Окружающий мир. 1 класс: система уроков по учебнику Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова
Код | 5107 |
Составители | Ковригина Т. В. |
Издательство | Учитель, 2012 |
Серия | ФГОС. Поурочное планирование |
ISBN | 978-5-7057-2949-4 |
Страниц | 241 |
УДК | 372.016:502*01 |
Штрихкод | 9785705729494 |
Размеры (Ш x В x Т) | 203 x 285 x 20 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 346 г |
Учебные занятия спроектированы в соответствии с ФГОС начального общего образования: определены планируемые результаты и универсальные учебные действия, продуманы педагогические средства и формы организации учебной деятельности, подобраны проблемные и творческие задания.
Предназначено учителям начальных классов, руководителям методических объединений общеобразовательных учреждений.
Подробное описание
Введение
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны – как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л. В. Занкова.
Знания по биологии, географии, истории способствуют воспитанию у младших школьников качеств гражданина, патриота, способствуют широкому охвату явлений мира, учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.
Погружаясь на страницах учебника в широкую природную и общественную среду, младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир; одновременно активизируется эмоционально-чувственная сфера, пробуждается интерес к изучению Земли и родного края, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.
Кроме того, изучение первоклассниками курса «Окружающий мир» обогащает их пока еще небогатый социальный опыт.
Главным условием освоения программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л. В. Занкова является активная учебная деятельность учащихся. Именно собственная деятельность способна вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, явлениям, фактам, осуществить воспитательные возможности курса.
На уроках по окружающему миру учитель призван решать следующие задачи:
– формировать целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
– на основе предметных знаний и умений подвести учащихся к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
– развивать логичность и самостоятельность мышления, историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
– формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
– освоить с учащимися доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
– воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности учащихся; воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения
к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Чтобы у учащихся возникла потребность в новом знании, сформировались учебные мотивы, направленные на освоение общих способов действий, необходимо начать учебный год с фазы совместного планирования и проектирования учебного года (фаза запуска). На данном этапе учащимся предстоит оценить свои стартовые возможности для дальнейшего изучения предмета «Окружающий мир», определить границу своих знаний, наметить возможные направления дальнейшего поиска и перспективные задачи учебного года.
Основной период учебной деятельности приходится на фазу постановки и решения системы учебных задач. Уроки в данном цикле делятся на постановочные, уроки решения учебной задачи и уроки решения частных задач. На постановочном уроке ставится учебная задача, демонстрируется несовершенство имеющихся знаний и способов действий и начинается поиск нового способа действия, подходящего к поставленной задаче. После постановки учебной задачи идет этап поиска ее решения. В форме взаимодействия учитель и учащиеся моделируют новый способ решения задачи. Когда общий способ действия открыт, происходит его конкретизация – решение системы частных задач.
Завершает учебный процесс рефлексивная фаза учебного года, в ходе которой определяются количественные и качественные изменения в знаниях и способностях учащихся по отношению к началу учебного года, достижения и проблемные точки каждого ученика.
Сегодня школа должна: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). Поэтому остро встала и в настоящее время остается актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. И эту проблему следует решать с первых дней обучения в школе. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). «Планируемые результаты» стандартов образования (ФГОС) определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.
В результате изучения предмета «Окружающий мир» в первом классе обучающийся научится:
– различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
– различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;
– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
– различать и называть основные части растений;
– узнавать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
– использовать иллюстративный определитель растений и животных;
– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
– различать прошлое, настоящее и будущее;
– определять родственные связи в семье;
– соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
– использовать правила поведения в общественных местах и на улице.
Обучающийся получит возможность научиться:
– соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;
– описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки;
– оценивать характер взаимоотношений людей в семье, обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
– находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
Содержание
Введение 3
Фаза совместного планирования и проектирования учебного года (фаза запуска) 6
Технологическая карта урока 1. Тема: Выявление уровня элементарных представ-лений детей. Планета Земля. Россия. Родной край 6
Технологическая карта урока 2. Тема: Выявление уровня элементарных представ-лений детей. Транспорт, дорожные знаки 15
Технологическая карта урока 3. Тема: Выявление уровня элементарных представ-лений детей. Предметы, облегчающие труд и жизнь людей. Свойства и качества предметов 19
Технологическая карта урока 4. Выявление уровня элементарных представлений детей. Растительность леса, луга, сада, поля. Птицы, домашние и дикие животные, Красная книга 22
Технологическая карта урока 5. Презентация творческих работ. Карта страны «Окружающий мир» 25
Фаза постановки и решения системы учебных задач 30
Технологическая карта урока 6. Тема: Что такое окружающий мир 30
Технологическая карта урока 7. Тема: Где мы живем 36
Технологическая карта урока 8. Тема: Природа и ее изменчивость 41
Технологическая карта урока 9. Тема: Природа – первый «учебник» человека 46
Технологическая карта урока 10. Тема: Вселенная, или космос 52
Технологическая карта урока 11. Тема: Земля как планета 57
Технологическая карта урока 12. Тема: Природа осенью 64
Урок 13. Тема: Значение воды на Земле 72
Урок 14. Тема: Значение воздуха на Земле 76
Урок 15. Тема: Разнообразие природы 79
Урок 16. Тема: Неживая и живая природа 84
Урок 17. Тема: Живая природа. Царства живой природы 87
Урок 18. Тема: Растения 90
Урок 19. Тема: Зависимость растений от природных условий. Растения и человек 94
Урок 20. Тема: Поздняя осень. Экскурсия 96
Урок 21. Тема: Животные 99
Урок 22. Тема: Разнообразие растений и животных 102
Урок 23. Тема: Природа и человек 105
Урок 24. Тема: Земная поверхность 110
Урок 25. Тема: Труд человека 113
Урок 26. Тема: Модели и изображения Земли 117
Урок 27. Тема: Географическая карта 120
Урок 28. Тема: Азбука географии 123
Урок 29. Тема: Тепловые пояса Земли 126
Урок 30. Тема: Облик Земли постоянно меняется 129
Урок 31. Тема: Что мы узнали на уроках окружающего мира. Так или не так? Проверьте себя 131
Урок 32. Тема: Место и время 135
Урок 33. Тема: Как открывали новые земли 137
Урок 34. Тема: Зимняя экскурсия. Природа зимой 139
Урок 35. Тема: Появление и развитие жизни на Земле 143
Урок 36. Тема: Появление и развитие жизни на Земле 146
Урок 37. Тема: Древние растения и животные 149
Урок 38. Тема: Современные животные и растения 151
Урок 39. Тема: Древняя и современная природа Земли 154
Урок 40. Тема: Растительноядные и хищные животные 157
Урок 41. Тема: Становление человека 161
Урок 42. Тема: Человек прямоходящий 165
Урок 43. Тема: Орудия труда 168
Урок 44. Тема: Родовой строй 170
Урок 45. Тема: Одомашнивание животных. Домашние животные и их предки 174
Урок 46. Тема: Начало оседлой жизни 176
Урок 47. Тема: Земля рассказывает о себе 179
Урок 48. Тема: Что ты узнал о Земле и наших предках. Проверьте себя 183
Урок 49. Тема: Кто такие «мы» 186
Урок 50. Тема: Мы – разные по внешнему виду и по возрасту 188
Урок 51. Тема: Мы живем в разных природных условиях 191
Урок 52. Тема: Люди живут в разных странах 193
Урок 53. Тема: Обычаи разных стран 196
Урок 54. Тема: Мы живем в разное время суток 199
Урок 55. Тема: Мы заняты разным делом 201
Урок 56. Тема: Мы должны охранять окружающую среду 206
Урок 57. Тема: Весенняя экскурсия 210
Урок 58. Тема: Россия – любимая наша страна 213
Урок 59. Тема: Транспорт и связь 215
Урок 60. Тема: Что вы знаете о своей стране 217
Урок 61. Тема: Как жили наши предки 221
Урок 62. Тема: Жизнь современного человека 224
Урок 63. Тема: Законы современной жизни 225
Рефлексивная фаза учебного года 229
Уроки 64–65. Тема: Что мы узнали на уроках курса «Окружающий мир» 229
Урок 66. Тема: Презентация проектов по курсу «Окружающий мир» 234
Литература 237
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом