стандартов образования (ФГОС) определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.

В результате изучения предмета «Окружающий мир» в первом классе обучающийся научится:

различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;

сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;

различать и называть основные части растений;

узнавать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;

использовать иллюстративный определитель растений и животных;

узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

различать прошлое, настоящее и будущее;

определять родственные связи в семье;

соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;

использовать правила поведения в общественных местах и на улице.

Обучающийся получит возможность научиться:

соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;

описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки;

оценивать характер взаимоотношений людей в семье, обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;

находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.

В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.

В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.

Содержание

Введение    3

Фаза совместного планирования и проектирования учебного года (фаза запуска)    6

Технологическая карта урока 1. Тема: Выявление уровня элементарных представ-лений детей. Планета Земля. Россия. Родной край    6

Технологическая карта урока 2. Тема: Выявление уровня элементарных представ-лений детей. Транспорт, дорожные знаки    15

Технологическая карта урока 3. Тема: Выявление уровня элементарных представ-лений детей. Предметы, облегчающие труд и жизнь людей. Свойства и качества предметов    19

Технологическая карта урока 4. Выявление уровня элементарных представлений детей. Растительность леса, луга, сада, поля. Птицы, домашние и дикие животные, Красная книга    22

Технологическая карта урока 5. Презентация творческих работ. Карта страны «Окружающий мир»    25

Фаза постановки и решения системы учебных задач    30

Технологическая карта урока 6. Тема: Что такое окружающий мир    30

Технологическая карта урока 7. Тема: Где мы живем    36

Технологическая карта урока 8. Тема: Природа и ее изменчивость    41

Технологическая карта урока 9. Тема: Природа – первый «учебник» человека    46

Технологическая карта урока 10. Тема: Вселенная, или космос    52

Технологическая карта урока 11. Тема: Земля как планета    57

Технологическая карта урока 12. Тема: Природа осенью    64

Урок 13. Тема: Значение воды на Земле    72

Урок 14. Тема: Значение воздуха на Земле    76

Урок 15. Тема: Разнообразие природы    79

Урок 16. Тема: Неживая и живая природа    84

Урок 17. Тема: Живая природа. Царства живой природы    87

Урок 18. Тема: Растения    90

Урок 19. Тема: Зависимость растений от природных условий. Растения и человек    94

Урок 20. Тема: Поздняя осень. Экскурсия    96

Урок 21. Тема: Животные    99

Урок 22. Тема: Разнообразие растений и животных    102

Урок 23. Тема: Природа и человек    105

Урок 24. Тема: Земная поверхность    110

Урок 25. Тема: Труд человека    113

Урок 26. Тема: Модели и изображения Земли    117

Урок 27. Тема: Географическая карта    120

Урок 28. Тема: Азбука географии    123

Урок 29. Тема: Тепловые пояса Земли    126

Урок 30. Тема: Облик Земли постоянно меняется    129

Урок 31. Тема: Что мы узнали на уроках окружающего мира. Так или не так? Проверьте себя    131

Урок 32. Тема: Место и время    135

Урок 33. Тема: Как открывали новые земли    137

Урок 34. Тема: Зимняя экскурсия. Природа зимой    139

Урок 35. Тема: Появление и развитие жизни на Земле    143

Урок 36. Тема: Появление и развитие жизни на Земле    146

Урок 37. Тема: Древние растения и животные    149

Урок 38. Тема: Современные животные и растения    151

Урок 39. Тема: Древняя и современная природа Земли    154

Урок 40. Тема: Растительноядные и хищные животные    157

Урок 41. Тема: Становление человека    161

Урок 42. Тема: Человек прямоходящий    165

Урок 43. Тема: Орудия труда    168

Урок 44. Тема: Родовой строй    170

Урок 45. Тема: Одомашнивание животных. Домашние животные и их предки    174

Урок 46. Тема: Начало оседлой жизни    176

Урок 47. Тема: Земля рассказывает о себе    179

Урок 48. Тема: Что ты узнал о Земле и наших предках. Проверьте себя    183

Урок 49. Тема: Кто такие «мы»    186

Урок 50. Тема: Мы – разные по внешнему виду и по возрасту    188

Урок 51. Тема: Мы живем в разных природных условиях    191

Урок 52. Тема: Люди живут в разных странах    193

Урок 53. Тема: Обычаи разных стран    196

Урок 54. Тема: Мы живем в разное время суток    199

Урок 55. Тема: Мы заняты разным делом    201

Урок 56. Тема: Мы должны охранять окружающую среду    206

Урок 57. Тема: Весенняя экскурсия    210

Урок 58. Тема: Россия – любимая наша страна    213

Урок 59. Тема: Транспорт и связь    215

Урок 60. Тема: Что вы знаете о своей стране    217

Урок 61. Тема: Как жили наши предки    221

Урок 62. Тема: Жизнь современного человека    224

Урок 63. Тема: Законы современной жизни    225

Рефлексивная фаза учебного года    229

Уроки 64–65. Тема: Что мы узнали на уроках курса «Окружающий мир»    229

Урок 66. Тема: Презентация проектов по курсу «Окружающий мир»    234

Литература    237

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос