- Логические тетради для взрослых New
- Патриотическое воспитание New
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- Книги на казахском языке
- Преподавателям
- Администрации
- Психологам и логопедам
-
Педагогам ДОО
- Акции
- Воспитателю ДОО
- Динамика развития ребенка. Диагностический пакет образовательной области
- ДОО компенсирующего вида
- Игровая деятельность в ДОО
- Информационно-деловое оснащение ДОО
- Инструктору физвоспитания в ДОО
- Карточное планирование в ДОО
- Методическая работа в ДОО
- Музыкальному руководителю ДОО
- Образовательное пространство ДОО
- Паспарту
- Патриотическое воспитание New
- Развитие дошкольника
- Система воспитательной работы в ДОО
- Учащимся и абитуриентам
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
-
Детский мир
- Эксклюзивные товары
- Ребенок и семья
- Детская комната
- Одежда
- Косметика и аксессуары
- Прогулки и путешествия
- Игры и игрушки
- Детское творчество
- Обучение и развитие
- Ребенок и детский сад
- Ребенок и школа
- Литература для детей и подростков
- Канцелярские товары
- Детский праздник
- Подарочные наборы
- Музыка, кино, мультфильмы
- Журналы и бланки
-
Мир занятий, увлечений
- Художественная литература
- Романы. Детективы
- Религия
- Здоровье
- Дом, семья
- Хранение вещей
- Товары в дорогу
- Сад, огород
- Книги о животных
- Саморазвитие
- Необъяснимые явления
- Выдающиеся личности
- Путешествия, путеводители
- Кодексы. Законы. Правила
- Музыка
- Кино, мультфильмы
- Наклейки, украшения предметов интерьера
- Светоотражатели (световозвращатели)
-
Подарочная продукция
- Аксессуары и сувениры
- Ароматизаторы
- Вазы
- Генеалогическая книга рода
- Канцелярские подарочные наборы
- Картины
- Книга пожеланий
- Медальницы
- Открытки
- Подарки для кухни
- Подарочные сертификаты
- Светильники, свечи, подсвечники
- Товары для оформления и проведения праздника
- Уход за телом
- Фотоальбомы, фоторамки
- Цветы искусственные, фигурки на палочке
- Часы
-
Наглядно-дидактический материал
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Конструирование из строительных материалов
- Рисование, лепка, аппликация, поделки
- Календарь природы
- Культурно-гигиенические и трудовые навыки
- Сенсорное развитие
- Игры с разрезными картами
- Сюжетно-ролевая игра: моделирование игрового опыта
- Театрализованная деятельность. Иллюстрации к сказкам
- Игры со звуками
- Развивающие карты
- Лэпбук. Интерактивная игровая папка
- Родительский уголок в ДОО
- Наглядный материал в школе
- Тематические карточки
- Картотека предметных картинок
- Плакаты
- Информационные стенды New
- Обучающие открытки
- Тематические вырубные декорации
- Вырубные рамки для оформления
-
Наглядно-тематический уголок в ДОО
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты New
- Серии. Авторы. Производители
- Канцелярские товары. Школьные принадлежности
- Журнально-бланочная продукция
- Грамоты, дипломы
- Наши видео-презентации
- УчМаг
-
Учащимся и абитуриентам
- Логические тетради для взрослых
- Патриотическое воспитание
- Подарок современным родителям и детям
- Книги на армянском языке и об Армении
- Книги на казахском языке
- КанцМаг
- ЕГЭ, ОГЭ, ВПР
- Хоккейная лига. КХЛ
- Акции!
- Новый год!
- Преподавателям
- Администрации
- Психологам и логопедам
- Педагогам ДОО
- Студентам
- Родителям
- Учебники
- Пособия на CD/DVD
- Версии для скачивания
- Детский мир
- Мир занятий, увлечений
- Подарочная продукция
- Наглядно-дидактический материал
- Переподготовка. Курсы. Вебинары
- Электронные продукты
- Подарочные сертификаты
- Начальная школа
Школьный словарь многозначных слов и омонимов. С практическими упражнениями и заданиями. Для учащихся 1-4 классов
- Отзывы
- В избранное
-
Поделиться
ВконтактеОдноклассники
Код | 191г |
Авторы-составители | Лободина Н. В. |
Издательство | Учитель, 2024 |
Серия | Школьный словарь |
ISBN | 978-5-7057-5260-7 |
Страниц | 128 |
УДК | 811.161.1 |
Штрихкод | 9785705752607 |
Размеры (Ш x В x Т) | 140 x 200 x 6 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 128 г |
и литературному чтению в начальных классах, соответствующих ФГОС НОО. Грамматический состав словарика дает возможность ученику использовать материалы при изучении имен существительных, имен прилагательных и глаголов, то есть частей речи, которым в начальной школе отводится главное место.
Отличительная особенность словаря в том, что он представлен двумя частями: теоретической (самим словарем многозначных слов и омонимов) и практической, где даются различные упражнения с многозначными словами и омонимами, выполнив которые учащийся сможет легко справиться с любым заданием образовательной программы по этой теме.
Предназначено обучающимся 1-4 классов, педагогам общеобразовательных
организаций для использования в учебных целях, а также родителям школьников, заинтересованным в успешном освоении детьми лексики русского языка.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Программа по русскому языку уделяет большое внимание развитию речи учащихся. Одним из направлений развития речи является обогащение словарного запаса. В связи с этим большой интерес представляет работа над многозначностью слова и омонимами. Обычно в практической работе учителей обогащение словаря учащихся велось за счет количественного накопления новых слов, значения которых должны были усвоить ученики. В настоящее время в связи с возросшими требованиями к культуре речи учащихся необходимо работать не только над количественным, но и над качественным обогащением словарного запаса. Эта работа должна пойти не по пути накопления новых лексических единиц, а в направлении раскрытия и усвоения многозначности уже известных слов.
Словарь многозначных слов состоит из двух частей: теоретической (самого словаря многозначных слов) и практической.
С многозначностью слов (полисемией) младшие школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают ее. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания (например, «солнышко спать пошло»). Для того чтобы ученик мог овладеть техникой употребления многозначных слов в речи, он должен обращать внимание на использование их в художественных текстах, а также выполнять специальные упражнения на подбор антонимов, синонимов, фразеологических оборотов к разным значениям одного и того же слова и др. Прежде всего надо научить детей отличать однозначные слова от многозначных, находить в многозначном слове его основное значение.
От многозначности слов следует отличать омонимию – звуковое совпадение слов, которые в своих значениях не имеют ничего общего. Сравним словосочетания «жать руки друзьям», «жать в подъёме» (о тесной обуви), «жать сок из апельсина». При всем различии глагола «жать» все они внутренне связаны общим смыслом: «давить, стискивать, сжимать». А теперь возьмем словосочетание «жать рожь серпом». Слово «жать» обозначает здесь «срезать стебли», то есть его смысл совершенно не связан со смыслом предыдущего слова «жать». К тому же и спрягаются эти глаголы по-разному: 1) жать – жму, жмёшь; 2) жать – жну, жнёшь. Перед нами омонимы, первый из которых многозначный, а второй имеет только одно значение.
Система практических упражнений с многозначными словами складывается из следующих заданий:
1. Подобрать слова, которые имели бы по 2–3 значения; на каж-дое значение составить предложения. Объяснить значения слов.
2. Сравнить значения слов в сочетаниях (в контексте): «идут часы» – «идут дети» – «идёт строительство»; «ушко ребёнка» – «ушко иголки».
3. Подобрать близкие по смыслу слова (синонимы) к каждому значению данных слов: «сырой картофель» (свежий) – «сырая земля» (мокрая); «острый перец» (горький, жгучий) – «острая иголка» (колючая; остроконечная (палка)).
4. Подобрать противоположные по смыслу слова (антонимы) к каждому значению данных слов: «сырой песок» (сухой песок) – «сырой картофель» (вареный картофель); «острый перец» (сладкий арбуз) – «острая иголка» (тупая иголка).
5. Составить предложения с многозначными словами.
6. Найти многозначные слова в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках и в литературных произведениях – сказках, стихах, рассказах.
7. Сочинить рассказы и сказки на тему многозначного слова.
В современном русском языке есть слова, которые имеют одно лексическое значение: «бинт», «аппендицит», «береза», «фломастер», «сатин» и т. д. Такие слова называются однозначными или моносемантическими (греч. monos – oдин + semantikos – означающий), а способность слов выступать лишь в одном значении называется однозначностью или моносемией. Омонимы – слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное смысловое значение. Омонимы и омонимия относятся к тем лингвистическим понятиям, которые конституируются наличием определенного отношения. Нельзя характеризовать то или другое слово в отдельности как омоним. Можно только говорить об омонимах как о разных словах, совпавших по своему внешнему облику.
От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно даются им в занимательных, игровых материалах: «Несет меня лиса за темные леса». В начальной школе учащиеся не говорят об омонимии как явлении языка, а говорят о словах-омонимах. В определении указывается, что «омонимы – это разные слова, которые случайно звучат и пишутся одинаково». Основу словаря составляют слова, наиболее часто встречающиеся в учебниках 1–4 классов и рекомендованные для запоминания. Также в словаре представлены слова, которые включены в содержание олимпиад по русскому языку и литературному чтению. Словарь построен в алфавитном порядке. Написание слов соответствует всем правилам современной русской орфографии. Омонимы отражаются в разных словарных статьях как самостоятельные слова.
Словарь омонимов состоит из двух частей: теоретической части (самого словаря слов-омонимов) и практической части.
Слова-омонимы обычно обозначают предметы или явления, которые характеризуют разные стороны жизни и не мешают пониманию речи, поэтому младшие школьники их почти не замечают. Иногда омонимы используются в шуточных стихотворениях, вопросах, а также загадках. С целью формирования у школьников умения различать слова-омонимы в практическую часть пособия включены различные упражнения с омонимами. Типы упражнений с использованием омонимов определяются уровнем языковой подготовки и задачами курса. На начальном этапе обучения можно прибегнуть к зрительной наглядности. Учащимся предлагаются рисунки, которые они должны озаглавить: ключ (от двери и родник), коса (заплетенные волосы и орудие для скашивания травы), лавка (небольшой магазин и скамья), бор (сосновый лес и зубоврачебный инструмент).
Чтобы учащиеся поняли явления полисемии и омонимии, необходимо ознакомить их со структурой словарной статьи и со словарными пометами.
Книга предназначена для педагогов, учащихся начальных классов и их родителей.
Содержание
Введение 3
Словарик многозначных слов 7
Практические упражнения, связанные с усвоением многозначных слов 44
Словарик омонимов 60
Практические упражнения, связанные с усвоением омонимов 90
Рекомендации по проверке практических упражнений 115
Многозначные слова 115
Омонимы 120
Литература 125
Рекомендуем
показать похожие товарыС этим товаром покупают
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом