Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику А. К. Аксеновой, Э. В. Якубовской
Код | 3459 |
Авторы | Матвеева Е. М. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | Для образовательных учреждений VII-VIII видов |
ISBN | 978-5-7057-2111-5, 978-5-7057-5698-8 |
Страниц | 350 |
УДК | 372.22 |
Штрихкод | 9785705721115, 9785705756988 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 210 x 15 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 249 г |
Предлагаемые в пособии разработки уроков русского языка в 3 классе являются дополнительным учебно-методическим ресурсом к учебнику Э. В. Якубовской,
Я. В. Коршуновой (М.: Просвещение) и основаны на применении разнообразных
по форме практических упражнений, игровых приемов, что позволяет учителю выработать прочные грамматические навыки у детей, оптимизировать процесс усвоения ими орфографических правил, сформировать первоначальные умения языкового обобщения, привить устойчивый интерес к занятиям родным языком и успешно социализировать их в обществе.
Предназначено учителям общеобразовательных школ, учителям-дефектологам специализированных учебных заведений; полезно студентам педагогических вузов
и колледжей.
Подробное описание
Введение
Русский язык является одним из основных предметов в общеобразовательных организациях для обучения детей с ОВЗ. Обучение русскому языку (письму и развитию речи) носит элементарно-практический характер и направлено на решение следующих основных задач:
1. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма.
2. Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
3. Повысить уровень общего развития учащихся.
Специальной задачей в этом направлении является коррекция речи и мышления учащихся.
В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребёнка. Раздел «Звуки и буквы» предусматривает проведение упражнений на звуковой анализ и синтез, на дифференциацию оппозиционных фонем (с–ш, с–з, р–л, ч–ц и др.), на соотнесение звуков и их графических изображений, а также на ознакомление с некоторыми фонетическими понятиями. Учащиеся с нарушениями в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере с большими затруднениями усваивают сложные системы понятийных связей и легче – простые. Поэтому программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений и навыков.
Фонетико-фонематические нарушения у детей коррекционных классов затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Поэтому в третьем классе звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма.
С помощью практической работы с деформированными предложениями (лексемы даются в нужной для продуцирования форме) ученики подводятся к выводу о том, что слова в предложении стоят в определённом порядке, формируются умения заканчивать предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов. Учащиеся знакомятся с некоторыми орфографическими правилами: обозначение мягкости согласных на письме; написание прописной буквы в начале предложения, в именах, фамилиях людей, кличках животных; с предлогами как отдельными словами, совершенствуют графические навыки по написанию строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текстов. В грамматических упражнениях изучаются разряды слов – названия предметов и действий.
Материал группируется таким образом, чтобы дети научились разграничивать предметы, явления, понятия, имеющие ярко выраженные признаки отличия.
В третьем классе решаются такие задачи:
• развитие познавательного интереса к родному языку и формирование первоначальных языковых обобщений;
• дальнейшее совершенствование произносительной стороны речи;
• уточнение, расширение и активизация словаря;
• освоение простейших видов письменной речи и ряда грамматических сведений орфографических правил.
Основной метод – разнообразные по форме практические упражнения в письме и игровые приёмы как важнейшее средство обучения.
Поурочные разработки, представленные в данном пособии, составлены таким образом, что могут быть ориентированы для работы с учебниками в общеобразовательных организациях в классах инклюзивного образования и в специальных (коррекционных) школах VIII вида для обучающихся с интеллектуальными нарушениями при условии подбора упражнений учителем самостоятельно в зависимости от уровня обучающихся, а также применимы автономно.
Содержание
Введение 3
Урок 1. Тема: Употребление простого предложения 5
Урок 2. Тема: Правило написания предложения 8
Урок 3. Тема: Упражнение в правописании предложений 10
Урок 4. Тема: Составление и дополнение предложений 14
Урок 5. Тема: Составление и запись предложений со словами из словаря 17
Урок 6. Тема: Составление предложений по схемам 20
Урок 7. Тема: Выделение предложений из речи и текста 23
Урок 8. Тема: Составление предложений по вопросам с использованием слов для справок 26
Урок 9. Тема: Составление и запись предложений по сюжетным картинкам 28
Урок 10. Тема: Работа с деформированным текстом 29
Урок 11. Тема: Контрольное списывание 32
Урок 12. Тема: Работа над ошибками 33
Урок 13. Тема: Звуки и буквы. Различение звуков и букв 35
Урок 14. Тема: Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком 37
Урок 15. Тема: Сравнение пар слов 39
Урок 16. Тема: Составление предложений по серии сюжетных картинок «Умная галка» 42
Урок 17. Тема: Упражнение в различении звуков и букв 45
Урок 18. Тема: Составление предложений по серии сюжетных картинок «Пёс Бобик» 47
Урок 19. Тема: Алфавит. Порядок букв в русской азбуке 48
Урок 20. Тема: Расположение слов в алфавитном порядке 50
Урок 21. Тема: Упражнение в написании слов в алфавитном порядке 52
Урок 22. Тема: Гласные и согласные звуки и буквы 53
Урок 23. Тема: Упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв 55
Урок 24. Тема: Работа с деформированным текстом 58
Урок 25. Тема: Контрольный диктант по теме «Гласные и согласные звуки и буквы» 60
Урок 26. Тема: Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе 62
Урок 27. Тема: Гласные буквы И, Е, Ё, Ю, Я, Э. Место в слове 64
Урок 28. Тема: Гласные Ю, Я. Место в слове 67
Урок 29. Тема: Гласная Э. Место в слове 71
Урок 30. Тема: Ударение. Роль ударения в слове. Выделение ударного слога 73
Урок 31. Тема: Ударные и безударные слоги 75
Урок 32. Тема: Упражнения в выделении ударных гласных в словах 78
Урок 33. Тема: Тренировочные упражнения в постановке ударений в словах 80
Урок 34. Тема: Выделение ударных и безударных гласных. Контрольное списывание 82
Урок 35. Тема: Слог как часть слова 83
Урок 36. Тема: Составление слов по заданному слогу 86
Урок 37. Тема: Слогообразующая роль гласных 88
Урок 38. Тема: Составление и запись рассказа по серии сюжетных картинок 92
Урок 39. Тема: Перенос слов при письме 94
Урок 40. Тема: Тренировочные упражнения в делении слов на слоги и для переноса 96
Урок 41. Тема: Составление слов из слогов. Составление рассказа по картинке и вопросам 98
Урок 42. Тема: Перенос слов при письме. Подготовка к контрольному диктанту за I четверть 101
Урок 43. Тема: Контрольный диктант за I четверть 104
Урок 44. Тема: Работа над ошибками 104
Урок 45. Тема: Повторение по теме «Ударение. Перенос слов при письме» 106
Урок 46. Тема: Звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные 108
Урок 47. Тема: Обозначение твёрдости–мягкости согласных буквами А, О, У, Ы, И, Е, Ё, Ю, Я 110
Урок 48. Тема: Дифференциация твёрдых и мягких согласных 113
Урок 49. Тема: Употребление гласных букв для обозначения твёрдости–мягкости согласных 117
Урок 50. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как надо убирать класс» 119
Урок 51. Тема: Мягкий знак на конце и в середине слова 121
Урок 52. Тема: Правописание слов с мягким знаком на конце 124
Урок 53. Тема: Мягкий знак на конце и в середине слова 127
Урок 54. Тема: Объяснение написания мягкого знака в словах 130
Урок 55. Тема: Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я, Ь 132
Урок 56. Тема: Тренировочные упражнения в правописании слов с мягкими согласными 134
Урок 57. Тема: Диктант с обоснованием по теме «Правописание слов с мягкими согласными» 136
Урок 58. Тема: Работа над ошибками, допущенными в диктанте 138
Урок 59. Тема: Гласные после шипящих. Правописание ЖИ–ШИ 140
Урок 60. Тема: Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ–ШИ 143
Урок 61. Тема: Правописание ЧА–ЩА 146
Урок 62. Тема: Упражнения в правописании слов со слогами ЧА–ЩА 149
Урок 63. Тема: Правописание ЧУ–ЩУ 151
Урок 64. Тема: Правописание ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ 154
Урок 65. Тема: Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ 157
Урок 66. Тема: Итоговый контрольный диктант по теме «Гласные после шипящих» 159
Урок 67. Тема: Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте 161
Урок 68. Тема: Парные звонкие – глухие согласные 162
Урок 69. Тема: Различение парных согласных 165
Урок 70. Тема: Упражнения в различении парных звонких и глухих согласных 167
Урок 71. Тема: Сопоставление звонких и глухих согласных на конце слова 171
Урок 72. Тема: Правописание звонких и глухих согласных на конце слова 175
Урок 73. Тема: Подбор проверочных слов 177
Урок 74. Тема: Изменение слова для проверки 180
Урок 75. Тема: Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце слова 182
Урок 76. Тема: Упражнения в подборе проверочных слов 184
Урок 77. Тема: Составление предложений из разрозненных слов 186
Урок 78. Тема: Дифференциация изученных орфограмм 188
Урок 79. Тема: Контрольный диктант за II четверть 190
Урок 80. Тема: Работа над ошибками 191
Урок 81. Тема: Разделительный Ь 192
Урок 82. Тема: Объяснение правописания слов с разделительным Ь 195
Урок 83. Тема: Упражнения в правописании слов с разделительным Ь 199
Урок 84. Тема: Дифференциация изученных орфограмм 202
Урок 85. Тема: Дифференциация разделительного и смягчающего мягких знаков 206
Урок 86. Тема: Дифференциация изученных орфограмм 209
Урок 87. Тема: Составление рассказа по сюжетным картинкам «Зима», «Семья» 211
Урок 88. Тема: Комментированный диктант по теме «Разделительный Ь» 212
Урок 89. Тема: Работа над ошибками 213
Урок 90. Тема: Слова, обозначающие предметы 214
Урок 91. Тема: Упражнения в различении слов по вопросам кто? что? 216
Урок 92. Тема: Группировка предметов по их назначению, по материалам, из которых они сделаны 219
Урок 93. Тема: Употребление названий предметов в различных формах 221
Урок 94. Тема: Закрепление знаний о словах, обозначающих предметы. Изменение слов по вопросам 223
Урок 95. Тема: Упражнения в изменении слов по вопросам 226
Урок 96. Тема: Большая буква в именах собственных 227
Урок 97. Тема: Дифференциация слов типа «белка – белка» 230
Урок 98. Тема: Большая буква в названиях населённых пунктов 233
Урок 99. Тема: Дифференциация изученных орфограмм 235
Урок 100. Тема: Контрольный диктант по теме «Слова, обозначающие предметы» 236
Урок 101. Тема: Работа над ошибками 237
Урок 102. Тема: Слова, которые обозначают действия предметов 238
Урок 103. Тема: Слова, отвечающие на вопросы что делал? что будет делать? что делает? 241
Урок 104. Тема: Нахождение предметов по их действиям 243
Урок 105. Тема: Подбор слов-действий по вопросу 246
Урок 106. Тема: Согласование слов-предметов и словдействий 248
Урок 107. Тема: Дополнение предложений. Дифференциация изученных орфограмм 250
Урок 108. Тема: Составление и запись рассказа по сюжетной картинке. Выделение в предложениях названий предметов и действий 251
Урок 109. Тема: Выделение в предложениях названий предметов и действий 252
Урок 110. Тема: Контрольный диктант по теме «Слова, обозначающие действия предметов» 254
Урок 111. Тема: Работа над ошибками 255
Урок 112. Тема: Слова, которые обозначают признаки (качества) предметов 255
Урок 113. Тема: Определение предметов по цвету, вкусу и форме 258
Урок 114. Тема: Определение предметов по материалу, из которого они сделаны 261
Урок 115. Тема: Подбор названий признаков предметов по смыслу 263
Урок 116. Тема: Сравнение предметов по признакам 265
Урок 117. Тема: Подбор названия признаков предметов по смыслу. Дифференциация изученных орфограмм 266
Урок 118. Тема: Составление предложений по картинке и схеме 268
Урок 119. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок 270
Урок 120. Тема: Дополнение предложений словами-признаками 271
Урок 121. Тема: Проверочный диктант по теме «Слова, которые обозначают признаки предметов» 273
Урок 122. Тема: Работа над ошибками 274
Урок 123. Тема: Предлоги. Предлог как отдельное слово 275
Урок 124. Тема: Раздельное написание предлогов со словами 277
Урок 125. Тема: Выделение предлогов в тексте 280
Урок 126. Тема: Составление предложений по вопросам. Выделение предлогов 281
Урок 127. Тема: Подбор предлогов к словам 282
Урок 128. Тема: Дифференциация изученных орфограмм 284
Урок 129. Тема: Контрольный диктант за III четверть 286
Урок 130. Тема: Работа над ошибками 287
Урок 131. Тема: Предложение. Повторение 288
Урок 132. Тема: Дополнение предложений 289
Урок 133. Тема: Работа с деформированным предложением 290
Урок 134. Тема: Согласование слов в предложении 291
Урок 135. Тема: Определение порядка слов в предложении 292
Урок 136. Тема: Предложение как часть текста. Деление текста на предложения 295
Урок 137. Тема: Составление письменных ответов на вопросы текста 296
Урок 138. Тема: Составление предложений с употреблением формы винительного падежа 296
Урок 139. Тема: Слова, отвечающие на вопросы кого? что? 298
Урок 140. Тема: Составление предложений с употреблением формы родительного падежа 300
Урок 141. Тема: Слова, отвечающие на вопросы кого? чего? 301
Урок 142. Тема: Составление предложений с употреблением формы дательного падежа 302
Урок 143. Тема: Слова, отвечающие на вопросы кому? чему? 304
Урок 144. Тема: Составление и запись предложений по картинкам и данному образцу 305
Урок 145. Тема: Составление предложений с употреблением формы творительного падежа 306
Урок 146. Тема: Слова, отвечающие на вопросы кем? чем? 307
Урок 147. Тема: Составление предложений по картинкам, схемам и вопросам косвенных падежей 309
Урок 148. Тема: Составление предложений с употреблением формы предложного падежа 310
Урок 149. Тема: Слова, отвечающие на вопросы о ком? о чём? где? 312
Урок 150. Тема: Составление предложений по картинкам, схемам и вопросам 315
Урок 151. Тема: Составление письменных ответов на вопросы по тексту 317
Урок 152. Тема: Работа с деформированными предложениями 318
Урок 153. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок 319
Урок 154. Тема: Составление письменных ответов на вопросы 320
Урок 155. Тема: Контрольный диктант по теме «Предложение» 322
Урок 156. Тема: Работа над ошибками 323
Урок 157. Тема: Повторение. Предложение. Составление ответов на вопросы 324
Урок 158. Тема: Дифференциация изученных орфограмм 325
Урок 159. Тема: Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей 326
Урок 160. Тема: Расположение слов в алфавитном порядке 327
Урок 161. Тема: Выделение в предложении слов, отвечающих на вопросы кто? что? 328
Урок 162. Тема: Составление предложений по картинкам. Выделение слов-предметов и слов-действий 329
Урок 163. Тема: Подготовка к годовому контрольному диктанту 330
Урок 164. Тема: Годовой контрольный диктант 332
Урок 165. Тема: Работа над ошибками 333
Урок 166. Тема: Изменение слов по образцу. Слова, обозначающие названия предметов, действий и признаков 333
Урок 167. Тема: Составление и запись письменных ответов на вопросы 334
Урок 168. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок 336
Урок 169. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок и вопросов к ним 337
Урок 170. Тема: Правописание слов с непроверяемыми орфограммами 338
Литература 342
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом