Физическая культура. 1 класс: система уроков по учебнику А. П. Матвеева УМК "Перспектива"
Код | 5103 |
Авторы-составители | Патрикеев А. Ю. |
Издательство | Учитель, 2012 |
Серия | ФГОС. Поурочное планирование |
ISBN | 978-5-7057-2924-1 |
Страниц | 367 |
УДК | 372.016:796*01 |
Штрихкод | 9785705729241 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 215 x 16 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 260 г |
Предназначено учителям физической культуры, руководителям методических объединений общеобразовательных учреждений; рекомендовано студентам высших и средних педагогических учебных заведений.
Подробное описание
Введение
Уроки физической культуры в начальных классах являются важными в общей системе образовательного процесса в школе. Возраст детей 6–8 лет является сенситивным для развития физических качеств, координации движений.
Занятия сориентированы на работу с детьми с различными нарушениями речи. Задача педагогического коллектива школы заключается в адаптации таких детей по возможности к общим требованиям по физической подготовке общеобразовательной школы.
Основная трудность в построении урока для данной категории детей состоит в том, чтобы совместить циклические упражнения, которые помогают концентрироваться и сосредоточиваться на определенных предметах, с другими упражнениями, направленными на формирование основных физических качеств.
Большая роль отводится упражнениям, связанным с развитием координации движений, помогающим развить у детей «чувство собственного тела», взаимосвязь правого и левого полушарий головного мозга, что играет важную роль в формировании правильной речи. Упражнения, направленные на развитие координации движений, не следует заучивать. Задача ребенка – научиться правильно располагать тело и управлять им во времени и пространстве. Поэтому упражнения на координацию следует чаще видоизменять.
Координация движений – емкое понятие, в него входит огромное количество элементов, например:
– способность к ориентации – удержание произвольных и непроизвольных движений в нужном направлении;
– способность к ориентированию в пространстве – умение определять, своевременно изменять положение и осуществлять движение в нужном направлении;
– способность к реакции (реактивные способности) – быстрая реакция на раздражитель – способность к быстрому началу целенаправленного двигательного акта, соответствующего определенному сигналу;
– способность к равновесию – удержание тела в равновесии или восстановление его равновесия (динамическое и статическое), или статокинетическая устойчивость – способность точно, стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений;
– способность к ритму (чувство ритма) – выполнение движений в соответствующем ритме, или ритмическая способность – определение и реализация характерных динамических изменений в процессе двигательного акта, основу которой составляет переработка слуховой, зрительной, двигательной и кинетической информации;
– способность к дифференцированию – осуществление безопасного, точного, экономичного движения. При этом важную роль играет дозирование силового участия;
– мышечное чувство, точность и тонкость ощущений;
– способность к произвольному мышечному расслаблению (оптимальное согласование напряжения и расслабления) и быстрота перехода. Эта способность является одним из показателей координационных способностей;
– способность к перестроению двигательных действий;
– точность движения, которая включает в себя: 1) точность пространственных, 2) точность временных, 3) точность силовых характеристик. Точность движения, то есть степень его соответствия требованиям двигательной задачи.
На уроках ведется работа над всеми элементами, уделяется внимание выработке ощущения мышечного напряжения и расслабления. Для этой цели используются упражнения на чередование напряжения и расслабления, а также на максимальное напряжение и расслабление.
Важно следить и за развитием эмоционально-волевых качеств, внимания. Этому способствует смена ритма и темпа выполнения того или иного упражнения. В некоторые занятия вводится речевое сопровождение. Его нужно использовать как заданный ритм для того или иного упражнения или игры. Например, учитель произносит слова: «Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь…». Дети должны отбивать или ловить мяч в строгом соответствии со словами, слово произносится одновременно с ударом. Еще один пример – учитель произносит слова: «Гуси, гуси, га-га-га, есть хотите? Да-да-да…». Каждое слово дети выстукивают хлопками, ногами или обозначают любыми другими движениями (слово и хлопок звучат одновременно).
Дети повторяют слова вместе с учителем, а при заучивании
и самостоятельно. Это повышает интерес к занятиям, способствует развитию памяти у детей. Но НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ ПРОИЗНОСИТЬ СТИХИ ВМЕСТЕ С ВАМИ. В основном на уроках стихи произносит сам учитель, а так как их объем довольно велик, то самое удобное – это приготовить карточки с написанным текстом.
Практически каждое занятие начинается с бега. Для детей с нарушением речи очень полезны циклические виды деятельности, к которым относятся ходьба и бег. Бег способствует разогреванию организма, обеспечивает его врабатываемость, способствует развитию дыхательной и кровеносной систем.
Во время урока обязательно обратить внимание учеников на правильную осанку и на расслабление мышц после каждого трудного упражнения.
Некоторые уроки посвящены теоретическим вопросам. Причем вести рассказ можно во время бега, до бега, во время дыхательных упражнений или остановив и перестроив учеников.
Упражнения разминки делают без перерыва. Только таким способом можно добиться выполнения большего количества упражнений за короткое время.
Уроки рассчитаны на 35–40 минут и разбиты на три части: вводную, основную и заключительную. Время, отводимое на эти части, стандартно (подготовительная – 7–10 минут, основная – 20–25 минут, заключительная – 5–10 минут), но может варьироваться в зависимости от быстроты построения, от настроя детей на работу, потому что урок, особенно разминка, содержит большое количество упражнений, которые проходят довольно быстро (4–5 минут, если не требуется много разъяснений и указаний) при должном настрое детей. На первых порах будет существовать необходимость в корректировке всех действий учеников, потому что важно научить детей выполнять простейшие движения (руки в стороны, вперед и т. п.) с максимальной точностью. Когда мышцы запомнят все простейшие движения и будут выполнять все четко, правильно и автоматически, то разучивание других, более сложных, движений и упражнений будет занимать гораздо меньше времени.
Выполнять упражнения следует по показу, уточняя и поправляя детей уже во время выполнения упражнения. Таким же образом строится работа с играми.
Для выбора водящих, направляющих и решения спорных моментов следует использовать различные считалки. А для того чтобы разбить игроков на команды, лучше всего подходит способ выбора двух капитанов, которые потом набирают себе игроков.
Пособие предназначено учителям физкультуры. Материал представлен двумя частями. Первая – это конспекты уроков, составленные на основе следующих источников:
1. Матвеев, А. П. Физическая культура. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. П. Матвеев. – М. : Просвещение, 2011. – 111 с. : ил. – (Академический школьный учебник).
2. Матвеев, А. П. Физическая культура. Рабочие программы. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. П. Матвеев. –М. : Просвещение, 2011.
Уроки рассчитаны на два занятия в неделю. Однако в 2009 году Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев выступил за изменение системы физической подготовки детей в школах, в связи с чем встал вопрос о внедрении в практику школы трехчасовой программы по физической культуре. Третий час физической культуры целесообразно проводить в середине недели. Предпочтение отдается урокам по гимнастике, так как именно гимнастика в большей степени, чем другие разделы, помогает развивать координацию движений, чувство собственного тела. Часто на этих уроках используется круговая тренировка, что существенно повышает динамику самого урока и, кроме того, дает возможность поработать над всеми физическими качествами. Целесообразно придерживаться смены нагрузки на разные группы мышц, используя оборудование зала полностью. Иногда упражнения даются подряд, тогда задание выполняется до усталости. Большинство уроков проводится с использованием различных предметов и оборудования. Некоторые упражнения (на гимнастической стенке, ребристых дорожках) желательно выполнять босиком. Если условия не позволяют, то можно заменить на ходьбу по набивным мячикам, кубикам и т. п. Подвижные игры практически не проводятся.
Вторая часть – это приложения, в которые вошел ресурсный материал: описания игр, рекомендации по проведению тестов и контрольных упражнений, считалки.
К концу учебного года по разделу «Знания о физической культуре» («Теория физической культуры (ТФК)») ученик научится:
– характеризовать роль и значение уроков физической культуры для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
– раскрывать на примерах (из истории) положительное влияние занятий физической культуры на физическое, личностное и социальное развитие;
– ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня», «личная гигиена»;
– соблюдать правила поведения в зале и на улице во время занятий физическими упражнениями.
Ученик получит возможность научиться:
– характеризовать роль и значение режима дня, личной гигиены в сохранении и укреплении здоровья;
– вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий.
По разделу «Физическое совершенствование» («Гимнастика с элементами акробатики») ученик научится:
– выполнять акробатические упражнения (упоры присев, лежа, лежа сзади; сед, сед ноги врозь, полуприсед; группировку, перекаты из седа и из упора присев вперед-назад и вправо-влево в группировке, боком; лазанье по гимнастической стенке вверх-вниз, перелезание вправо-влево; лазанье лицом и спиной к гимнастической стенке; кувырок вперед; стойку на лопатках и «мост»; прыжки через гимнастическую скакалку);
– выполнять организующие строевые команды и приемы: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «По порядку рассчитайсь!», «Шагом марш!», «Бегом марш!», «Направо!», «Налево!», «Кругом!», «Налево в обход шагом марш!»; рассчитываться на первый-второй; размыкаться в шеренге; ходить «змейкой»; строиться в одну шеренгу и колонну; перестраиваться в две шеренги.
Ученик получит возможность научиться:
– выполнять эстетически красиво акробатические упражнения;
– выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
По разделу «Физическое совершенствование» («Легкая атлетика») ученик научится:
– выполнять легкоатлетические упражнения (бег с высоким подниманием бедра, с захлестом голени, спиной вперед, приставным правым и левым боком; прыжки в длину с места, с поворотами, на одной и на двух ногах, спиной вперед; броски на дальность набивного мяча (вес не должен превышать 1 кг); из-за головы двумя руками и одной рукой (правой и левой) мешочка или теннисного мячика; метание малого мяча в вертикальную цель; различать бег и ходьбу (у бега всегда есть фаза полета).
Ученик получит возможность научиться:
– выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
– выполнять броски и ловлю мяча в паре; ведение мяча на месте и в движении; броски мяча в кольцо способом «снизу» и «сверху»;
– играть в спортивную игру футбол по упрощенным правилам.
По разделу «Физическое совершенствование» («Лыжная подготовка») ученик научится:
– соблюдать правила безопасности при переноске лыж, передвижении на лыжах;
– выполнять команды: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!».
Ученик получит возможность научиться:
– выполнять передвижения на лыжах ступающим шагом, скользящим шагом с палками и без; поворот переступанием лыж вокруг пяток; спуск со склона в полуприседе; торможение падением и палками.
По разделу «Способы физкультурной деятельности» («Подвижные игры») ученик научится:
– организовывать и проводить подвижные игры: русские народные игры («Горелки»), «Волк во рву», «Воробьи – вороны», «Гуси-лебеди», «Два Мороза», «День и ночь», «Жмурки», «Колдунчики», «Ловишка», «Ловля обезьян», «Охотник и зайцы», «Попрыгунчики воробушки», «Удочка», «Юла»;
– отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами.
Ученик получит возможность научиться:
– вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий.
Автор-составитель выражает благодарность за помощь в создании пособия Патрикеевой Ирине Юрьевне, кандидату педагогических наук, доценту; Тюренкову Юрию Васильевичу, доценту.
Содержание
Введение 3
I четверть 12
Урок 1. Тема: Организационно-методические требования на уроках физической культуры 12
Урок 2. Тема: Перекаты и группировка 15
Урок 3. Тема: Техника бега на 30 м с высокого старта (на время) 20
Урок 4. Тема: Челночный бег 3 ґ 10 м (на время) 25
Урок 5. Тема: Перекаты и группировка 28
Урок 6. Тема: Физическая культура как система разнообразных форм занятий физической подготовкой и укрепления здоровья человека 30
Урок 7. Тема: Техника метания мяча (мешочка) на дальность 35
Урок 8. Тема: Усложненные перекаты 40
Урок 9. Тема: Ритм и темп. Знакомство с различными ритмами и темпами выполнения упражнений 45
Урок 10. Тема: Режим дня и личная гигиена человека 49
Урок 11. Тема: Усложненные перекаты 53
Урок 12. Тема: Прыжки и их разновидности 55
Урок 13. Тема: Русские народные подвижные игры 60
Урок 14. Тема: Кувырок вперед 64
Урок 15. Тема: Броски малого мяча в горизонтальную цель 68
Урок 16. Тема: Комплекс общеразвивающих упражнений, направленный на развитие координации движений (тестирование виса на время) 72
Урок 17. Тема: Кувырок вперед 77
Урок 18. Тема: Прыжок в длину с места 79
Урок 19. Тема: Утренняя зарядка, ее необходимость и принципы построения 83
Урок 20. Тема: Стойка на лопатках. «Мост» 87
Урок 21. Тема: Тестирование наклона вперед из положения стоя 92
Урок 22. Тема: Тестирование подтягивания на низкой перекладине из виса лежа 94
Урок 23. Тема: Стойка на лопатках. «Мост» 97
Урок 24. Тема: Физкультминутки, их значение в жизни человека 99
Урок 25. Тема: Выполнение упражнений под стихотворное сопровождение 103
Урок 26. Тема: Лазанье по гимнастической стенке 106
Урок 27. Тема: Подвижные игры 110
II четверть 114
Урок 28. Тема: Гимнастика, ее возникновение и значимость в жизни человека 114
Урок 29. Тема: Лазанье по гимнастической стенке 118
Урок 30. Тема: Строевые упражнения 120
Урок 31. Тема: Техника выполнения перекатов 124
Урок 32. Тема: Упражнения на гимнастических кольцах 128
Урок 33. Тема: Кувырок вперед 132
Урок 34. Тема: Подвижная игра «Ловишка с мешочком на голове» 136
Урок 35. Тема: Упражнения на гимнастических кольцах 138
Урок 36. Тема: Гимнастические упражнения – стойка на лопатках и «мост» 139
Урок 37. Тема: Лазанье по гимнастической стенке 143
Урок 38. Тема: Вис согнувшись и прогнувшись на гимнастических кольцах 146
Урок 39. Тема: Лазанье и перелезание по гимнастической стенке 150
Урок 40. Тема: Подвижная игра «Ловля обезьян» 154
Урок 41. Тема: Вис прогнувшись на гимнастических кольцах 156
Урок 42. Тема: Игровые упражнения 158
Урок 43. Тема: Преодоление полосы препятствий 162
Урок 44. Тема: Переворот вперед и назад на гимнастических кольцах 164
Урок 45. Тема: Полоса препятствий (усложненный вариант) 168
Урок 46. Тема: Подвижная игра «День и ночь» 171
Урок 47. Тема: Переворот вперед и назад на гимнастических кольцах 174
Урок 48. Тема: Подвижные игры 175
III четверть 178
Урок 49. Тема: Организующие команды: «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!» 179
Урок 50. Тема: Упражнения на гимнастических кольцах 181
Урок 51. Тема: Техника ступающего шага на лыжах без палок 184
Урок 52. Тема: Техника поворота лыж переступанием вокруг пяток 186
Урок 53. Тема: Вращение обруча 189
Урок 54. Тема: Техника скользящего шага на лыжах без палок 191
Урок 55. Тема: Техника спуска в основной стойке на лыжах 193
Урок 56. Тема: Лазанье по канату 196
Урок 57. Тема: Техника подъема ступающим и скользящим шагом на лыжах без палок 200
Урок 58. Тема: Техника торможения падением на лыжах 202
Урок 59. Тема: Лазанье по канату 204
Урок 60. Тема: Техника ступающего шага с палками на лыжах 206
Урок 61. Тема: Техника скользящего шага с палками на лыжах 208
Урок 62. Тема: Упражнения со скакалками 210
Урок 63. Тема: Техника торможения палками на лыжах 214
Урок 64. Тема: Движение «змейкой» на лыжах с палками 216
Урок 65. Тема: Прыжки в скакалку 219
Урок 66. Тема: Контрольный урок по лыжной подготовке 221
Урок 67. Тема: Общеразвивающие упражнения с малыми мячами 224
Урок 68. Тема: Прыжки в скакалку 228
Урок 69. Тема: Броски и ловля мяча в парах 232
Урок 70. Тема: Разновидности бросков мяча одной рукой 235
Урок 71. Тема: Прыжки в скакалку 240
Урок 72. Тема: Ведение мяча на месте и в движении 242
Урок 73. Тема: Броски мяча в кольцо способом «снизу» 245
Урок 74. Тема: Стойка на голове 249
Урок 75. Тема: Броски мяча в кольцо способом «сверху» 254
IV четверть 256
Урок 76. Тема: Подвижная игра с мячом «Охотники и утки» 256
Урок 77. Тема: Стойка на голове 261
Урок 78. Тема: Тестирование наклона вперед из положения стоя 263
Урок 79. Тема: Упражнение на выносливость «вис» (на время) 267
Урок 80. Тема: Повторение акробатических элементов 269
Урок 81. Тема: Повторение техники прыжка в длину с места 274
Урок 82. Тема: Тестирование прыжка в длину с места 279
Урок 83. Тема: Повторение акробатических элементов 281
Урок 84. Тема: Тестирование подтягивания на низкой перекладине из виса лежа 283
Урок 85. Тема: Метание малого мяча в горизонтальную цель 287
Урок 86. Тема: Упражнения на уравновешивание предметов 290
Урок 87. Тема: Тестирование подъема туловища из положения лежа на спине за 30 секунд 294
Урок 88. Тема: Баскетбольные упражнения 298
Урок 89. Тема: Упражнения на удержание равновесия предметов 301
Урок 90. Тема: Контрольный урок по ведению, броску и ловле мяча 303
Урок 91. Тема: Тестирование бега на 30 м (на скорость) 306
Урок 92. Тема: Круговая тренировка 308
Урок 93. Тема: Тестирование челночного бега 3 ґ 10 м 313
Урок 94. Тема: Метание мешочка на дальность 316
Урок 95. Тема: Круговая тренировка 319
Урок 96. Тема: Основы правил игры в футбол 321
Урок 97. Тема: Знакомство с эстафетами 323
Урок 98. Тема: Круговая тренировка 326
Урок 99. Тема: Подвижные игры 329
Приложения 332
Приложение 1. Рекомендации по проведению тестирования 332
Приложение 2. Подвижные игры 335
Приложение 3. Считалки 353
Литература 362
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом
Отзывы
Материал данного пособия рассчитан на 3 часа в неделю.