Инновационная образовательная модель "Начальная школа - детский сад": программа развития, планирование занятий, ключевые дела

Есть на складе
167 руб.
-10%
150,30 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 897
Авторы-составители Медведева Н. З.
Издательство Учитель, 2012
Серия Методическая работа в ДОУ
ISBN 978-5-7057-2810-7
Страниц 222
УДК 37.0
Штрихкод 9785705728107
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 215 x 10 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 165 г
Инновационная образовательная модель "Начальная школа - детский сад" потребует перемен в системной организации действий всех участников педагогического процесса.
Программа развития ее предусматривает реализацию принципа преемственности и создание единого воспитательно-развивающего пространства в учреждении, где организованы совместные мероприятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста, создана целостная система из двух разрозненно существовавших ступеней - дошкольной и начальной. Для детей младшего дошкольного возраста реализуется комплексная программа Т.Н. Дороновой "Радуга", для детей среднего и старшего дошкольного возраста - программа того же автора "Из детства - в отрочество". Программы преемственны по своему содержанию, имеют единую концептуальную основу. В них определены задачи, которые надо решать в условиях образовательного учреждения по двум взаимосвязанным направлениям - "Здоровье" и "Развитие".
Образовательная деятельность на второй ступени ведется в соответствии с комплексной общеобразовательной программой "Школа 21 века" под ред. Н. Ф. Виноградовой.
Единство воспитательно-образовательного процесса обеспечивается авторскими программами "Я и мой мир" и "Родничок здоровья", объединенными общими направлениями деятельности. В приложении представлены планирование занятий и разработки ключевых дел.
Пособие адресовано руководителям образовательных учреждений, их заместителям по научно-методической и учебно-воспитательной работе, старшим воспитателям, руководителям МО и творческих групп, педагогам.

Подробное описание

Предисловие

Начало и конец века особое время. В этот период происходят широкомасштабные изменения во многих областях человеческой жизнедеятельности. Естественно, это касается и воспитания детей. В обществе отмечается недостаточный уровень воспитанности. Давно стало ясно, что разрозненные, разобщенные действия не могут привести к намеченной цели. Поэтому образовательные учреждения наравне с семьёй пытаются формировать опыт нравственного поведения подрастающего поколения.

Включение в исследовательский поиск, для того чтобы в новых социально-экономических условиях определить ценности и ориентиры, становится необходимостью. Время обуславливает и необходимость пересмотра профессиональных педагогических позиций, внесение изменений в содержание и формы работы с детьми и требует более существенных перемен в практике воспитания, которые возможны лишь при системной организации действий всех участников педагогического процесса. Как известно, для создания системы воспитательной работы необходимо сформулировать идею и определиться в выборе основного направления деятельности. В настоящее время разработано и реализуется большое количество вариантов различных воспитательных систем, и каждое учреждение может выбирать, варьировать, комбинировать и адаптировать их к своему типу. Осуществляя свой выбор, мы опирались на знания об опыте других, современные научно-методические публикации и анализ собственных возможностей*.

Анализируя социально-культурное пространство, собственные ценностные ориентации родителей и педагогов, педагогический коллектив пришёл к выводу, что для всех участников педагогического процесса очень важным является, с одной стороны, сохранение здоровья детей, а с другой стороны – их культурно-нравственное развитие. Укрепить физическое здоровье можно только опираясь на такие ценности, как красота, добро и творчество, которые ведут к чистоте помыслов души и сердца и к чистоте поступков, способствуют физическому и психическому здоровью.

Соответственно, в основу воспитательной системы положены нравственная и экологическая культура.

Поэтому цель ее – создание условий для формирования опыта отношения к миру и поведения детей на основе экологического мировосприятия и нравственных ценностей.

Критерием достижения данной цели являются поступки детей.

Педагогическая проблема: перевод ребенка с уровня «человека природного» на уровень «человека социального».

Идея воспитательной системы: воспитание нравственной личности через проживание и осознание идеи экологичности внутреннего и внешнего мира.

I ступень: формирование у ребенка опыта экологического проживания в окружающей природной среде, включая бережное отношение к собственному организму.

II ступень: осознание взаимосвязи между эмоционально-психологическим и физическим состоянием человека (между переживаемыми и выражаемыми им эмоциями и мыслями и его физическим здоровьем).

III ступень: формирование опыта участия в создании благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в коллективе (на основе Добра и Красоты).

IV ступень: осознание значения поступка человека в сохранении и улучшении природной и социальной среды на основе законов экологии внутреннего и внешнего мира; понимание взаимосвязи между чистотой (в широком смысле), красотой и нравственностью.

Ведущий вид деятельности: игра (познавательная, сюжетно-ролевая, подвижная; на улице и в помещении; на занятиях и в свободное время).

Задачи:

1. Способствовать формированию основ экологического и гуманистического восприятия мира.

2. Сформировать начальные представления о нравственности как основе поведения человека в обществе.

3. Сформировать первичный опыт здорового образа жизни и позитивного отношения к нему.

4. Создать условия для нейтрализации негативного воздействия внешней среды на формирующиеся представления и складывающийся опыт ребенка (формирование альтернативной ценностно-ориентированной среды).

5. Создать условия для самовыражения ребенка в творческой деятельности, организовать педагогическую поддержку проявлений его самостоятельности и активности.

Воспитательная система не рождается спонтанно и хаотично, она требует внимательнейшего подхода со стороны учителей, воспитателей, психологов, других специалистов, и только тогда будет действенна и значима, когда осознана и принята всеми субъектами и участниками процесса. Планирование мероприятий по направлениям программы осуществляется в соответствии с возрастными особенностями и интересами детей, потребностями и пожеланиями педагогов и родителей в воспитании детей, условиями образовательного учреждения.

Содержание воспитательной работы имеет пропедевтический характер и концентрическую систему построения. Все планирование ее направлено на реализацию принципа преемственности и создание единого воспитательно-развивающего пространства в учреждении. Для реализации этого принципа организованы совместные мероприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста. Используется такая форма работы, как «шефство» школьников над дошкольниками, старших над младшими. Кроме того, для реализации этой программы в образовательном учреждении организовано детское творческое движение «Изумрудный мир». В рамках этого движения осуществляется творческое сотрудничество детей дошкольного и младшего школьного возраста. В образовательном учреждении, помимо выставок, конкурсов и других совместных мероприятий, существует и такое средство создания единого пространства, как «Школьный забор». Функциями «Школьного забора» являются информирование детей, родителей и педагогов о предстоящих и прошедших мероприятиях, творческий анализ проведенного, поздравления, обращения и приглашения. «Авторами» информации являются все желающие поделиться своим отношением, мыслями, опытом, поэтому есть «места», отведенные для более официальных сообщений, для отзывов и вопросов родителей, и основное пространство, разделенное по классам между детьми для их рисунков и записей.

Основные направления воспитательной работы:

1-е направление – «Природа – наш дом».

Предусмотрены совместные акции и экологические субботники, оформление классных комнат и групп.

2-е направление – «Что такое хорошо».

Включает в себя 2 раздела: «Я – хороший, ты – хороший» и «Добрые волшебники». Особенностью первого раздела является включение игр, направленных на формирование и сплочение детского коллектива, формирование навыков сотрудничества. Эта система включает 4 этапа в соответствии с методикой, предложенной К. Фопелем:

Первый этап направлен на преодоление отчужденной позиции в отношениях со сверстниками, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других. Игры на данном этапе способствуют объединению, эмоциональному сближению детей группы.

На втором этапе дети учатся правильно воспринимать своих сверстников – их движения, действия, слова.

На третьем этапе развиваются возможности оказывать поддержку другим, помощь сверстникам в затруднительных игровых обстоятельствах.

Целью четвертого этапа является формирование у детей умения согласовывать свои действия, договариваться при построении взаимодействия друг с другом.

Во втором разделе – «Добрые волшебники» – представлена система отношений и взаимодействий «взрослый – ребенок» и «ребенок – ребенок». Здесь наиболее результативной формой является шефство.

3-е направление – «Если хочешь быть здоров».

Важной его особенностью является сочетание теоретических знаний с практической деятельностью детей. В дошкольном и школьном отделении (в конце каждого месяца) проводятся физкультурно-оздоровительные праздники, спортивные игры, мероприятия и соревнования.

Два направления – экологическое и физическое – включены в программу здоровья образовательного учреждения как базовые.

4-е направление – «Мы и культура».

Основополагающим принципом его является изучение родной культуры, культурная и гражданская самоидентификация, первичное ознакомление с культурами других народов. Содержание раздела используется для формирования толерантного отношения ко всем людям.


* В пособии раскрывается опыт работы МОУ «Начальная школа – детский сад № 210» г. Новокузнецка.

Содержание

Предисловие    3

Программа развития образовательного учреждения  «Начальная школа детский сад»    7

Система воспитательной работы    38

авторская программа «Я и мой мир»    38

Примерные дела и мероприятия по направлениям (дошкольный возраст)    42

Направление 1. Природа наш дом (экология окружающей среды)    42

Направление 2. Что такое хорошо (морально-нравственные ценности)    46

Направление 3. Если хочешь быть здоров (здоровый образ жизни и гигиена)    50

Направление 4. Мы и культура (культурно-творческая деятельность и познавательная активность)    54

Примерные дела и мероприятия по направлениям (младший школьный возраст)    69

I четверть. Направление 1. «Природа наш дом» (экология окружающей среды)    69

II четверть. Направление 2. «Что такое хорошо» (морально-нравственные ценности)    75

III четверть. Направление 3. «Если хочешь быть здоров» (здоровый образ жизни и гигиена)    80

IV четверть. Направление 4. Мы и культура (культурно-творческая деятельность и познавательная активность)    85

Приложения    89

Приложение 1. Планирование занятий в 14 классах    89

Приложение 2. Ключевые дела    123

Т. В. Тюленева

Туристический слёт «Робинзонада»    123

Праздник «Молодецкие игры, девичьи забавы»    125

Т. В. Тюленева, И. Ю. Корнеева

Праздник «Путешествие в прошлое»    127

И. Ю. Корнеева

Урок-путешествие «Бюро по превращениям»    131

Праздник «В некотором царстве вежливом государстве»    134

Т. В. Тюленева

Итоговое ключевое дело  фестиваль «Круглый год»    138

Е. В. Крючкова, Н. А. Громова

Путешествие в прошлое    145

Ж. А. Кваскова, Т. В. Москвина

Туристический слёт «Робинзонада»    147

Н. В. Стародубцева, А. А. Бискун

Праздник «Молодецкие игры, девичьи забавы»    150

И. Ю. Ефимова, И. Ю. Неверова

Путешествие «В некотором царстве вежливом государстве»    152

Система оздоровительной работы    154

Программа «Родничок здоровья»    154

Приложения    187

Приложение 1. Планирование «Часов здоровья»    187

Приложение 2. Планирование занятий по ОБЖ (для дошкольников)    196

Приложение 3. Планирование уроков по ОБЖ (для младших школьников)    208

Приложение 4. Нормативные документы по проблеме обеспечения здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях    219

Литература    220

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос