Развитие социальных навыков детей 5-7 лет: познавательно-игровые занятия

Есть на складе
45 руб.
-50%
22,50 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Не участвует в акциях
Код 4209
Авторы-составители Меремьянина О. Р.
Издательство Учитель, 2013
Серия Развитие дошкольника
ISBN 978-5-7057-2974-6, 978-5-7057-3342-2
Страниц 142
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705729746, 9785705733422
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 105 г
Предлагаемые познавательно-игровые занятия циклов "Кто я? Какой я?", "Мир моих отношений", "Я и мое здоровье" построены на основе интеграции образовательных областей "Здоровье", "Познание" и "Социализация" и направлены на развитие социальных навыков у детей 5-7 лет. Содержание их гибко, что позволит педагогу изменять структуру, выбирать игру, текст художественного произведения, упражнение, реагируя на ситуацию, на возникший внезапно интерес детей к деятельности, теме, предмету.
Пособие может быть использовано в практике любого вида дошкольных учреждений, а также в учреждениях общего и дополнительного образования, осуществляющих процесс предшкольной подготовки в соответствии с ФГТ.

Подробное описание

Введение

Зарождающаяся субъектность ребёнка, его стремление к самостоятельности и одновременное осознание, осмысление ограниченности собственных возможностей требуют создания таких психолого-педагогических условий, в которых определено его собственное место и место взрослого.

Наиболее целесообразным представляется вариант «проживания» ребёнка в дошкольном учреждении именно с позиции его участия в разных видах «событийного» (В. И. Слободчиков) взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Основанием для создания в ДОУ единой образовательной среды являются позиции взаимодействия взрослого и ребёнка, описанные в исследованиях Н. А. Коротковой, Н. Я. Михайленко:

– позиция фасилитатора, в которой взрослый помогает ребёнку овладеть информацией, способами и средствами деятельности, находящимися за пределами его самостоятельных возможностей;

– позиция «равного партнера», включенного в деятельность вместе с детьми;

– позиция «создателя» предметно-развивающего пространства ребёнка.

Позиции тесно интегрируют, взаимодополняют друг друга, однако каждая из них существует и самостоятельно, имея свои цели, задачи, структуру, формы и содержание.

С учетом выделенных позиций образовательный процесс с детьми строится следующим образом:

1) специально организованное обучение в форме занятий;

2) совместная деятельность взрослого с детьми, организуемая в непринужденной форме;

3) свободная самостоятельная деятельность детей.

Именно с учетом этих позиций структурировано содержание деятельности в предлагаемом пособии. Каждый блок занимает свое место в педагогическом процессе, интегрируя, взаимообогащая и дополняя их, а также имеет самостоятельное значение для наиболее успешного решения тех или иных развивающих задач.

организация занятий с дошкольниками предполагает формирование у педагога установки на уникальность ребёнка, учёт и принятие его ценностей, опыта, субкультуры, использование методов и приёмов, позволяющих слить воедино мир объективных знаний с миром ребёнка. Обогащению социального опыта детей способствует общение не только со взрослыми, но и со сверстниками. В старшем дошкольном возрасте это общение позволяет оценить поступки, поведение сначала других, а затем свои. Образ другого становится для дошкольника «той самой шкалой» (В. И. Слободчиков), позволяющей сравнивать свои поступки, действия, поведение с другими, осуществлять поиск отношений с ними, способов взаимодействия, общих норм, овладевать опытом социально приемлемых способов выхода из конфликтных ситуаций.

Потребность ребёнка в общении со сверстниками наиболее эффективно реализуется в предметно-развивающем пространстве, организованном по законам эргономики (Л. Д. Чайнова) и обращенном к потребностям ребёнка в самопознании.

В процессе деятельности дети чаще встречаются с необходимостью самостоятельно распределять роли и задания, начинают осознавать свое участие в общем деле, качественно выполнять часть работы, понимать, что от этого зависит общий результат. Именно в коллективном разрешении конфликтных ситуаций происходит смена позиций с «я сам для себя» на позицию «я для других», формируется позиция субъекта общей деятельности, элементы определяющей рефлексии. В совместной творческой деятельности зарождаются первые игровые сообщества как культурное новообразование старших дошкольников, преодолевается детский эгоцентризм.

В позиционном взаимодействии с ребёнком взрослый занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, гибко меняет стратегию, выполняя функции то организатора-фасилитатора, то игрового партнера, то создателя предметно-развивающего пространства, на которое педагог косвенно проецирует развивающие задачи и те, которые детьми не осознаются ввиду особой привлекательности и разнообразия форм деятельности.

Актуальность и практическая значимость пособия состоит в том, что направленность его содержания, методов и приемов позволяет ребёнку приобрести начальный опыт приобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей, среди которых и познавательные ценности, помогающие ребёнку открывать новое в знакомом и знакомое в новом, вычислять простейшие закономерности, осознавать их непреложный характер.

познавательные ценности стимулируют возникновение у детей интереса к собственной жизни, к себе, своему имени, телесным возможностям, полоролевому образу, формируют понимание и осознание своего прошлого, настоящего и будущего, положительное самопринятие; коммуникативные ценности осваиваются и формируются у дошкольников в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Использование разных способов организации детского коллектива – фронтального, группового, взаимодействия в парах – способствует формированию детской общности, готовности к принятию «педагогической позиции» обучающего других, к самостоятельным действиям в нестандартных, ненормированных условиях, требующих позиционного самоопределения; ценности переживания позволяют дошкольнику осмыслить и осознать собственные эмоции, внутренние переживания, точно определить их словом, понять настроение других и строить свое поведение, общение с учетом их эмоционального состояния.

Пособие поможет педагогам не только сформировать грамотность, поведенческую компетентность, но и приучить к рефлексии (сравнивающей, определяющей), что очень важно на этапе перехода старших дошкольников к систематическому обучению в школе. Система занятий выстроена с учетом зоны ближайшего и перспективного развития ребёнка – «это не завтрашний день» дошкольника, как часто трактуется идея Л. С. Выготского, а его сегодняшний уровень, достигнутый в условиях сотрудничества со взрослыми.

Вариативность планирования занятий обеспечивает дополнительный подбор методического содержания: притчей, моральных дилемм и проблемных ситуаций, тестовых заданий, художественных произведений для чтения и заучивания наизусть, словесных, эмпатийных игр, игр по эйдетике.

автор выражает благодарность творческому коллективу педагогов-исследователей МДОУ № 109 Октябрьского района г. Барнаула и его руководителям: зав. МДОУ Н. Г. Ивлевой, старшему воспитателю О. В. Макрушиной.

В пособии использованы материалы из опыта работы воспитателя Т. А. Ощепковой, тифлопедагога В. Е. Остросаблиной, логопеда Н. Н. Тарасовой МДОУ № 50 ЦРР Железнодорожного района г. Барнаула (зав. Н. Н. Тубольцева); музыкального руководителя МДОУ № 105 ЦРР Октябрьского района г. Барнаула Л. Н. Боровиковой (зав. Н. Ф. Бахвалова).

Содержание

Введение    3

Специально организованное обучение в форме занятий    7

Совместная деятельность детей со взрослыми и сверстниками    8

Самостоятельная культуротворческая деятельность детей в предметно-развивающем пространстве (ПРП)    10

Методы работы с детьми    11

Занятия в старшей группе    16

Тема «Из чего же, из чего же…»    16

Тема «Как меня зовут?»    23

Тема «Что нужно сделать, чтобы тебя назвали другом?»    24

Тема «Я и моя семья»    26

Тема «О себе во времени»    28

Тема «Отчего я бываю разный?»    31

Тема «Что такое доброта?»    36

Тема «Ежели вы вежливы…»    38

Тема «Щедрость и жадность»    40

Развлечение «Праздник имени»    42

Тема «Что такое права человека?»    43

Утренник «Если был бы я девчонкой»    45

Тема «Всегда ли добро побеждает зло?»    54

Тема «Какой орган самый важный?»    57

Тема «Как помириться после ссоры по пустякам?»    59

Тема «Что такое хорошо? Что такое плохо?»    62

Тема «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»    65

Занятия в подготовительной к школе группе    70

Тема «Что в имени моём?»    70

Тема «Каждый имеет право на имя»    77

Тема «В здоровом теле здоровый дух»    81

Тема «Маленькие рыцари и дамы»    83

Тема «Окно в мир»    85

Тема «Я горжусь...»    88

Тема «У меня растут года»    90

Тема «Как мы слышим?»    92

Тема «Мои права и обязанности в детском саду и дома»    94

Тема «Доброму все друзья»    96

Тема «Её величество осанка»    98

Праздничный конкурс «А ну-ка, девочки!»    101

Тема «Нужны ли правила поведения в обществе?»    106

Тема «Секрет здоровой улыбки»    108

Тема «Экспедиция по следам литературных произведений»    110

Тема «Посеешь привычку – пожнешь характер»    112

Тема «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»    120

Художественные произведения для чтения вслух    121

Пословицы и поговорки    121

Моральные дилеммы и проблемные ситуации    126

Дидактические игры    132

Литература    139

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос