Формирование у младших школьников общего умения решать задачи: схемы анализа, рекомендации, фрагменты уроков

Есть на складе
149 руб.
-10%
134,10 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 5200
Авторы Калашникова Н. Г., Блинова Т. Г.
Издательство Учитель, 2023
Серия ФГОС. Универсальные учебные действия
ISBN 978-5-7057-2839-8, 978-5-7057-4553-1
Страниц 158
УДК 372
Штрихкод 9785705745531
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 7 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 110 г
В пособии представлена авторская методика формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Основу ее составляет деятельностный подход, при котором школьник учится понимать, совместно с учителем ставить
и формулировать собственную цель предстоящей деятельности, планировать и искать пути ее достижения, осуществлять контроль и оценку. Практические задания могут быть использованы при организации уроков математики, русского языка, окружающего мира в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начальной школы.
Кроме того, в пособии содержатся материалы для методической рефлексии, рекомендации по преодолению имеющихся проблем.
Предназначено учителям начальных классов, методистам, завучам, курирующим начальную школу; рекомендовано к использованию в системе повышения квалификации учителей начальных классов.

Подробное описание

Введение

В современном контексте общий подход к поиску способа решения задач становится общеучебным умением, то есть формируемым средствами разных предметов естественно-научного цикла. Учитель может помочь школьникам «увидеть» те задачи, которые решаются средствами русского языка на уроках информатики, технологии и других предметов естественно-научного цикла, а значит, учить использовать для поиска их решения те же приемы или их модификацию с учетом конкретного предмета.

Таким образом, овладение младшим школьником общим подходом к поиску способа решения разного вида задач как одним из общеучебных умений является одной из составляющих целей начального образования.

Что такое учебная задача?

«Учебная задача не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, и прежде всего, это не одно задание, а целая система. В результате решения системы заданий открываются и осваиваются наиболее общие способы решения относительно широкого круга вопросов в данной научной области» (Д. Б. Эльконин).

Задача выступает как учебная, если действия ученика направлены на нахождение общего способа решения целого класса задач. Если же целью является получение конкретного, частного результата, без специального выделения способа его достижения, то задача является практической. Станет ли практическая задача (или игровая ситуация, в форме которой часто предъявляется первокласснику задача) учебной именно для него, зависит от того, какие цели будут поставлены этим конкретным учеником.

В процессе специально организованной учителем деятельности по формированию умения решать задачи, описываемой в данном пособии, каждый ученик имеет возможность (на конец начальной школы):

а) Относительно текстовых задач научиться «видеть» задачные ситуации в окружающей жизни и формулировать вопросы к ним; представлять задачные ситуации в виде устного текста, рисунка, модели, схемы, математической записи; осуществлять переход от одной формы представления к другой; отличать текст задачи от других видов текста; выявлять структуру задачи; по условию подбирать, составлять вопросы, а по вопросу – условия; составлять задачи по определенной теме; представлять жизненную ситуацию, описанную в задаче; разбивать текст задачи на смысловые части и анализировать каждую часть; переформулировать текст задачи; строить модель, схему текста задачи; составлять план решения задачи; фиксировать решение задачи, проверять правильность ее решения; составлять задания по решенной задаче.

б) Относительно коммуникативных задач – научиться вести диалог; самостоятельно составлять рассказ (сказку, историю) на заданную тему по картине; по схеме обосновать логику своего изложения; формулировать вопрос на понимание, уточнение; высказывать собственное суждение, мнение; слушать и понимать другого; организовывать работу малых групп и быть их участником; воспроизводить изученное с учетом измененных условий.

в) Относительно информационных задач – научиться умению ориентироваться в книге; искать информацию в словарях, энциклопедиях, справочниках, каталогах; пользоваться изученной математической терминологией; владеть некоторыми приемами работы с информацией:

– отделять известное от неизвестного, главное от второстепенного, определять границы своего знания;

– формулировать познавательные вопросы и задания;

– фиксировать основное содержание учебного текста;

систематизировать результаты обработки информации (в виде схемы, таблицы, диаграммы, графа);

– оценивать информативную значимость текста, его частей;

– выражать собственное отношение к информации;

– формулировать собственные выводы;

– переконструировать содержание информации с конкретной целью.

г) Относительно текстовых арифметических задач научиться переводить условие реальной задачи на математический язык; решать простые задачи и составные в 2–3 действия, используя знание общих приемов работы над задачей (понимать смысл задачи, составлять план решения, записывать решение в разных формах, давать полный ответ на поставленный вопрос); проводить проверку правильности решения (различными способами); решать простейшие расчетные задачи с использованием полученных знаний.

Представленная методика – авторская. Она разработана сотрудниками лаборатории средств развивающего образования АКИПКРО (научный руководитель д пед. наук, профессор Н. Г. Калашникова), апробирована учителями начальных классов образовательных учреждений Алтайского края и получила их высокую оценку.

Кроме того, в пособии содержатся материалы, позволяющие учителю осуществить самоанализ педагогической деятельности по формированию у школьников умения решать задачи, выявить свои достижения и проблемы в этой области, получить рекомендации по преодолению имеющихся проблем.

Предлагаемые задания для учащихся могут быть использованы при организации не только уроков математики, но и русского языка, окружающего мира, что позволит обеспечить формирование общего видения задачи и подходов к ее решению.

Содержание

Введение    3

Что значит уметь решать задачи?    6

Cамоанализ педагогической деятельности по формированию у детей компетентности  в области общего подхода к решению задач    6

Что такое задача?    25

Что значит  текстовая математическая задача?    26

Роль математики в развитии у человека умения решать задачи    29

Как формировать у младших школьников умение решать задачи?    32

Для чего нужно учить школьников  решать задачи?    32

Что такое учебная задача?    34

Учебные задачи и цели школьников в процессе освоения общего умения  решать задачи    34

Что значит формировать у школьников умение решать задачи?    35

Методика формирования у младших школьников общего умения решать задачи    38

Задачи начального образования.    38

Содержание и организация освоения  в начальной школе общего умения решать задачи (на примере текстовых арифметических задач)    41

Как работать с задачными ситуациями?    42

Введение понятия «задача»    58

Организация освоения приемов работы над задачей    67

Простая задача    68

Обобщение приемов работы над задачей, построение и отработка способа    119

Составная задача    124

Педагогическая диагностика учебного умения школьника решать задачи  .    151

Литература    156

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос