Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы
Код | 5201 |
Авторы | Карандашев В. Н., Лисянская А. С., Крылова Т. А. |
Издательство | Учитель, 2013 |
Серия | ФГОС. Универсальные учебные действия |
ISBN | 978-5-7057-2844-2 |
Страниц | 319 |
УДК | 371 |
Штрихкод | 9785705728442 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 210 x 14 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 230 г |
Уроки носят развивающий характер: осваивая знания по психологии, школьники приобретают умения запоминать, логически мыслить, управлять своим вниманием и памятью. Задания и упражнения, предлагаемые на уроках, позволяют школьникам сразу же использовать полученные знания и умения в учебной работе. В увлекательной форме дети познают свои способности и развивают их, закрепляют и углубляют приобретенные умения и навыки запоминания, решения мыслительных задач, концентрации внимания Программа содержит интересные сюжетные упражнения, игры, практические задания. На уроках психологии в начальных классах предполагается освоение ряда практически полезных свойств познавательной деятельности, которые будут способствовать развитию общеучебных умений и навыков, навыков и приемов эффективного общения со сверстниками и взрослыми, что является одним из важных условий адаптации к обучению, как в первом классе, так и на этапе перехода в среднюю школу.
Учителя начальных классов, психологи найдут в этой книге обширный теоретический, практический материал для своих уроков, факультативных занятий по психологии.
Подробное описание
Введение
Учебно-методическое пособие подготовлено доктором психологических наук, профессором В. Н. Карандашевым и преподавателем психологии в начальных классах А. С. Лисянской, которая в течение двенадцати лет успешно вела уроки психологии в начальной школе, под научным редактированием Т. А. Крыловой, кандидата психологических наук, заведующей кабинетом практической психологии и социальной работы АОУ ДПО «Вологодский институт развития образования». предназначено для учителей и психологов, работающих с младшими школьниками. Материал может использоваться в преподавании психологии как отдельного предмета или блоками психологических знаний при введении в рамки других предметов. В пособии описаны основные принципы и методы преподавания психологии в школе, характеризуется специфика обучения психологии младших школьников.
Кто может преподавать психологию в начальной школе: школьный психолог или учитель начальных классов? Самое главное, чтобы учитель психологии был квалифицированным специалистом. Если преподает психологию школьный психолог, он должен быть педагогически грамотным. Если преподает учитель начальной школы, он должен быть достаточно компетентным в области психологии.
Преподавание психологии может быть также составной частью уроков по другим предметам. Учитель может использовать элементы психологических занятий на уроках по математике, естествознанию, обществознанию, родному и иностранному языку.
Таким образом, предлагаемое пособие может быть полезно как для практических психологов, так и для учителей начальных классов.
Повышение психологической культуры школьников является основной целью преподавания психологии в школе. При изучении психологии в школе могут ставиться следующие задачи:
– дать учащимся систему психологических знаний для формирования их мировоззрения;
– помочь учащимся в познании других людей, в самопознании, в саморазвитии;
– ориентировать учащихся на профессию психолога.
При решении этих задач, при выборе методов и приемов обучения психологии используются основные дидактические принципы.
Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии; его соблюдение при обучении психологии означает, что преподаваемые знания должны быть научно обоснованы.
Принцип систематичности предполагает, что учебный материал дается в определенной последовательности. При этом показывается взаимосвязь разных психологических понятий и закономерностей друг с другом. Для этого учебная программа должна строиться в соответствии с определенной логикой.
Принцип доступности заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения возрастным особенностям обучающихся, а также уровню их развития. Опыт ясной и понятной формулировки психологических знаний для категории учащихся 1–4 классов предлагается в пособии.
Принцип наглядности заключается в использовании образов при обучении. Важнейшее значение имеют зрительные образы. Во-первых, зрительный анализатор у значительной части учащихся является ведущим. А во-вторых, зрительное представление информации более емкое и потому обеспечивает лучшее понимание знаний. Безусловно, использование образов других модальностей (слуховой, тактильной, кинестетической) также может повысить эффективность обучения.
Принцип активности в обучении заключается в том, что эффективное усвоение знаний учащимися происходит только тогда, когда они проявляют самостоятельную активность в учении. Реализация этого принципа может достигаться за счет: а) формирования потребности учащихся в психологических знаниях; б) диалогической формы обучения; в) проблемного подхода в обучении; г) широкого использования практических методов обучения (в виде учебных экспериментов, тестов, психологических тренингов).
Принцип связи учебного материала с жизнью в школьном преподавании психологии заключается в том, что психологические понятия и закономерности должны поясняться и иллюстрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реальной жизни, с которой сталкиваются ученики. Важно, чтобы они видели практическую применимость и пользу психологических знаний в повседневной жизни.
Обучение психологии должно носить развивающий характер. У уроков психологии есть особая миссия. В итоге курса психологии в школе главную ценность представляет лучшее понимание учащимися внутреннего мира других людей и себя: усвоение психологических средств самопознания и саморазвития, совершенствование своей познавательной деятельности, успешное и гармоничное развитие отношений с другими людьми, а также лучшее понимание себя как личности.
В настоящее время существуют две основные формы проведения уроков психологии в школе: научно ориентированная и личностно ориентированная. В первом случае психология преподается в парадигме учебного предмета как области научного знания (как большинство традиционных школьных предметов). Во втором случае психология изучается в парадигме психологических тренингов личностного развития.
При всем разнообразии целей, которые ставят авторы, программы уроков психологии различаются по главной целевой установке: на изучение психологии как научной дисциплины или на развитие личности учащегося средствами практической психологии. Обобщенно эти две тенденции обозначили как предметно ориентированный и личностно ориентированный подходы к обучению психологии.
В предметно ориентированном подходе психология выступает как предмет обучения и изучения. Этот предмет имеет программу, определяющую перечень знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся при его изучении. Содержание программы составляют научно-психологические знания академического и прикладного характера, а также умения их практического использования. Уроки проводятся преимущественно в парадигме учебного предмета как объекта изучения и используют традиционные и инновационные учебные методы. Развивающий аспект таких уроков поощряется, как и на других школьных предметах.
В личностно ориентированном подходе уроки психологии выступают как система занятий, направленных на адаптацию и развитие учащихся. Формирование практических психологических умений, направленных на успешную адаптацию к жизни и социальной среде, на личностное самопонимание и развитие учащихся, составляет основной акцент такой программы. Изучаются только те темы, которые представляют непосредственный практический интерес. Уроки проводятся в парадигме психологических тренингов. Они выступают как психологическое сопровождение естественного развития школьников.
Уроки предметно ориентированного и личностно ориентированного типов различаются по целям и задачам. Но и те и другие имеют ценность для расширения психологического образования и повышения психологической культуры школьников и могут использоваться в системе учебно-воспитательной работы школы: уроки предметно ориентированного типа в качестве занятий в учебное время, уроки личностно ориентированного типа в качестве внеклассных занятий. Таким образом, расширятся обучающие и развивающие возможности психологии.
Развивают ли личность предметно ориентированные уроки психологии? Безусловно, да. Знания всегда развивают, особенно, если они личностно значимы и имеют прикладной характер. Но основной ориентир таких уроков – это усвоение знаний и умений, связанных с предметом. Дают ли личностно ориентированные уроки психологии знания? Безусловно, да. Но они все же, прежде всего, ориентированы на решение личностных проблем адаптации или/и развития учащихся. Возможны ли программы, сочетающие предметно ориентированный и личностно ориентированный подходы? Порой даже желательно такое сочетание, которое образует предметно-личностно ориентированный подход.
В программах предметно ориентированного типа уроки предполагают изучение психологии как научно-практической области знания. Поэтому содержание программы составляют психологические знания, а также умения их практического использования. Эти знания и умения предполагают поурочное планирование и изучение определенного учебного материала (знаний и умений) на каждом уроке. Основные методы обучения: рассказ, обсуждение, решение проблемных ситуаций, практические упражнения – и многие другие методы, используемые на других уроках. Усвоение знаний и умений, перечисленных в программе, оценивается, ставятся отметки.
В программах личностно ориентированного типа уроки психологии выступают как система занятий, направленных на развитие учащихся. Поэтому задача обучения научно-психологическим знаниям непосредственно не ставится. Программа задает некоторые общие перспективы и ориентиры занятий. Строгое поурочное планирование затруднено, поскольку виды активности на занятии в значительной степени ориентированы на интересы учащихся, стадию их развития, на которой они в данный момент находятся, а также ситуацию, которая складывается в группе на данный момент. Учитель должен уметь пользоваться благоприятными ситуациями, которые складываются в те или иные моменты уроков, и использовать их для достижения развивающего эффекта. Поэтому, хотя содержание урока и планируется, оно может быть изменено. На занятиях используются практические методы обучения: обсуждение, практические упражнения, игры и другие тренинговые виды деятельности. Психологический тренинг – распространенная форма проведения таких уроков. Оценка и отметка не используются, поскольку задача усвоения определенных знаний и умений не ставится. Развивающий аспект на таких уроках является центральным, а объективная оценка уровня развития чрезвычайно затруднена.
Обучение психологическим знаниям и умениям, психологическое просвещение, повышение психологической культуры школьников могут осуществляться в разных формах образовательной деятельности школы:
– уроки психологии предметно ориентированного типа;
– уроки по другим школьным предметам;
– уроки или внеклассные занятия предметно-личностно ориентированного типа;
– внеклассные занятия личностно ориентированного типа.
Главной целью изучения психологии младшими школьниками является знакомство с элементарными психологическими понятиями и закономерностями и использование их в дальнейшем для целенаправленного интеллектуального и личностного развития детей.
Основными задачами изучения психологии младшими школьниками являются следующие:
– первоначальное знакомство с миром психических явлений для формирования мировоззрения учащихся;
– изучение ощущений и восприятия и развитие соответствующих способностей;
– изучение вопросов внимания, методов и упражнений для его развития;
– изучение памяти, методов и упражнений для ее развития;
– изучение пространственных и временных представлений, методов и упражнений для их развития;
– изучение воображения, методов и упражнений для его развития;
– изучение образного и абстрактного мышления, методов и упражнений для их развития;
– изучение эмоциональных явлений на уроках психологии, упражнений на понимание своих эмоций и чувств, а также чувств и состояний других людей;
– изучение проблем общения на уроках психологии, упражнений речевого и неречевого общения.
Принципы обучения психологии младших школьников:
1. Конкретность и образность в обучении психологии – является отражением возрастных особенностей интеллектуального развития ребенка младшего школьного возраста. Психические явления должны рассматриваться на материале конкретных учебных, индивидуальных и социальных ситуаций, с которыми встречается ребенок в повседневной жизни, или простейших психологических опытов. Следование принципу образности может достигаться за счет широкого использования сравнений и метафор для объяснения психических явлений.
2. Закрепление всего изучаемого материала на практических заданиях.
Круг психологических знаний и умений, которые должны быть усвоены детьми, небольшой, но все они должны закрепляться на практике и стать важнейшей основой их успешного обучения и психического развития. В связи с этим в курсе психологии предусматривается большое количество практических заданий, дидактических игр и упражнений. Их цель, с одной стороны, наглядно-действенное усвоение психологических знаний, а с другой – получение непосредственного опыта их применения для решения практических задач.
3. Систематичность в повторении основных психологических понятий и закономерностей.
В соответствии с этим принципом целесообразно не вводить большое количество понятий, но основные из них должны систематически повторяться, закрепляться и изучаться каждый последующий раз в новых аспектах. Например, темы «память», «мышление» изучаются в 1, во 2 и 3 классах, но предметом изучения и развития становятся разные их виды, свойства.
4. Ориентированность преподавания на практические цели познания других людей, самопознание и саморазвитие.
Несмотря на общее мировоззренческое значение уроков психологии, главной остается практическая ориентация. Изучаемый материал и практические задания способствуют лучшему пониманию младшими школьниками других людей: их психологических особенностей, эмоциональных состояний, помогают детям в практическом усвоении закономерностей восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и их использовании для развития своих интеллектуальных способностей. Изучение эмоциональных состояний направлено на правильное понимание себя и других, на овладение способами саморегуляции.
5. Межпредметные связи при изучении психологии в начальной школе.
Усвоение психологических знаний младшими школьниками должно быть тесно связано с изучением ими других учебных предметов. Связи могут проявляться, с одной стороны, в том, что усвоение знаний и умений по этим предметам может быть более успешным на основе знания психологических закономерностей памяти, мышления, внимания. С другой стороны, практическое усвоение этих закономерностей, умений владения своими познавательными процессами должно закрепляться на материале повседневной учебной деятельности.
6. Широкое использование игровых форм и методов.
Формирование учебной деятельности младших школьников происходит в значительной степени на основе игровой. Игра долго остается очень привлекательной для них, поскольку произвольное внимание младших школьников слабое и это не позволяет им длительное время удерживать его на учебной деятельности. Все это убеждает учителей широко использовать игры или игровые задания.
Содержание
Введение 3
Рекомендации по отбору содержания уроков психологии 11
Тематическое планирование уроков психологии 21
Конспекты уроков психологии 33
1-й год обучения 33
2-й год обучения 120
3-й год обучения 207
4-й год обучения 286
Литература 315
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом