Сочинение-рассуждение. 9 класс: экзаменационные модели

Есть на складе
130 руб.
-10%
117 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код 1335
Авторы-составители Кадашникова Н. Ю.
Издательство Учитель, 2023
Серия ГИА. Основной государственный экзамен
ISBN 978-5-7057-4215-8, 978-5-7057-2814-5, 978-5-7057-4298-1, 978-5-7057-5731-2
Страниц 51
УДК 372.016:811.161.1*09
Штрихкод 9785705728145, 9785705742158, 9785705742981, 9785705757312
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 2 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 84 г
Освоение образовательной программы по русскому языку основного общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией по русскому языку. В пособии представлены экзаменационные модели наиболее сложных заданий по русскому языку, направленных на формирование умений составить развернутый ответ, написать сочинение-рассуждение по фрагменту художественного (публицистического) текста или на лингвистическую тематику. Вариативные тестовые упражнения сопровождены таблицами критериев для самооценки, дополнительной информацией для самоконтроля обучающихся, что позволит развивать регулятивные учебные действия, соответствующие ФГОС основного общего образования, достигать желаемых образовательных результатов.
Предложенные материалы помогут учителям-филологам, репетиторам организовать эффективную подготовку обучающихся к выполнению творческой части экзамена и предназначены для использования в учебных целях; полезны обучающимся при самостоятельной подготовке к написанию сочинения-рассуждения.

Подробное описание

Научить обучающегося писать сочинения сложнейшая задача учителя русского языка. В какой бы форме ни вводился экзамен по русскому языку в практику аттестации, сочинение продолжает занимать свое почетное место.

Организация учителем работы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения поможет достижению обучающимися предметных результатов по русскому языку в соответствии с требованиями образовательной программы и ФГОС.

Выпускник научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, для планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.

Модели сочинений-рассуждений, представленные в пособии, разработаны в рамках предмета «Русский язык» для обучающихся 9 классов и направлены на формирование умения писать сочинения-рассуждения, на сознательное формирование навыков речевого общения, а именно обучающиеся должны:

  • уметь определять тему, основную мысль, микротемы текста, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста;
  • знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка);
  • уметь анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи;
  • создавать и редактировать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста;
  • уметь устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка, сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств, создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи.

Предложенные материалы будут полезны учителю, который стремится организовать наиболее эффективную подготовку обучающихся к выполнению творческой части ОГЭ (задание 9) по русскому языку. Подобранные тексты выполняют не только свое прямое назначение, то есть служат предметом изучения и анализа, но и несут мощный воспитательный потенциал, формируют человека и гражданина, нравственно обогащают обучающихся, расширяют их интеллектуальный и моральный кругозор.

Цель пособия: сформировать умение грамотного построения письменного рассуждения по фрагменту художественного (публицистического) текста или на лингвистическую тематику.

Задачи:

  • изучение логической схемы построения сочинения-рассуждения по интерпретации фрагмента художественного (публицистического) текста;
  • изучение логической схемы построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тематику;
  • изучение системы аргументации языковых явлений;
  • отработка композиционной стройности работы, ее смысловой цельности, точности и речевой связности.

Дорогие девятиклассники!

Впереди у вас нелегкая пора – государственная итоговая аттестация. И русский язык – один из обязательных предметов, вынесенных на экзамен.

Задание 9 по написанию сочинения-рассуждения на основе текста, предложенного для анализа, вызывает объяснимую тревогу.

Далеко не всем удается проанализировать фрагмент художественного текста или ответить на вопрос лингвистической тематики, опираясь на предложенный текст, выразить свою позицию и аргументировать ее, раскрыть смысл высказывания, объяснить смысл фрагмента текста или значение слова. Немногие способны изложить свои размышления оригинально, правильным, богатым и образным языком.

Чтобы достойно справиться с экзаменационным заданием 9, выпускники 9 классов должны знать/понимать:

  • критерии оценки экзаменационных моделей сочинения-рассуждения;
  • основные лингвистические нормы при написании сочинения-рассуждения;
  • конструктор построения сочинений-рассуждений по интерпретации художественного (публицистического) текста и на лингвистическую тематику;
  • основные ошибки и недочеты при написании сочинения-рассуждения;
  • способы аргументации;

уметь:

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить устный и письменный анализ фрагмента художественного (публицистического) текста;
  • давать обоснованный устный и письменный ответ на поставленный вопрос лингвистической тематики, аргументируя точку зрения примерами из предложенного художественного текста;
  • рецензировать и редактировать текст сочинения-рассуждения;
  • соблюдать и применять на практике основные нормы современного русского литературного языка;
  • использовать приобретенные знания для развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самообразования.

Это, конечно, нелегкая задача. И справиться с ней вам поможет данное пособие. Вы можете заниматься по нему самостоятельно, сверяя свои работы с рекомендациями, данными в конце. Если же вам трудно готовиться к экзамену самостоятельно, вы можете прибегнуть к помощи учителя русского языка или своих одноклассников.

Советуем придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Внимательно ознакомиться с содержанием задания.
  2. Уточнить у учителя то, что неясно в задании.
  3. В случае затруднения обратиться за помощью к учителю (однокласснику).
  4. Следить за строгим соблюдением хронометража времени.
  5. Оценить свою работу, пользуясь таблицами, в которых приводятся критерии оценок.
  6. При выполнении задания следить за четким соблюдением инструкции; работать пошагово; доводить начатое задание до конца.

Надеемся, что предложенные задания помогут вам справиться с написанием сочинения-рассуждения. Удачи на экзаменах!

Содержание

Введение    3

Экзаменационные модели сочинения-рассуждения    6

построение устных рассуждений по фрагменту из текста    23

Построение устных рассуждений на лингвистическую тематику    27

написание сочинений-рассуждений по фрагментам из текста    30

написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тематику    37

Итоговое сочинение-рассуждение    41

дополнительная информация для самоконтроля обучающихся    44

литература    51

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Ирина Папиш
29 сентября 2022 (04:36)
Абсолютно не полезно!!! Никаких примеров...просто рекомендации и текст :(

Галина
7 августа 2011 (23:03)
полезное пособие. Пригодится в работе

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.