Проекты в ДОО. Экологический образовательный проект "Солнечный круг" для детей 5-7 лет
Код | 4448б |
Авторы-составители | Иваничкина Т.А., Никитина И.А., Ускова О.Ю., Рыбина М.И., Корнеева С.Г., Косенкова Т.Л., Рябова С.Е., Бойцова Л.С., Дягилева А.В. |
Издательство | Учитель, 2023 |
Серия | ФГОС ДО: практика реализации. Инновационная деятельность |
ISBN | 978-5-7057-5257-7 |
Страниц | 69 |
УДК | 372.3/.4 |
Штрихкод | 9785705752577 |
Размеры (Ш x В x Т) | 197 x 285 x 3 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, скрепка |
Вес | 111 г |
Представленные проект "Солнечный круг", подпроекты и занятия в рамках реализации проектной деятельности способствуют многогранному развитию воспитанников - социальному, творческому, экологическому, игровому, познавательному, речевому, успешности каждого ребенка и позволяют достигать качественных результатов педагогической деятельности.
Предназначено воспитателям, специалистам и методистам ДОО; рекомендовано студентам педагогических учебных заведений.
Подробное описание
Введение
Мир, окружающий ребенка, – прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума…
В. А. Сухомлинский
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности. Задача воспитания такой личности стоит на всех ступенях образования. Уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Взрослые должны способствовать накоплению детьми опыта эмоционально-положительного отношения к природе в целом, учить любить природу, радоваться общению с ней.
Поэтому цель образовательного проекта «Солнечный круг» – создание предпосылок для изучения природного мира, формирования умения детей размышлять о причинах природных явлений, осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами.
На основе проведенной педагогической диагностики развития кругозора и познавательно-исследовательской деятельности детей в природе ДОО были выявлены следующие проблемы:
• Кругозор у детей ограничен, представления о природе бедны, рассказы о временах года однообразны, примитивны, ошибочны.
• Ребенок действует в природе необдуманно, совершает негативные поступки по отношению к живым существам, не реагирует на замечания сверстников и взрослых людей.
• Интерес к изучению природы поверхностный, неустойчивый.
• Не проявляет желания ухаживать за растениями и не умеет этого делать.
Актуальность проблемы определила основное направление работы педагогического коллектива – проектную деятельность по познавательному развитию дошкольников в направлении Ознакомление с миром природы (сезонные наблюдения)».
Спецификой метода является сотворчество детей и родителей, педагогов в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, игровая, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. Детская работа по проекту в полном объеме не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера. Опыт показал, что большинство родителей с удовольствием оказывают помощь детям в решении их проблем. В результате работа проходит эффективнее, плодотворнее, качественнее, расширяются границы общения детей и взрослых, которые сильно сужены в наш информационный век.
Проектная деятельность успешно объединяет возможности социализации и индивидуализации обучения, которые подчеркиваются в Стандарте. Дошкольники смогут прочувствовать, прожить индивидуализированную картину мира, приобщаясь к обществу и общественным знаниям; преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми.
Представления о природе являются содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: создание системы работы по познавательному развитию дошкольников в направлении «Ознакомление с миром природы (сезонные наблюдения, способствующие формированию экологического мышления и творческого воображения в процессе проектной деятельности детей)» на основе интеграции образовательных областей и комплексно-тематического планирования.
Задачи по образовательной области «Познавательное развитие»:
– учить обобщать и систематизировать представления о временах года через познавательно-исследовательскую деятельность;
– закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;
– продолжать учить исследовательской практике, формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
– формировать экологическое мышление.
Задачи по образовательной области «Речевое развитие»:
– приучать детей широко пользоваться словарным запасом, быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль ребенка;
– формировать умение придумывать несложные сказки и рассказы с использованием схем;
– способствовать развитию речетворчества и речевой самостоятельности ребенка.
Задачи формирования интереса и потребности в чтении детей 5–7 лет:
– пробуждать интерес к художественной и познавательной литературе;
– развивать умения и навыки внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, загадки, скороговорки;
– научить детей проявлять чуткость к художественному слову, вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, выразительно, с естественными интонациями читать стихотворения, участвовать в чтении текста по ролям в инсценировках.
Задачи по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:
– учить использовать в создании творческих работ разнообразные материалы и техники, различные способы создания изображения, соединять в одной работе различные материалы с целью создания выразительного образа;
– воспитывать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, лепке, аппликации, дополняя создаваемый образ интересными деталями;
– развивать и воспитывать самостоятельность, активность и творчество.
Задачи музыкального воспитания детей 5–7 лет:
– пробуждать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость, музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство;
– прививать исполнительскую культуру (выразительность, эмоциональность, умение слышать друг друга);
– развивать способности детей выразительно и ритмично двигаться и передавать пластические образы, используя разнообразные виды движений.
Задачи по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
– формировать потребность трудиться;
– воспитывать любовь к труду, приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы;
– воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремиться быть полезными окружающим, добиваться результатов.
Задачи безопасного поведения в природе детей 5–7 лет:
– формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе;
– знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира.
Задачи по образовательной области «Физическое развитие»:
– формировать начало личности, развивать индивидуальность, базис личной культуры;
– создать условия для активного отдыха детей в природе;
– обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости;
– расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур;
– расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и об их влиянии на здоровье.
Задачи по развитию игровой деятельности:
– побуждать детей широко и творчески использовать полученные знания в сюжетно-ролевых, дидактических играх, играх-драматизациях в повседневной жизни;
– совершенствовать стиль партнерских отношений.
В проекте использованы педагогические технологии: личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми, здоровьесберегающие, игровые, экологического воспитания, информационно-коммуникационные, проектной деятельности.
Таким образом, авторы пособия считают, что процесс становления ценностной ориентации, нравственного отношения ребенка к окружающей природе требует системного подхода, то есть организации проектной деятельности, которая ориентируют детей на успешное обучение в школе, удовлетворяет потребности детей и семьи в услугах ДОО и способствует развитию самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности, гуманно-ценностному отношению к природе.
Актуальность проблемы определила основное направление образовательного проекта, которое можно сформулировать как обучение, обобщение и систематизация представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста по образовательным областям, формирование экологически целесообразного поведения детей в природе через проектную деятельность.
Педагогическая диагностика развития кругозора и познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в природе на начало работы над проектом наглядно показывает актуальность проблемы.
Содержание
Введение 3
Педагогическая диагностика индивидуального развития дошкольников 6
Использование технологии проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе в результате внедрения образовательного проекта «Солнечный круг» 7
План работы над проектом 7
Паспорт проекта «Солнечный круг» 10
Содержание деятельности и этапы реализации проекта «Солнечный круг» 13
Системная паутина «Познавательное развитие дошкольников» 15
Подпроект «Времена года» 16
Занятие «Осень – чудная пора» (познавательное развитие дошкольников: направление «Ознакомление с миром природы (сезонные наблюдения)») 18
Занятие-викторина «Зимушка-зима» (познавательное развитие дошкольников: направление «Ознакомление с миром природы (сезонные наблюдения)») 20
Занятие «Весна». Игра «Солнечный круг» (познавательное развитие дошкольников: направление «Ознакомление с миром природы (сезонные наблюдения)») 24
Занятие «Лето красное» (познавательное развитие дошкольников: направление «Ознакомление с миром природы (сезонные наблюдения)») 26
Досуг «Солнечный круг» (познавательное развитие дошкольников: направление «Ознакомление с миром природы (сезонные наблюдения)») 29
Подпроект «Явления зимней природы в картинах русских художников» 38
Цикл наблюдений за зимними явлениями природы 42
Цикл бесед по рассматриванию картин русских художников-пейзажистов 46
Конспект НОД «Выставка картин» (приобщение к искусству, подготовительная группа) 49
Конспект НОД «Рассматривание картин: «Зима» И. Шишкина, «Февральская лазурь» И. Грабаря, «Волшебница-зима» К. Юона 51
Подпроект «Огород на окне» 55
Подпроект «Огород своими руками» 57
Паспорт центра познавательно-исследовательской деятельности «Познавай-ка» (подготовительная группа) 59
Мастер-класс «Развивающий куб» 64
Консультация для педагогов по использованию лэпбуков в образовательной деятельности 65
Литература 67
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом