Развернутое перспективное планирование по программе "Детский сад 2100". Подготовительная группа
Код | 3333 |
Авторы-составители | Глухова Е.Б., Колесова Л. В. |
Издательство | Учитель, 2013 |
Серия | Тематическое планирование в ДОУ |
ISBN | 978-5-7057-2883-1 |
Страниц | 110 |
УДК | 372.3/.4(073) |
Штрихкод | 9785705728831 |
Размеры (Ш x В x Т) | 197 x 285 x 10 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, скрепка |
Вес | 160 г |
В пособии предлагается календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса по программе развития и воспитания дошкольников "Детский сад 2100" для подготовительной группы по разделам: индивидуальная и коррекционная работа, социально-нравственное воспитание, художественно-эстетическая деятельность, игры, прогулки, наблюдения и работа в уголке природы, в книжном уголке.
Многообразие видов совместной деятельности старших дошкольников со сверстниками и взрослыми, побуждающих активно применять свои знания и умения, поможет педагогам создать творческие ситуации в игровой, театральной, изобразительной деятельности, в ручном труде, в речевом развитии. Все это - обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду, обеспечивающие полноценное развитие, образование и воспитание.
Предназначено педагогам и методистам дошкольных образовательных учреждений, студентам факультетов дошкольной педагогики.
Подробное описание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ записка*
Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение их со сверстниками и взрослыми.
В самостоятельной деятельности и общении создаются условия для развития детей, их знаний, интегративных качеств («Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»; «любознательный, активный»; «эмоционально отзывчивый»; «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»; «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»; «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватно возрасту»; «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»; «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»; «овладевший необходимыми умениями и навыками»).
Планируя воспитательно-образовательную работу, воспитатель старается разнообразить практику общения с каждым ребенком, проявляет доверие и уважение к нему.
Задачи воспитания и развития: укрепление и обогащение здоровья, развитие двигательной и гигиенической культуры детей; воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям; развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение детей к художественной культуре; развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей; формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника; развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, она организуется так, чтобы он имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединяться в группы по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей.
Режим дня (примерный):
Прием, осмотр детей, прогулка, игры, утренняя гимнастика, дежурство – 7.00 – 8.30.
Завтрак – 8.30 – 8.50.
Игры (общая длительность, включая перерыв) – 9.00 – 10.50.
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки – 10.50 – 12.45.
Обед – 12.45 – 13.15.
Подготовка ко сну, сон – 13.15 – 15.00.
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры – 15.00 – 15.25.
Полдник – 15.25 – 15.40.
Игры, досуги, кружки – 15.40 – 16.40.
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки – 16.40 – 18.20.
Игры. Уход домой – 18.20 – 19.00.
В старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно (или под контролем взрослого) одеваются и раздеваются, знают последовательность одевания и назначение разных предметов одежды при различных погодных условиях.
При подготовке к приему пищи дошкольники должны уметь накрывать столы, а во время еды пользоваться всеми приборами (ложкой, вилкой, ножом), быть аккуратными и чистоплотными.
У старших дошкольников существенно повышается уровень произвольного управления своими движениями. Следует приучать их осмысленно относиться к достижению точности и правильности выполнения движений, соответствия их образцу. Особенно это важно при усвоении детьми новых сложно-координированных двигательных действий. Совершенствование ранее освоенных движений целесообразно осуществлять путем многократного их повторения в подвижных играх. Важное значение имеет направленность на достижение коллективного результата при проведении подвижных игр, физических упражнений в соревновательной форме. В процессе коллективных игр и соревнований воспитатель учит детей проявлять уважение к товарищам, оказывать им необходимую помощь. Играя и занимаясь с детьми, он способствует развитию у них двигательных умений и навыков, необходимых физических качеств и общей выносливости организма. В целом затраты времени на двигательную деятельность в старшем возрасте для ребенка должны составлять не менее 10 часов в неделю. Необходимо обращать внимание на безопасность во время занятий физической культурой.
Одно из основных условий безопасности дошкольников – развитие у них самостоятельности, ответственности и понимания значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Дети должны иметь четкое представление о поведении при возможных встречах и случайном общении с незнакомыми людьми (в магазине, лифте, на улице).
У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать представления о взаимосвязи природы и человека и влиянии окружающей среды на здоровье. Они должны иметь представление о том, что полезно и что опасно для здоровья, о мерах предупреждения некоторых заболеваний, в том числе и инфекционных; об основах здорового образа жизни. Важно научить детей простейшим приемам оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях, осторожности во время купания в водоемах и бассейне, умению ориентироваться на дорогах при переходе улиц, перекрестков, правильному поведению при встрече с бездомными и незнакомыми животными.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен знать адрес своего места жительства и уметь при необходимости обратиться за помощью к сотруднику милиции.
Обогащение собственного жизненного опыта ребенка происходит в игровой деятельности. При переходе ребенка в школу игра сохраняет свою ценность как способ присвоения социального опыта, общения со сверстниками, формирования произвольности поведения.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя – пробудить интерес к нему. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесном творчестве. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду.
Наблюдая за детскими играми, воспитатель обращает внимание на то, чтобы очень активные дети не подавляли инициативы своих товарищей, помогает робким, застенчивым ребятам входить в игру, способствует применению правил и норм поведения в совместной деятельности. В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом, выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей. В сюжетно-ролевых играх дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие социальные события), а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, просмотре детских телевизионных передач. Старшие дошкольники проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры. Появляются игры с элементами фантазирования: дети не только обобщают игровые действия в слове, но и переносят их во внутренний воображаемый план.
Во взаимоотношениях по ходу игры педагог стимулирует следование детей усвоенным нормам поведения, правилам дружеских и коллективных взаимоотношений.
Педагог помогает детям вносить разнообразие в театрализованные игры (драматизация по ролям, настольный театр, кукольный театр на ширме); использовать при подготовке спектакля театральные куклы, самодельные игрушки, атрибуты, элементы костюмов, декорации. Он направляет свою деятельность на совершенствование художественно-образных исполнительских умений детей, добиваясь интонационной выразительности и соответствующего образу эмоционального состояния (грустный, веселый и т. д.), поощряет желание детей показать спектакль-игру зрителям (детям своей группы, малышам, родителям).
Вне занятий воспитатель поощряет самостоятельную организацию детьми дидактических игр с предметами, настольно-печатным материалом, словесные дидактические игры в небольших подгруппах (2–4 человека).
Во время прогулки старшие дошкольники могут самостоятельно организовывать подвижную игру и доводить ее до конца; играть в игры с элементами соревнования.
Подвижные игры организуются в естественных условиях с использованием особенностей природного окружения в разные сезоны года: летом – в парке, у воды, в воде; зимой – на снегу, на льду (на санках, лыжах, коньках).
Значительная часть времени отводится для самодеятельных игр по инициативе и выбору детей. Воспитатель создает условия для вариативной игровой деятельности, наполняет игровое пространство разнообразными игрушками, предметами-заместителями, полифункциональными материалами для игрового творчества, развивающими настольно-печатными и другими играми. Важно обеспечивать детям возможность постоянно преобразовывать предметно-игровую среду; наличие достаточного полифункционального игрового материала оптимизирует освоение дошкольниками позиции субъекта режиссерской игры. Дети могут по ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать обстановку для игры с помощью разнообразного подсобного материала в соответствии с выбранной темой, сюжетом игры; включают в нее игрушки, сделанные своими руками; сооружают нужные для игры постройки (пароход, пристань, мост, вокзал, железная дорога, семафор, детский сад, беседки, дом, улица и т. д.); используют в играх природный материал (песок, глина, вода, снег, лед).
Игровое оборудование размещается так, чтобы дошкольники не мешали друг другу. Для этого необходимо рационально использовать все свободное пространство групповых помещений, а также продумать организацию пространства и размещение игрового оборудования на участке для прогулок.
В совместной деятельности и в повседневной жизни дети совершают открытия своего Я. Они учатся рассказывать о своих увлечениях, переживаниях, любимых друзьях. Взрослый поддерживает беседы на личностные темы, помогает каждому ребенку в поиске своего места в обществе сверстников.
* Извлечение из Комплексной программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»). Авторский коллектив: А. А. Леонтьев (руководитель), Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, М. М. Борисова, А. А. Вахрушев, М. В. Корепанова, Т. Р. Кислова, С. А. Козлова, О. А. Куревина, И. В. Маслова, О. А. Степанова, О. В. Чиндилова.
Содержание
Пояснительная записка 3
Е. Б. Глухова
Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы 6
Литература 35
Л. В. Колесова
Летняя оздоровительная работа 36
Планирование занятий 37
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Беседы 90
Приложение 2. Игры во время прогулок 95
Приложение 3. Коллективный труд детей 98
Приложение 4. Вечера забав и развлечений 99
Приложение 5. Дыхательные упражнения 101
Приложение 6. Работа с родителями 102
Приложение 7. Стихотворения Т. Белозерова. Стихотворения «Лето», «Что растет?» 103
Приложение 8. Дидактическая игра «Птицы, рыбы, звери» 104
Приложение 9. С. Иоселовская «Лето» 104
Приложение 10. В стране фантазии 105
Приложение 11. Веселый поезд (игра-путешествие) 106
Приложение 12. Н. Дилакторская «Песочная страна» 106
Литература 107
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом
Отзывы
Чтобы быть всегда в курсе всех наших новинок, подпишитесь, чтобы получать информацию о самой новой продукции
Подписаться можно по этой ссылке: