- Логические тетради для взрослых New
- Патриотическое воспитание New
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- Книги на казахском языке
- Преподавателям
- Администрации
- Психологам и логопедам
-
Педагогам ДОО
- Акции
- Воспитателю ДОО
- Динамика развития ребенка. Диагностический пакет образовательной области
- ДОО компенсирующего вида
- Игровая деятельность в ДОО
- Информационно-деловое оснащение ДОО
- Инструктору физвоспитания в ДОО
- Карточное планирование в ДОО
- Методическая работа в ДОО
- Музыкальному руководителю ДОО
- Образовательное пространство ДОО
- Паспарту
- Патриотическое воспитание New
- Развитие дошкольника
- Система воспитательной работы в ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
-
Детский мир
- Эксклюзивные товары
- Ребенок и семья
- Детская комната
- Одежда
- Косметика и аксессуары
- Прогулки и путешествия
- Игры и игрушки
- Детское творчество
- Обучение и развитие
- Ребенок и детский сад
- Ребенок и школа
- Литература для детей и подростков
- Канцелярские товары
- Детский праздник
- Подарочные наборы
- Музыка, кино, мультфильмы
- Журналы и бланки
-
Мир занятий, увлечений
- Художественная литература
- Романы. Детективы
- Религия
- Здоровье
- Дом, семья
- Хранение вещей
- Товары в дорогу
- Сад, огород
- Книги о животных
- Саморазвитие
- Необъяснимые явления
- Выдающиеся личности
- Путешествия, путеводители
- Кодексы. Законы. Правила
- Музыка
- Кино, мультфильмы
- Наклейки, украшения предметов интерьера
- Светоотражатели (световозвращатели)
-
Подарочная продукция
- Аксессуары и сувениры
- Ароматизаторы
- Вазы
- Генеалогическая книга рода
- Канцелярские подарочные наборы
- Картины
- Книга пожеланий
- Медальницы
- Открытки
- Подарки для кухни
- Подарочные сертификаты
- Светильники, свечи, подсвечники
- Товары для оформления и проведения праздника
- Уход за телом
- Фотоальбомы, фоторамки
- Цветы искусственные, фигурки на палочке
- Часы
-
Наглядно-дидактический материал
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Конструирование из строительных материалов
- Рисование, лепка, аппликация, поделки
- Календарь природы
- Культурно-гигиенические и трудовые навыки
- Сенсорное развитие
- Игры с разрезными картами
- Сюжетно-ролевая игра: моделирование игрового опыта
- Театрализованная деятельность. Иллюстрации к сказкам
- Игры со звуками
- Развивающие карты
- Лэпбук. Интерактивная игровая папка
- Родительский уголок в ДОО
- Наглядный материал в школе
- Тематические карточки
- Картотека предметных картинок
- Плакаты
- Информационные стенды New
- Обучающие открытки
- Тематические вырубные декорации
- Вырубные рамки для оформления
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты New
- Серии. Авторы. Производители
- Канцелярские товары. Школьные принадлежности
- Журнально-бланочная продукция
- Грамоты, дипломы
- Наши видео-презентации
- УчМаг
-
Психологам и логопедам
- Логические тетради для взрослых
- Патриотическое воспитание
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- Книги на казахском языке
- КанцМаг
- ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
- Хоккейная лига. КХЛ
- Акции!
- Преподавателям
- Администрации
- Педагогам ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
- Детский мир
- Мир занятий, увлечений
- Подарочная продукция
- Наглядно-дидактический материал
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты
- Логопедам
Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников
- Отзывы: 1
-
Поделиться
ВконтактеОдноклассники
Код | 10464 |
Издательство | Айрис-пресс, 2007 |
ISBN | 978-5-8112-2884-3 |
Страниц | 96 |
УДК | 376.1-058.264 |
Штрихкод | 9785811228843 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 5 (мм) |
Вес | 74 г |
Подробное описание
Введение
С нарушениями в формировании речевой функции у детей приходится встречаться разным специалистам: логопедам, психологам, дефектологам, школьным педагогам, работникам дошкольных учреждений разного профиля. Одним из наиболее тяжелых и распространенных речевых дефектов является общее недоразвитие речи (ОНР). Это состояние характеризуется несформированностью всех компонентов речевой системы, носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы. Ее эффективность зависит от умения правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений входящих в нее компонентов. В логопедии разработаны методы, позволяющие надежно диагностировать состояние ОНР. Как правило, эти методы предусматривают качественный анализ данных. Однако в некоторых случаях может быть полезна унифицированная система интерпретации полученного при обследовании материала с количественной формой выражения.
Совместно с JI. И. Переслени нами была разработана и апробирована стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки, которая применяется для решения следующих задач:
- диагностики;
- уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);
- построения системы индивидуальной коррекционной работы;
- комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушений речи;
- отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.
В предлагаемом пособии приведены рекомендуемые для обследования речевые задания и критерии оценки их выполнения. Для того чтобы показать, как работают эти критерии, представлен протокол обследования, в котором отражены результаты выполнения проб ребенком с речевой патологией и оценки каждой пробы. Анализ индивидуальных профилей, характеризующих речевой статус детей с разными нарушениями (общее недоразвитие речи, задержка психического развития, умственная отсталость с системным речевым дефектом), демонстрирует возможности методики по выявлению структуры дефекта. Статистическая обработка полученных при обследовании данных позволяет вывести усредненные показатели, характерные для каждой из указанных категорий детей. Их анализ дает возможность интерпретации получаемых результатов и Квалификации дефекта.
Изначально методика предназначалась для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста. Позднее нами был разработан вариант методики для учащихся старших классов (он также приводится в настоящем издании).
Применение методики не требует использования стимульного материала и доступно не только логопедам, но и психологам, дефектологам и педагогам при условии точного соблюдения требований, заложенных в критериях оценки каждой группы проб.
В предлагаемом пособии представлены 3 варианта методики, которые могут использоваться в соответствии с целью обследования:
1) полный вариант методики для тщательного и углубленного исследования всех сторон устной речи младших школьников;
2) сокращенный вариант для экспресс-диагностики младших школьников, требующий гораздо меньше времени, но также позволяющий оценить состояние основных компонентов экспрессивной речи ребенка.
3) методика для обследования речи старших школьников.
При необходимости уточнить состояние какой-либо стороны речи каждая серия проб может быть использована самостоятельно.
Речевая патология, затрагивающая все стороны речи, как правило, наблюдается у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития (ЗПР). В основе этих нарушений лежит церебрально-органическая недостаточность, или минимальная мозговая дисфункция. Дети с нарушениями такого генеза страдают несформированностью не только речевых, но и когнитивных функций. Поэтому предлагаемую методику обследования речи рекомендуется использовать в комплексе с другими методами, направленными на выявление состояния познавательных процессов. В нашей практике в качестве таких методов применялся психодиагностический комплекс, предложенный JI. И. Переслени и Е. М. Мастюковой, который дает возможность исследовать характеристики наглядно-образного и словесно-логического мышления, памяти, внимания и прогностической деятельности. Он подобран с учетом клинико-физиологических данных и также позволяет получить как количественные, так и качественные показатели. Подробнее процедура проведения и интерпретация результатов описана в методическом пособии JI. И. Переслени «Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников» [9].
Задача исследования высших психических функций продуктивно решается также с помощью нейропсихологических методов диагностики, позволяющих вычленить основные синдромы, лежащие в основе их недостаточности. При реализации нейропсихологического подхода целесообразно применять методику обследования речевых функций, разработанную нами совместно с Т. В. Ахутиной, с учетом нейро- и психолингвистических механизмов речи [19] в сочетании с нейропсихологическими пробами, предложенными А. Р. Лурия и адаптированными для детского возраста сотрудниками лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова под руководством Т. В. Ахутиной [2, 3].
Содержание
Введение 3
Полный вариант методики обследования речи младших школьников 6
Структура методики 7
Речевые пробы и система их оценки 14
Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи 14
Серия II. Исследование навыков языкового анализа 18
Серия III. Исследование грамматического строя речи 19
Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования 23
Серия V. Исследование понимания логико-грамматических отношений 25
Серия VI. Исследование связной речи 26
Обработка и анализ результатов обследования 28
Сокращенный вариант методики для экспресс-диагностики младших школьников .... 45
Структура методики 45
Речевые пробы и система их оценки 46
Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи . 46
Серия II. Исследование грамматического строя речи 50
Серия III. Исследование словаря и навыков словообразования 53
Серия IV. Исследование связной речи 55
Обработка и анализ результатов обследования 57
Методика обследования речи старших школьников 67
Структура методики 67
Речевые пробы и система их оценки 68
Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи ... 68
Серия II. Исследование навыков языкового анализа 71
Серия III. Исследование грамматического строя речи 72
Серия IV. Исследование словообразовательных процессов 75
Серия V. Исследование связной речи 77
Серия VI. Исследование понимания логико-грамматических отношений 80
Литература 82
Рекомендуем
показать похожие товарыС этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
- Психологам и логопедам
- Логопедам
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом