Школьный словарь многозначных слов и омонимов. С практическими упражнениями и заданиями. Для учащихся 1-4 классов

Есть на складе
192 руб.
-10%
172,80 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 191г
Авторы-составители Лободина Н. В.
Издательство Учитель, 2024
Серия Школьный словарь
ISBN 978-5-7057-5260-7
Страниц 128
УДК 811.161.1
Штрихкод 9785705752607
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 200 x 6 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, склейка
Вес 128 г
Предлагается школьный словарик многозначных слов и омонимов, составленный с учетом лексики, имеющейся в действующих учебниках по русскому языку
и литературному чтению в начальных классах, соответствующих ФГОС НОО. Грамматический состав словарика дает возможность ученику использовать материалы при изучении имен существительных, имен прилагательных и глаголов, то есть частей речи, которым в начальной школе отводится главное место.
Отличительная особенность словаря в том, что он представлен двумя частями: теоретической (самим словарем многозначных слов и омонимов) и практической, где даются различные упражнения с многозначными словами и омонимами, выполнив которые учащийся сможет легко справиться с любым заданием образовательной программы по этой теме.
Предназначено обучающимся 1-4 классов, педагогам общеобразовательных
организаций для использования в учебных целях, а также родителям школьников, заинтересованным в успешном освоении детьми лексики русского языка.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Программа по русскому языку уделяет большое внимание развитию речи учащихся. Одним из направлений развития речи является обогащение словарного запаса. В связи с этим большой интерес представляет работа над многозначностью слова и омонимами. Обычно в практической работе учителей обогащение словаря учащихся велось за счет количественного накопления новых слов, значения которых должны были усвоить ученики. В настоящее время в связи с возросшими требованиями к культуре речи учащихся необходимо работать не только над количественным, но и над качественным обогащением словарного запаса. Эта работа должна пойти не по пути накопления новых лексических единиц, а в направлении раскрытия и усвоения многозначности уже известных слов.

Словарь многозначных слов состоит из двух частей: теоретической (самого словаря многозначных слов) и практической.

С многозначностью слов (полисемией) младшие школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают ее. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания (например, «солнышко спать пошло»). Для того чтобы ученик мог овладеть техникой употребления многозначных слов в речи, он должен обращать внимание на использование их в художественных текстах, а также выполнять специальные упражнения на подбор антонимов, синонимов, фразеологических оборотов к разным значениям одного и того же слова и др. Прежде всего надо научить детей отличать однозначные слова от многозначных, находить в многозначном слове его основное значение.

От многозначности слов следует отличать омонимию – звуковое совпадение слов, которые в своих значениях не имеют ничего общего. Сравним словосочетания «жать руки друзьям», «жать в подъёме» (о тесной обуви), «жать сок из апельсина». При всем различии глагола «жать» все они внутренне связаны общим смыслом: «давить, стискивать, сжимать». А теперь возьмем словосочетание «жать рожь серпом». Слово «жать» обозначает здесь «срезать стебли», то есть его смысл совершенно не связан со смыслом предыдущего слова «жать». К тому же и спрягаются эти глаголы по-разному: 1) жать – жму, жмёшь; 2) жать – жну, жнёшь. Перед нами омонимы, первый из которых многозначный, а второй имеет только одно значение.

Система практических упражнений с многозначными словами складывается из следующих заданий:

1. Подобрать слова, которые имели бы по 23 значения; на каж-дое значение составить предложения. Объяснить значения слов.

2. Сравнить значения слов в сочетаниях (в контексте): «идут часы» – «идут дети» – «идёт строительство»; «ушко ребёнка» – «ушко иголки».

3. Подобрать близкие по смыслу слова (синонимы) к каждому значению данных слов: «сырой картофель» (свежий) – «сырая земля» (мокрая); «острый перец» (горький, жгучий) – «острая иголка» (колючая; остроконечная (палка)).

4. Подобрать противоположные по смыслу слова (антонимы) к каждому значению данных слов: «сырой песок» (сухой песок) – «сырой картофель» (вареный картофель); «острый перец» (сладкий арбуз) – «острая иголка» (тупая иголка).

5. Составить предложения с многозначными словами.

6. Найти многозначные слова в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках и в литературных произведениях – сказках, стихах, рассказах.

7. Сочинить рассказы и сказки на тему многозначного слова.

В современном русском языке есть слова, которые имеют одно лексическое значение: «бинт», «аппендицит», «береза», «фломастер», «сатин» и т. д. Такие слова называются однозначными или моносемантическими (греч. monos oдин + semantikos – означающий), а способность слов выступать лишь в одном значении называется однозначностью или моносемией. Омонимы – слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное смысловое значение. Омонимы и омонимия относятся к тем лингвистическим понятиям, которые конституируются наличием определенного отношения. Нельзя характеризовать то или другое слово в отдельности как омоним. Можно только говорить об омонимах как о разных словах, совпавших по своему внешнему облику.

От многозначности слов дети переходят к омонимам, которые обычно даются им в занимательных, игровых материалах: «Несет меня лиса за темные леса». В начальной школе учащиеся не говорят об омонимии как явлении языка, а говорят о словах-омонимах. В определении указывается, что «омонимы – это разные слова, которые случайно звучат и пишутся одинаково». Основу словаря составляют слова, наиболее часто встречающиеся в учебниках 1–4 классов и рекомендованные для запоминания. Также в словаре представлены слова, которые включены в содержание олимпиад по русскому языку и литературному чтению. Словарь построен в алфавитном порядке. Написание слов соответствует всем правилам современной русской орфографии. Омонимы отражаются в разных словарных статьях как самостоятельные слова.

Словарь омонимов состоит из двух частей: теоретической части (самого словаря слов-омонимов) и практической части.

Слова-омонимы обычно обозначают предметы или явления, которые характеризуют разные стороны жизни и не мешают пониманию речи, поэтому младшие школьники их почти не замечают. Иногда омонимы используются в шуточных стихотворениях, вопросах, а также загадках. С целью формирования у школьников умения различать слова-омонимы в практическую часть пособия включены различные упражнения с омонимами. Типы упражнений с использованием омонимов определяются уровнем языковой подготовки и задачами курса. На начальном этапе обучения можно прибегнуть к зрительной наглядности. Учащимся предлагаются рисунки, которые они должны озаглавить: ключ (от двери и родник), коса (заплетенные волосы и орудие для скашивания травы), лавка (небольшой магазин и скамья), бор (сосновый лес и зубоврачебный инструмент).

Чтобы учащиеся поняли явления полисемии и омонимии, необходимо ознакомить их со структурой словарной статьи и со словарными пометами.

Книга предназначена для педагогов, учащихся начальных классов и их родителей.

Содержание

Введение    3

Словарик многозначных слов    7

Практические упражнения, связанные с усвоением многозначных слов    44

Словарик омонимов    60

Практические упражнения, связанные с усвоением омонимов    90

Рекомендации  по проверке практических упражнений    115

Многозначные слова    115

Омонимы    120

Литература    125

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.