Актуальные проблемы воспитания детей и подростков девиантного поведения

Снято с продажи
Код 10516
Издательство УЦ "Перспектива", 2011
ISBN 978-5-98594-277-4
Страниц 52
Штрихкод 9785985942774
Размеры (Ш x В x Т) 135 x 200 x 4 (мм)
Вес 70 г
В данном пособии рассматриваются актуальные проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков. Теоретический анализ проблемы сочетается с практическими рекомендациями автора, имеющей опыт работы директором первой в Москве специальной школы (открытого типа) для детей девиантного поведения.
Методическое пособие будет интересно и полезно широкому кругу педагогических работников, организующих воспитательный процесс в образовательном учреждении: заместителям директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классным руководителям, методистам, слушателям курсов повышения квалификации, преподавателям, психологам.

Подробное описание

Введение

Дети начала ХХТ века попали в уникальную по своей сложно­сти социально-психологическую ситуацию, в своеобразную ис­торическую яму, когда в одночасье изменился государственный строй, идеологические ориентиры, жизненные ценности, нрав­ственные нормы, оценка исторических факторов, событий, имен, явлений культуры. Это не могло не отразиться на них. Наиболее чувствительными к социальным и психологическим стрессам ока­зались подростки. Сегодня наблюдается резкий рост конфликт­ных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подрос­тков. В особенностях трудновоспитуемости их кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонару­шений, преступности.

Анализ причины неудач проводимых в образовании реформ по­зволяет ученым сделать вывод об «исчерпаемости» традиционного подхода в обосновании теоретико-методологических основ воспи­тания и развития личности. Выход на новые теоретические рубежи обусловливает необходимость разработки новой технологии обосно­вания процесса воспитания, вообще, и воспитания детей с девиантным поведением, в частности.

Обращение к философской литературе по проблемам кризиса ценностей общества и технократического мышления помогает по­нять глубину мировоззренческих основ воспитания и развития че­ловека, осознать объективную необходимость поиска адекватных методологических подходов, лежащих в контексте гуманистичес­ки-ориентированного процесса профилактики и преодоления де­виантного поведения подростков. Для определения такой методо­логической основы мы воспользовались следующими подходами к анализу философской литературы: цивилизационным, эволюцион­ным, синергетическим и аксиологическим.

Утверждение идеи самоценности человека имеет прямое отно­шение к теории и практике воспитания, а тем более перевоспитания девиантных детей. Признание уникальности конкретного подро­стка с девиантным поведением приводит сегодня к перестройке всей системы воспитательной работы с такими детьми. Во-пер­вых, идея самоценности человека формирует у педагога установ­ку перехода от воспитания всех к воспитанию каждого. Во-вто­рых, идея самоценности подростка с девиантным поведением — это идея обеспечения подростку его достойного существования, предоставления ему определенных прав и свобод. В-третьих, та­кой подросток никогда не должен быть средством достижения мнимых иллюзорных воспитательных «достижений, отраженных в отчетах, он всегда — цель!».

Девиантное (отклоняющееся) поведение — это поведение, ко­торое не соответствует общепринятым или официально установ­ленным социальным нормам. Среди современных детей и подрос­тков девиантного поведения нет здоровых детей. Кроме того они характеризуется высокой степенью агрессивности и ослабленным психологическим здоровьем, которое повышает риск развития социально-обусловленных заболеваний, таких как наркомания, алкоголизм, табакокурение, игровая и Интернет-зависимость, сете­вой маркетинг. Снизился возраст детей, совершающих противо­правные деяния и склонных к различным новым формам аддикций (сексуальная, религиозная, зависимость от рискованных видов спорта). Большинство трудных подростков причисляют себя к не­формальным молодежным объединениям антиобщественной, в том числе профашистской направленности. Подросток-девиантХХI века зачастую приобретает девичье лицо. Хотя поданным ГУВД по городу Москве за 1 полугодие 2010 года наблюдается снижение правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, спе­циалистами отмечается изменение качественной картины состоя­ния детской преступности. С 9 до 29 увеличилось количество убийств и побоев, совершенными несовершеннолетними или при их участии. Доля преступлений, связанных с незаконным оборо­том наркотических и сильнодействующих веществ, от общего чис­ла совершенных подростками преступлений также возросла. Это подтверждает нарастающую агрессивность в обществе, и. в част­ности среди подростков.

Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления лич­ности. Этот возраст характеризуется наличием самых разнообраз­ных психологических проблем и трудностей, которые чаще всего вытесняются в связи со страхом осознания.

Родители, являясь самыми главными людьми в жизни своих детей, напрямую способствуют формированию тех или иных черт характера, свойств личности, способностей. Дети, реагируя на прямые и невысказанные требования и ожидания родителей, ста­раются быть как можно лучше, удовлетворяя эти требования. Од­нако родители далеко не всегда осознают, какие их личностные черты и свойства влияют на развитие ребенка, на формирование его как личности, на формирование тех или иных паттернов по­ведения.

Тревожным симптомом является рост числа подростков с девиантным поведением, проявляющемся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных и аутодеструктивных дей­ствиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях и т. д. Наша задача — изучить причины возникновения такого феноме­на как девиантное поведение для того, чтобы выработать наиболее эффективные методы помощи проблемным детям, восстановления взаимопонимания в их семьях, что в свою очередь является важным фактором успешного перехода ребенка от подросткового возраста к юношескому.

Содержание

Введение    3

Глава I.

Теоретико-методологический анализ девиантного поведения в отечественной и зарубежной литературе    6

Отечественная педагогика и психология о причинах возникновения и формирования девиантного поведения    6

Девиантное поведение с точки зрения ортодоксального психоанализа    12

Эго-психология о девиантном поведении    14

Девиантное поведение с точки зрения индивидуальной психологии    19

Взгляд на формирование девиантного поведения с точки зрения теории объектных отношений    23

Причины возникновения отклоняющегося поведения    30

Роль родителей в возникновении и формировании девиантного поведения подростков    32

Глава 2.

Педагогическое и социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение    37

Профилактика отклоняющегося поведения    37

Стратегии педагогического и социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения    41

Делинквентное поведение    42

Аддиктивное поведение    43

Суицидальное поведение    48

Список использованной литературы    50

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос