Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение
Код | 3458 |
Авторы-составители | Карлина Р. П. |
Издательство | Учитель, 2016 |
Серия | Для образовательных учреждений VII-VIII видов |
ISBN | 978-5-7057-2842-8, 978-5-7057-3349-1 |
Страниц | 311 |
УДК | 376 |
Штрихкод | 9785705728428, 9785705733491 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 210 x 13 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 247 г |
В пособии предлагается опыт комплексного системного подхода к построению воспитательной работы в специальном (коррекционном) учреждении в соответствии с ФГОС образования обучающихся с ОВЗ. Представленный материал содержит концепцию и программу развития и воспитания обучающихся, планирование и методическое сопровождение воспитательного процесса, диагностические материалы, проекты воспитательных коррекционно-развивающих программ с конспектами занятий, модель создания органа ученического самоуправления.
Предназначено директорам, заместителям директора по воспитательной работе, руководителям методической службы, может быть полезно специалистам в области коррекционного образования и дефектологии, педагогам-воспитателям специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Коррекционно-воспитательная деятельность в образовательных организациях – составная часть единого образовательного пространства, она должна обладать определенным «рабочим полем», иметь определенную структуру и направления (векторы) воздействия, складывающиеся из следующих элементов (блоков):
I блок – нормализация и обогащение отношений с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом, через психокоррекционные приемы, средства, методы работы;
II блок – корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными), поскольку они являются не компонентным элементом, а окружающей сферой;
III блок – социально-бытовая ориентация и профессионально-трудовая подготовка посредством развивающих занятий;
IV блок – компенсация пробелов и недостатков в духовном мире, усиление деятельности в той области, в которой ребенок может добиться хороших результатов (компенсация в области спорта, техники, музыки) посредством разработки и апробации авторских программ дополнительного образования.
Таким образом, коррекционно-педагогическая деятельность – планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс с включением диагностико-коррекционной, коррекционно-развивающей, коррекционно-профилактической, воспита-тельно-коррекционной, коррекционно-обучающей, психокоррекционной деятельности, реализуемый с группами детей, имеющих различные отклонения в развитии и девиации в поведении, и направленный на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения, создающий необходимые условия для ее формирования и развития, способствующий полноценной интеграции в социум.
Социализация ребенка с ограниченными возможностями – конечная цель всей работы педагогического коллектива специального (коррекционного) учреждения, поэтому заметное место на пересечении составляющих образовательно-воспитательного процесса занимает социально-реабилитационная работа. Основными социальными целями являются: становление и разностороннее развитие личности воспитанника; его социально-трудовая реабилитация, компенсация дефекта; усвоение им социального опыта человечества в доступной форме. Одним словом, вся система воспитательной коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества, который наравне со всеми людьми может включиться в полноценную общественную жизнь и приносить пользу обществу.
В пособии представлен опыт работы педагогического коллектива государственного образовательного учреждения специальной (коррекционной) школы-интерната № 5 VIII вида г. Ельца Липецкой области.
Материал раскрывает содержание воспитательной работы с точки зрения комплексного системного подхода в соответствии с ФГОС образования обучающихся с ОВЗ и рассматривается как институт социального воспитания; логически структурирован на основе приоритетных направлений и аспектов воспитания детей с ограниченными образовательными потребностями.
В содержании первого раздела представлены концепция воспитательной работы и программа специального (коррекционного) образовательного развития, включающие следующие компоненты: структуру управления воспитательным процессом, организационные мероприятия, приоритетные направления воспитательного процесса, условия коррекционно-развивающего пространства для формирования социально интегрированной личности, паспорт программы, анализ выполнения программы, условия и мероприятия по развитию непрерывного профессионального образования педагогов.
Второй раздел раскрывает технологию планирования воспитательного процесса, представляющего собой скоординированность действий заместителя директора по воспитательной работе и педагогов-воспитателей: примерное планирование работы заместителя директора по воспитательной работе, циклограмма внутришкольного контроля воспитательного процесса, тематика инструктивно-методических совещаний, перспективно-темати-ческие планы воспитательной работы с детьми младшего, среднего и старшего звена.
Раздел методического сопровождения обеспечивает организацию и планирование деятельности методической службы, методического объединения воспитателей и творческой группы педагогов-новаторов, рекомендует формы проведения мониторинга качества воспитательной работы.
Диагностический блок включает диагностические материалы, в которых изложены критерии и методика исследования уровня воспитанности детей, представлен образец формы дневника педагогических наблюдений.
Особое место в пособии занимают практические материалы: проекты воспитательных коррекционно-развивающих программ с конспектами занятий, разработки коллективных творческих дел.
Предназначено директорам и заместителям директора по воспитательной работе, руководителям методической службы, может быть полезно специалистам в области дефектологии, педагогам-воспитателям коррекционных образовательных учреждений всех видов.
Содержание
Введение 3
Р. П. Карлина, Т. А. Иванова, Л. В. Бурлакова, В. Н. Карлин
Концепция воспитательной работы
Создание условий коррекционно-развивающего пространства для формирования социально интегрированной личности 6
Коррекционно-развивающее пространство 11
Условия коррекционно-развивающего пространства 12
Приоритетные направления воспитательного процесса 17
Проект «Формирование здоровьесберегающего воспитательного пространства» (7–8 классы) 20
Паспорт программы 25
Анализ выполнения программы 26
Условия коррекционно-развивающего пространства для формирования социально интегрированной личности 28
Организационные мероприятия по созданию системы воспитательной работы 33
Профессиональное образование педагогов 38
Планирование воспитательного процесса
Рекомендации по планированию 42
План работы заместителя директора по воспитательной работе на ____ – ____ уч. год 45
План внутришкольного контроля воспитательного процесса на ______ уч. год 49
Схема анализа воспитательной работы в группе 52
Анализ занятия 54
Режим дня воспитанников (1–4 классы) 58
Режим дня воспитанников (5–9 классы) 60
Отчет о работе воспитателя за год 61
Тематика инструктивно-методических совещаний на ____ – ____ уч. год 62
Перспективно-тематический план коррекционно-развивающих занятий на ___ – ___ уч. год (младшая возрастная группа) 64
Перспективно-тематический план коррекционно-развивающих занятий на ___ – ___ уч. год (средняя возрастная группа) 75
Перспективно-тематический план коррекционно-развивающих занятий на ____ – ____ уч. год (старшая возрастная группа) 91
Разработки занятий
Тема: Хороший ли я друг? 99
Тема: Беспорядок. Волнует ли он меня? 103
Тема: Кто я: хозяин или квартирант? 105
Тема: Уборка квартиры – это удовольствие или тяжкий труд? 106
Методическое сопровождение воспитательного процесса
Организация работы методической службы 108
Мониторинг качества воспитательной работы 109
Рекомендации по самосовершенствованию воспитателя 113
Рекомендации по планированию методического объединения (МО) воспитателей 117
План работы МО воспитателей на ____ – ____ уч. год 120
Организация работы творческой группы воспитателей 126
План работы творческой группы воспитателей на ____ – ____ уч. год 127
Диагностика как компонент воспитательного процесса (диагностические материалы)
Критерии уровня воспитанности детей с особыми образовательными возможностями в развитии (10, 13, 16 лет) 128
Методика исследования уровня воспитанности детей 133
Дневник педагогических наблюдений за воспитанником 155
Воспитательные коррекционно-развивающие программы
Т. А. Иванова, Л. В. Бурлакова
Проект «До 16 и старше…» (7–9 классы) 162
Разработки занятий
Тема: Чему я должен научиться в этом году 177
Тема: Я еще ребенок или уже взрослый? 178
Тема: Подросток и мода 179
Тема: Сочувствие и жестокость 180
Тема: Мое, чужое, общее 184
Тема: Мы выбираем 187
Тема: Нас выбирают 188
Тема: Обсуждаем, но не осуждаем 190
Тема: Незнакомый Я 191
Тема: Кривое зеркало 193
Тема: Хочу поделиться 194
Перспективно-тематический план курса «Я – подросток» (8 класс) 198
Разработки занятий
Тема: «Гражданка» агрессия 205
Тема: Думаю, знаю, но не скажу 207
Тема: Что, когда и как сказать 209
Тема: Что написано пером… 212
Тема: Подчиниться или не согласиться? 216
Тема: Искусство спора 218
Тема: Причины и виды конфликтов 220
Тема: Твоя – моя проблема 223
Тема: Человек в обществе 224
Тема: Ты и я – мы одной крови 226
Тема: Понять и принять 228
Тема: Ты в моей судьбе 230
Тема: Я – в радости 231
Перспективно-тематический план курса «Модель выпускника» (9 класс) 234
Разработки занятий
Тема: Субординация 242
Тема: Твое рабочее место 243
Тема: Служебные обязанности и их исполнение 245
Тема: Вызов «скорой помощи». Посещение поликлиники 247
Тема: Лечение и самолечение 249
Тема: Устраиваюсь на работу 251
Тема: Молодежные организации 255
Тема: Производственные отношения 258
Тема: Лидеры и я 260
Тема: Бюджет – это… 261
Тема: Виды предприятий, предоставляющих работу 263
Р. П. Карлина, Т. А. Иванова, Л. В. Бурлакова
Проект «Гармонизация развития детей на основе нравственных ценностей» (7–8 классы) 265
Разработки занятий
Тема: Поделись с другим 275
Тема: Знакомый, приятель, товарищ, друг 277
Тема: Подари улыбку другу 278
Тема: Капитан, рулевой, команда 280
Тема: Я – ты – вы-общение 282
Тема: Я, ты, мы 285
Тема: Хочу быть стройным 287
Тема: Как ухаживать за своим лицом 288
Тема: Я и мои эмоции (умение слушать другого человека) 289
Тема: Умение сказать «нет» 292
Тема: Последствия курения. Отказ от предложения закурить 293
Тема: Стресс. Способы его снятия 295
Тема: Почему есть пьющие и непьющие люди 298
Тема: Сказка про алкоголь 300
Тема: Неправильное представление о пользе курения 302
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом