Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников

Снято с продажи
Код 10464
Издательство Айрис-пресс, 2007
ISBN 978-5-8112-2884-3
Страниц 96
УДК 376.1-058.264
Штрихкод 9785811228843
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 5 (мм)
Вес 74 г
Пособие содержит методики обследования речи школьников, описания речевых проб и систем их оценки, а также примеры обработки и анализа результатов обследования. Адресовано школьным педагогам, психологам, дефектологам и другим специалистам образовательных учреждений.

Подробное описание

Введение

С нарушениями в формировании речевой функции у детей приходится встречаться разным специалистам: логопедам, пси­хологам, дефектологам, школьным педагогам, работникам до­школьных учреждений разного профиля. Одним из наиболее тя­желых и распространенных речевых дефектов является общее недоразвитие речи (ОНР). Это состояние характеризуется несформированностью всех компонентов речевой системы, носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы. Ее эффективность зависит от умения правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений входящих в нее компонентов. В логопедии разрабо­таны методы, позволяющие надежно диагностировать состояние ОНР. Как правило, эти методы предусматривают качественный анализ данных. Однако в некоторых случаях может быть полез­на унифицированная система интерпретации полученного при обследовании материала с количественной формой выражения.

Совместно с JI. И. Переслени нами была разработана и апро­бирована стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки, которая применяется для решения следующих задач:

- диагностики;

- уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);

- построения системы индивидуальной коррекционной рабо­ты;

- комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушений речи;

- отслеживания динамики речевого развития ребенка и оцен­ки эффективности коррекционного воздействия.

В предлагаемом пособии приведены рекомендуемые для об­следования речевые задания и критерии оценки их выполнения. Для того чтобы показать, как работают эти критерии, представ­лен протокол обследования, в котором отражены результаты вы­полнения проб ребенком с речевой патологией и оценки каждой пробы. Анализ индивидуальных профилей, характеризующих речевой статус детей с разными нарушениями (общее недоразви­тие речи, задержка психического развития, умственная отста­лость с системным речевым дефектом), демонстрирует возможно­сти методики по выявлению структуры дефекта. Статистическая обработка полученных при обследовании данных позволяет выве­сти усредненные показатели, характерные для каждой из указан­ных категорий детей. Их анализ дает возможность интерпрета­ции получаемых результатов и Квалификации дефекта.

Изначально методика предназначалась для выявления осо­бенностей речевого развития детей младшего школьного возрас­та. Позднее нами был разработан вариант методики для уча­щихся старших классов (он также приводится в настоящем из­дании).

Применение методики не требует использования стимульного материала и доступно не только логопедам, но и психологам, дефектологам и педагогам при условии точного соблюдения тре­бований, заложенных в критериях оценки каждой группы проб.

В предлагаемом пособии представлены 3 варианта методи­ки, которые могут использоваться в соответствии с целью обсле­дования:

1) полный вариант методики для тщательного и углубленного исследования всех сторон устной речи младших школьни­ков;

2) сокращенный вариант для экспресс-диагностики младших школьников, требующий гораздо меньше времени, но также позволяющий оценить состояние основных компонентов экс­прессивной речи ребенка.

3) методика для обследования речи старших школьников.

При необходимости уточнить состояние какой-либо сторо­ны речи каждая серия проб может быть использована самосто­ятельно.

Речевая патология, затрагивающая все стороны речи, как правило, наблюдается у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития (ЗПР). В основе этих наруше­ний лежит церебрально-органическая недостаточность, или ми­нимальная мозговая дисфункция. Дети с нарушениями такого генеза страдают несформированностью не только речевых, но и когнитивных функций. Поэтому предлагаемую методику обсле­дования речи рекомендуется использовать в комплексе с други­ми методами, направленными на выявление состояния познава­тельных процессов. В нашей практике в качестве таких методов применялся психодиагностический комплекс, предложенный JI. И. Переслени и Е. М. Мастюковой, который дает возможность исследовать характеристики наглядно-образного и словесно-ло­гического мышления, памяти, внимания и прогностической де­ятельности. Он подобран с учетом клинико-физиологических данных и также позволяет получить как количественные, так и качественные показатели. Подробнее процедура проведения и интерпретация результатов описана в методическом пособии JI. И. Переслени «Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности млад­ших школьников» [9].

Задача исследования высших психических функций продук­тивно решается также с помощью нейропсихологических мето­дов диагностики, позволяющих вычленить основные синдромы, лежащие в основе их недостаточности. При реализации нейропсихологического подхода целесообразно применять методику обследования речевых функций, разработанную нами совместно с Т. В. Ахутиной, с учетом нейро- и психолингвистических меха­низмов речи [19] в сочетании с нейропсихологическими пробами, предложенными А. Р. Лурия и адаптированными для детского воз­раста сотрудниками лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова под руководством Т. В. Аху­тиной [2, 3].

Содержание

Введение    3

Полный вариант методики обследования речи младших школьников    6

Структура методики    7

Речевые пробы и система их оценки    14

Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи    14

Серия II. Исследование навыков языкового анализа    18

Серия III. Исследование грамматического строя речи    19

Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования    23

Серия V. Исследование понимания логико-грамматических отношений     25

Серия VI. Исследование связной речи    26

Обработка и анализ результатов обследования     28

Сокращенный вариант методики для экспресс-диагностики младших школьников ....    45

Структура методики     45

Речевые пробы и система их оценки    46

Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи .    46

Серия II. Исследование грамматического строя речи    50

Серия III. Исследование словаря и навыков словообразования    53

Серия IV. Исследование связной речи    55

Обработка и анализ результатов обследования     57

Методика обследования речи старших школьников    67

Структура методики     67

Речевые пробы и система их оценки    68

Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи ...    68

Серия II. Исследование навыков языкового анализа     71

Серия III. Исследование грамматического строя речи    72

Серия IV. Исследование словообразовательных процессов     75

Серия V. Исследование связной речи    77

Серия VI. Исследование понимания логико-грамматических отношений    80

Литература    82

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Светлана Смирнова
14 марта 2011 (22:43)
Спасибо за информацию.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.