Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе
Код | 4450 |
Авторы-составители | Машкова С. В. и др. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | В помощь педагогу ДОО |
ISBN | 978-5-7057-3105-3, 978-5-7057-2843-5, 978-5-7057-3919-6 |
Страниц | 185 |
УДК | 372.3/.4 |
Штрихкод | 9785705731053, 9785705739196 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 8 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 129 г |
и форм с элементами занимательности, игры, исследования, сравнения, описания позволит педагогам развивать у дошкольников наблюдательность, инициативу и самостоятельность, навыки экспериментирования в самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности, а также совместной с педагогом и сверстниками.
Предназначено заместителям заведующих по УВР, воспитателям, методистам, педагогам-экологам и педагогам дополнительного образования ДОО, специалистам детских домов и домов ребенка; полезно родителям и гувернанткам.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
И только Россия еще способна сегодня потрясти богатством своего
природного наследия. Сберечь эту удивительную природу – вот шанс
выжить будущим поколениям.
Принц Филипп, почетный президент Всемирного фонда дикой природы
Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования ХХI века.
Пособие «Познавательно-исследовательские занятия с деть-ми 5–7 лет на экологической тропе» позволит педагогам познакомиться с практическим опытом по реализации идей освоения детьми образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», основанных на интегративном принципе и являющихся обязательными в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработанной с учётом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или в иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.
Главная цель предлагаемого методического пособия – осуществление экологического развития детей путем реализации системы практико-ориентированной экскурсионной деятельности на экологической тропе, являющейся ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины окружающего мира.
Основные задачи следующие:
- Формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам (от уровня созерцания до деятельностного, созидательного);
- Развитие устойчивого интереса детей к природе, ее неживым и живым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы;
3. Формирование системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения (т. е. формирование основ экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе);
4. Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ответственно ухаживать за растениями и животными, желания наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.
Содержание представленной системы работы с детьми в условиях экологической тропы разработано на основе экологической этики как концепции моральных отношений человека с природой, на восприятии природы как морального партнера (субъекта), признании равноправия и равноценности любого природного существа, а также ограничении прав и потребностей человека. С позиций экологической этики человек должен осознавать все ценности природы (экономическую, эстетическую, духовную, научную, рекреационную и др.), наивысшей из которых является внутренняя, самостоятельная ценность природы, вне отношений с человеком. Такой подход к содержанию экологического образования делает педагогическую деятельность более эффективной и целесообразной в аспекте формирования основ экологической культуры у детей, умений экологически сообразных действий в окружающей природе.
Система занятий на экологической тропе составлена в соответствии с требованиями образовательного компонента по экологическому образованию в рамках реализации примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (авторский коллектив Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.). Содержательную сторону предложенной системы работы отражают концептуальные положения программы экологического образования детей «Мы» (Азбука экологии) Н. Н. Кондратьевой, рекомендованная Министерством образования и науки РФ для дошкольных образовательных организаций, работающих по программе «Детство», с учетом преемственности экологического образования дошкольников и младших школьников и личного опыта детей, приобретенного в результате многочисленных бытовых контактов с окружающей природой.
В пособии представлен опыт работы педагогического коллектива ДОУ – начальной школы-детского сада № 3 Волгограда – по экологическому образованию дошкольников, апробированный на протяжении многих лет в рамках организованной экспериментальной деятельности. Дошкольное учреждение является городской экспериментальной педагогической площадкой по теме «Формирование экологически сообразного поведения дошкольников и младших школьников» (научный руководитель С. В. Машкова, кандидат педагогических наук, доцент ВГПУ).
Для каждой возрастной группы детей разработано и реализуется определенное содержание экологического образования как части целостной программы работы на экологической тропе. Занятия на тропе проходят круглогодично, в соответствии с принципом сезонности, продолжительность экскурсий-путешествий в зависимости от возрастных особенностей детей составляет 15–30 минут. Объекты экологической тропы – распространенные и неприхотливые виды растений и животных, предметы неживой природы, поэтому каждый заинтересованный педагог, используя пособие, сможет организовать экологическую работу на высоком научно-методическом уровне.
В процессе работы на тропе используются: ролевые и имитационные экологические игры, систематические фенологические наблюдения за неживой природой и жителями экологической тропы, экологические опыты, экологические практикумы, ситуации эстетического восприятия природы, продуктивная и художественная деятельность и т. д.
Во время совместной деятельности педагога с детьми акцент делается на организацию практической деятельности на экологической тропе. На экскурсиях проводятся систематические наблюдения под руководством взрослых и отрабатываются у детей умения экологически грамотных действий в природе.
Воспитатели в группах с учетом возраста дошкольников организуют исследовательскую деятельность, что вызывает особый интерес у дошкольников. Эффективной организации работы с детьми на экологической тропе способствует прием использования сказочных героев (хозяин тропы – Дядюшка Ау, Незнайка, Пес Барбос, Почтальон Печкин). Игровой персонаж Дядюшка Ау – лучший друг и помощник ребят в решении экологических проблем.
В своей работе авторы учитывают не только возрастные, но и индивидуальные особенности воспитанников, создают оптимальные условия для развития у детей творческой деятельности с экологической направленностью.
Педагоги создают на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организуют диалогическое общение с детьми и с природой.
В соответствии с таким подходом содержание экологической работы на тропе реализуется созданием различных проблемных образовательных ситуаций: эмпатийных (во взаимоотношениях с природой), оценочно-прогнозированных (например, последствий поведения), оценочно-выборочных (например, свободного выбора поступка по отношению к природе).
Пособие предназначено педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также может быть рекомендовано для широкого использования в учреждениях дополнительного образования детей дошкольного возраста, в работе природных парков. Его содержание носит вариативный характер и предусматривает творческий подход в осуществлении эколого-педагогической деятельности с учетом опыта и интересов педагога, поэтому предложенные конспекты занятий являются примерными.
В пособии предлагается алгоритм создания экологической тропы в условиях города как важнейшего средства реализации экологического образования на современном уровне, включающий целостный комплекс средств практической реализации работы педагога на ней.
Содержание
Введение 3
Рекомендации по составлению экологического паспорта дошкольного учреждения 8
Информационное содержание экологической тропы ДОУ 20
Экскурсионно-практические занятия с детьми 5–7 лет на экологической тропе 28
ОСЕНЬ
Тема: Красивая полянка (на станции «Цветочная мозаика») 28
Тема: Сбор семян зарянки (на станции «Цветочная мозаика») 32
Тема: Муравьиная семья (на станции «Муравейник») 36
Тема: Золотой клён (на станции «Парк») 39
Тема: Ловкая ворона (на станции «Птицы») 43
Тема: Осенью в парке (на станции «Парк») 46
Тема: Знакомство с деревом-долгожителем (на станции «Мудрое дерево») 51
Тема: Мы – помощники (на станции «Мудрое дерево») 55
Тема: Экскурсия в осенний парк (на станции «Парк») 59
ЗИМА
Тема: Куда ушел снеговик (на станции «Мудрое дерево») 65
Тема: Знакомство с тополевой аллеей (на станции «Зелёные защитники») 70
Тема: Трудовой десант (на станции «Сад») 73
Тема: Кустарники зимой (на станциях «Парк», «Зеленые этажи») 76
Тема: Зимняя экскурсия в парк (на станции «Парк») 79
Тема: Зимняя прогулка к тополям (на станции «Зеленые защитники») 85
Тема: Экскурсия к старому пню (на станции «Старый пень») 90
ВЕСНА
Тема: Не забудем незабудки (на станции «Первоцветы») 95
Тема: Мать-и-мачеха (на станции «Первоцветы») 100
Тема: Посадка цветочной рассады (на станции «Многолетники») 105
Тема: Как снеговики весну искали (на станции «Живые этажи») 110
Тема: Бабочка-капустница (на станциях «Насекомые», «Цветочная мозаика») 115
Тема: Одуванчик золотой – солнышка сынок родной (на станции «Первоцветы») 119
Тема: Путешествие по экологической тропинке (на станции «Зеленая аптека») 124
ЛЕТО
Тема: Ветер – это хорошо или плохо? (на станции «Зеленые этажи») 139
Тема: Знакомство с полевой ромашкой (на станции «Зеленая аптека») 142
Тема: Старый пень (на станции «Старый пень») 146
Тема: На помощь к Дядюшке Ау (на станции «Кострище») 150
Комплексно-экскурсионные интегрированные занятия (экология и английский язык) 154
Станция «Живые (зеленые) этажи» 154
Станция «Декоративные многолетники» 158
Станция «Городской парк» 162
Станция «Мудрое дерево» 165
Станция «Дружный муравейник» 167
Станция «Цветочная мозаика» 170
Станция «Помощники-опылители» 172
Станция «Птичий домик» 174
Литература 179
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом