Литература. 10 класс: технологические карты уроков по учебнику Ю. В. Лебедева. Базовый уровень
Код | 5815д |
Авторы-составители | Бахтиярова Л.Р. |
Издательство | Учитель, 2019 |
Серия | ФГОС. Поурочное планирование |
ISBN | 978-5-7057-5254-6 |
Страниц | 211 |
УДК | 372.016:82*10 |
Штрихкод | 9785705752546 |
Размеры (Ш x В x Т) | 203 x 285 x 9 (мм) |
Обложка | припрессовка глянцевой плёнкой |
Переплёт | мягкая, склейка |
Вес | 301 г |
Ю. В. Лебедева (базовый уровень) (М.: Просвещение, 2018).
Технологические карты уроков отражают современные виды и формы деятельности,
способствующие развитию познавательной активности и коммуникативной компетенции, побуждающие обучающихся осуществлять регулятивно-оценочные функции, формулировать учебно-практические задачи и находить пути их решения в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования.
Предназначено учителям русского языка и литературы, руководителям методических объединений.
Подробное описание
Введение
В пособии представлены технологические карты уроков интегрированного курса русского языка и литературы, в частности уроков литературы в 10 классе. Ориентировано на учителей, работающих по учебнику: Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2018 – в соответствии с программой по литературе для 10 классов (базовый уровень). Курс рассчитан на 105 учебных часов.
Пособие предполагает творческое использование. Предложенное деление учебных часов по темам является примерным. Учитель может изменить планирование, увеличив или, наоборот, уменьшив количество часов, выделенное на изучение художественного произведения. Пособие отличает ясность и простота изложения материала, продуманность методов и форм работы. Учитывая и объединяя полезные элементы, содержащиеся в других пособиях, автор попытался наполнить уроки разнообразными формами, методами, приемами, способствующими развитию интереса обучающихся к данному предмету, страсти к чтению и воспитанию на этой основе подлинно талантливого читателя.
В практике педагогов могут использоваться как полные сценарии уроков, так и отдельный материал для включения его в собственный план. Используя поурочные разработки полностью или частично, педагог может окрасить свою работу творческим отношением к делу и любовью к литературе, продолжив уроки на факультативных и кружковых занятиях. Главное, что необходимо сохранить, – решение задачи обязательного осмысления художественного текста, внимание к живому слову писателя. Предлагаемые технологические карты уроков помогут учителю-словеснику не только организовать эффективное и качественное преподавание учебного предмета и возможность достижения планируемых результатов освоения литературы в старших классах, но и существенно сократить время на подготовку к уроку. Надеемся, что пособие поможет и молодым, и опытным педагогам в проведении уроков литературы. Профессиональный интерес, научные знания, терпение, желание – именно эти факторы станут самыми главными помощниками в воплощении ваших творческих планов.
Содержание
Введение 3
Урок 1. Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века 4
Урок 2. Художественное своеобразие пушкинской лирики, универсальность поэтического языка 6
Урок 3. Поэма «Медный всадник». Образ Петра I во вступлении и в основном тексте поэмы 8
Урок 4. «Бедный Евгений» и «державный исполин»: смысл их противостояния. Авторская позиция и способы её выражения в поэме 10
Урок 5. Неповторимый облик лирического героя М. Ю. Лермонтова. Энергия трагических переживаний и углублённый психологизм лермонтовской лирики 13
Урок 6. Образ Акакия Акакиевича Башмачкина. Отношение автора к герою в повести «Шинель» 15
Урок 7. Нравственный смысл повести Н. В. Гоголя «Шинель» 17
Урок 8. Творчество Ф. Стендаля. Роман «Красное и чёрное» 19
Урок 9. Оноре де Бальзак. Романы «Евгения Гранде», «Отец Горио» 22
Урок 10. Судьба писателя. Формирование общественных и философских взглядов И. С. Тур-генева 24
Урок 11. Преходящее и вечное в художественном мире И. С. Тургенева 26
Урок 12. Творческая история романа «Отцы и дети». Герой 60-х годов XIX века нигилист Базаров и его прототипы 28
Урок 13. Споры партий и конфликт поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» 31
Урок 14. Сатирическое изображение Тургеневым представителей «отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников 33
Урок 15. Автор и герой в романе. Сложность позиции И. С. Тургенева. 36
Урок 16. Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью 38
Урок 17. Базаров и его родители. Изображение Тургеневым путей преодоления конфликта поколений. 40
Урок 18. Базаров как «трагическое лицо». Причины мировоззренческого кризиса и законо-мерность фатального исхода внутренней борьбы героя. Финал романа 42
Урок 19. История создания романа «Что делать?». Сюжет романа как развернутый ответ на вопрос заглавия 44
Урок 20. Своеобразие жанра романа «Что делать?». Основные элементы его художествен-ного мира 47
Урок 21. Личность писателя. Своеобразие художественного таланта И. А. Гончарова 49
Урок 22. Роман «Обломов». Реалистические приемы изображения героя в первой части 51
Урок 23. Полнота и сложность характера Обломова 53
Урок 24. Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл сопоставления героев в романе 55
Урок 25. Обломов и Ольга Ильинская: испытание героя любовью 57
Урок 26. Финал романа. Авторская оценка жизненного пути героя. Историко-философский смысл произведения 59
Урок 27. Классное сочинение по произведениям И. А. Гончарова 61
Урок 28. Личность и творчество А. Н. Островского 62
Урок 29. Творческая история драмы «Гроза» 65
Урок 30. Нравы города Калинова. Изображение А. Н. Островским драматических противо-речий русской жизни в кризисную эпоху 68
Урок 31. Образ Катерины Кабановой. Народные истоки ее характера. Суть конфликта героини с «темным царством» 71
Урок 32. Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме А. Н. Островского 74
Урок 33. Художественное своеобразие драматургии А. Н. Островского 77
Урок 34. Хаос и космос в поэзии Ф. И. Тютчева 79
Урок 35. Любовь в лирике Ф. И. Тютчева 82
Урок 36. Две ветви русской поэзии во второй половине XIX века. Причины и смысл споров о «чистом» и «гражданском» искусстве 85
Урок 37. Личность и творчество поэта. Народные истоки мироощущения Н. А. Некрасова 88
Урок 38. Тема гражданской ответственности поэта перед народом в лирике Н. А. Некрасова 90
Урок 39. Художественное своеобразие лирики Н. А. Некрасова. Новизна содержания
и поэтического языка 92
Урок 40. «Кому на Руси жить хорошо». Творческая история произведения. Масштабность замысла поэмы-эпопеи 95
Урок 41. Роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее 97
Урок 42. Изменение крестьянских представлений о счастье 99
Урок 43. Крестьянские судьбы в изображении Н. А. Некрасова. Яким Нагой и Ермил Гирин 101
Урок 44. Вера поэта в духовную силу, богатырство народа. Матрёна Тимофеевна и дед Савелий 103
Урок 45. Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый финал произведения. Неразрешенность вопроса о народной судьбе 104
Уроки 46–47. Сочинение по изученным произведениям Н. А. Некрасова 106
Урок 48. Анализ написания сочинения по произведениям Н. А. Некрасова 108
Урок 49. «Остановленные мгновения» в стихотворениях А. А. Фета 110
Урок 50. Характерные особенности лирики Фета, её новаторские черты 112
Урок 51. Стремление к пушкинской универсальности и гармонии в творчестве А. К. Толстого 114
Урок 52. Образ Козьмы Пруткова, его место в русской поэзии 117
Урок 53. Проблематика и жанровое своеобразие сатиры «История одного города» 119
Урок 54. Глуповские градоначальники: гротескное изображение пороков государственной власти в России 121
Урок 55. Народ в «Истории одного города». Размышления автора о прошлом и будущем России 124
Урок 56. Жизнь и творчество Ч. Диккенса. Социальная проблематика романов писателя. Религиозно-философские мотивы в рассказе «Рождественская песнь в прозе» 126
Урок 57. Судьба писателя Ф. М. Достоевского. Трагические обстоятельства, сформировавшие его мировоззрение 128
Урок 58. Атмосфера 60-х годов XIX века и её отражение в романе «Преступление и наказание» 130
Урок 59. Петербургские углы. «Униженные и оскорблённые» в романе 133
Урок 60. Истоки и смысл теории Раскольникова. Преступление Раскольникова. Глубина психологического анализа в романе 135
Урок 61. Идея и натура Раскольникова. Наказание героя 137
Урок 62. Второстепенные персонажи, их роль в повествовании 139
Урок 63. Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя 141
Урок 64. Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл произведения, его связь с почвенническими взглядами Ф. М. Достоевского 143
Урок 65. Русская литературная критика второй половины XIX века 145
Урок 66. Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70–80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе 147
Урок 67. Л. Н. Толстой. Этапы биографии писателя и их отражение в творчестве 150
Урок 68. Политические и философские взгляды Л. Н. Толстого 152
Урок 69. «Война и мир» как роман-эпопея. Творческая история произведения 153
Урок 70. Сатирическое изображение большого света в романе. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества 155
Урок 71. Семья Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравствен-ных идеалов 157
Урок 72. Изображение безнравственной сути войны 1805–1807 годов. Аустерлицкое сраже-ние, его роль в судьбе князя Андрея Болконского 160
Урок 73. Образ Наташи Ростовой 161
Урок 74. Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростовых 164
Урок 75. Война 1812 года в судьбах героев романа. Изображение Л. Н. Толстым народного характера войны 166
Урок 76. Наполеон и Кутузов. Взгляд Л. Н. Толстого на роль личности в истории 168
Урок 77. Народность в понимании Л. Н. Толстого. Пьер Безухов и Платон Каратаев 169
Урок 78. Финал произведения. Смысл названия романа-эпопеи «Война и мир» 171
Урок 79. Образы героев Л. Н. Толстого в интерпретации художников, музыкантов, кинема-тографистов 174
Уроки 80–82. Подготовка к сочинению-рассуждению. Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» 176
Урок 83. Самобытность таланта и особенность идейной позиции Н. С. Лескова 177
Урок 84. Пестрота русского мира в хронике Н. С. Лескова «Очарованный странник» 179
Урок 85. Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни. Судьба Ивана Флягина 181
Урок 86. Творческий путь Г. Ибсена. Особенности его драматургии 184
Урок 87. Пьесы Бернарда Шоу. Социальная проблематика пьес. Юмор и сатира в драма-тургии Б. Шоу 186
Урок 88. А. П. Чехов. Личность писателя. Особенности его художественного мировоз-зрения 188
Уроки 89–90. Борьба живого и мёртвого в рассказах А. П. Чехова 191
Урок 91. «Вишнёвый сад». Особенности конфликта, система персонажей в пьесе. 193
Урок 92. Уходящее поколение владельцев сада: Раневская, Гаев 195
Урок 93. Молодые герои пьесы: Лопахин, Варя, Петя, Аня. Отношение автора к героям 197
Урок 94. Черты «новой драмы» А. П. Чехова в пьесе «Вишнёвый сад» 199
Уроки 95–97. Подготовка к сочинению. Классное сочинение по произведениям А. П. Че-хова 201
Урок 98. Нравственные уроки русской литературы XIX века 203
Уроки 99–101. Подготовка к сочинению по произведениям литературы XIX века. Классное сочинение 204
Уроки 102–105. Комплексная контрольная работа по литературе (пробный ЕГЭ) 206
Литература 208
С этим товаром покупают
Товар размещен в разделах
QR-код страницы
Для партнеров
с учмагом