Комплексная диагностика уровней освоения программы "Истоки": диагностический журнал. Средняя группа.

Снято с продажи
Код 4807
Составители Барсукова Н. Г.
Издательство Учитель, 2011
Серия Диагностический журнал
ISBN 978-5-7057-2683-7
Страниц 37
УДК 372.3/.4
Штрихкод 9785705726837
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 3 (мм)
Обложка офсетный лак
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 67 г
В пособии представлен комплект материалов для диагностики уровней освоения программы развития ребенка-дошкольника "Истоки", созданной авторским коллективом центра "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца под руководством доктора педагогических наук Л. А. Парамоновой. При разработке диагностической процедуры и отборе средств учтены экономичность и надежность методик, их соответствие возрастным особенностям детей средней группы. В качестве основных методов, позволяющих выявить реализацию программы и оценить уровень развития детей, предложены наблюдения, несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребёнку и дидактических игр), беседы. Формат журнала (диагностические таблицы и карты с доступными к внесению необходимой информации графами и файлами) удобен при индивидуальном обследовании каждого ребенка и обеспечит своевременную фиксацию диагностических сведений и проведение анализа полученных данных.
Диагностический журнал предназначен педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Проблема педагогической диагностики – одна из актуальных проблем теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою педагогическую миссию. Педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения; во-вторых, обеспечить правильное определение уровня обучения; в-третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.

Вниманию читателей предлагается опыт решения этой проблемы организационно-управ-
ленческой моделью сетевой организации методического сопровождения по теме «Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений по вопросу педагогической диагностики», которая представляет собой творческие группы, взаимодействующие друг с другом. Результатом организованной целенаправленной работы с педагогами муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Томска № 33, 40, 57, 62, 63, 83, 85, 116 по системному освоению новых знаний и формированию педагогических умений в организации педагогической диагностики для детей средней группы по программе развития ребенка-дошкольника «Истоки», разработанной коллективом авторов сотрудников центра «Дошкольное детство» имени А. В. Запорожца под руководством доктора педагогических наук Л. А. Парамоновой, является предлагаемый диагностический журнал.

Составитель выражает благодарность коллективу педагогов за помощь в создании диагностического пакета: Тюменцевой Г. Н., Вшивковой Л. П., Сиджах Н. А., Брункиной А. В., Опёныше-
вой М. В., Иванниковой Л. А., Серюковой Т. Н., Гавриловой Т. В., Романенко Е. Ю., Швецовой К. А., Нагиной Л. И.


Рекомендации к проведению диагностического обследования

Главная цель диагностирования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Общими признаками диагностического обследования являются:

– наличие целей педагогического оценивания состояния диагностируемого объекта;

систематичность и повторяемость диагностирования как вида профессионально-педагогической деятельности, осуществляемой в типичных ситуациях на определенных этапах педагогического процесса (вводная диагностика, промежуточная, итоговая и т. д.);

– использование методик, специально разработанных и (или) адаптированных к данным конкретным ситуациям и условиям;

– доступность процедур для их проведения воспитателями.

При проведении диагностического обследования необходимо руководствоваться следу-ющими принципами.

Принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и форм и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности в образовательном процессе, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.

Принцип доступности диагностических методик и процедур – общепедагогические принципы наглядности и доступности обучения применительно к задачам диагностического изучения воспитанников означают необходимость такого подбора (построения) методик, вопросов, заданий, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития детей, их опыт. Зрительная наглядность заданий практического характера становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками).

Доступность диагностики требует создания естественных условий диагностирования, что как раз и стимулирует естественность поведения.

Среди специфических принципов педагогической диагностики выделяют прогностичность диагностики. Она проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.

Заметим, что понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: «Существенным является не столько то, чему ребенок уже научился, сколько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребенка в плане овладения тем, чем он еще не владеет, но может овладеть с помощью, по указанию взрослых, в сотрудничестве».

Кроме принципов, важно придерживаться общих рекомендаций.

Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, а, напротив, чаще говорить слова: «Очень хорошо!», «Вы молодцы!», «Я вижу, у вас все замечательно получается».

Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15 минут.

При разработке диагностической процедуры и отборе диагностических средств учитывались экономичность и надежность методик, их соответствие возрастным особенностям детей
и возможность включения в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, предлагаются наблюдения за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребёнку, дидактических игр и пр.), беседы.

Регулярные наблюдения позволяют достаточно объективно оценить присущие возрасту достижения ребёнка (освоение им определенных способов умственных действий, уровень овладения знаниями).

Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы избежать ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдения, по возможности, длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.

Наблюдения за ребёнком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него.

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход педагога с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель педагога – дать знания, добиться правильного ответа в данный момент, воспитывать, то в процессе проведения диагностики – получить достоверные данные об уровне развития ребёнка, сформированности тех или иных умений.

Предлагаемые задания максимально учитывают особенности и возможности детей младшего дошкольного возраста, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на реальный опыт.

Способы работы с диагностическими картами

Результаты диагностического обследования каждого ребенка заносятся в диагностическую таблицу. На вертикальной оси приводятся фамилии детей и баллы за выполнение каждого задания. На горизонтальной – номера диагностических заданий.

Целью данной работы является разработка системы комплексной диагностики детей дошкольного возраста, которая позволит качественно и оперативно оценивать динамику подготовленности детей дошкольного возраста, а также на качественном уровне позволит оценить эффективность образовательной работы детских образовательных учреждений по «конечному ценному продукту» – дошкольник-выпускник.

Диагностические карты ориентируют воспитателя на некоторую, очень приблизительную, среднюю норму развития ребёнка. Стандартных детей не бывает, и диагностические карты могут быть только ориентиром на пути понимания особенностей ребёнка, его индивидуальности.

Результаты диагностики – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребёнка.

Содержание

Введение

Познавательное развитие. Диагностические задания

Диагностическая карта

Речь и речевое общение. Диагностические задания

Диагностическая карта

Социальное развитие. Диагностические задания

Диагностическая карта

Изобразительное искусство. Диагностические задания

Диагностическая карта

Литература

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Отзывы

Юлия Румлянская
8 февраля 2011 (10:59)
Уважаемый гость! Н.Г. Барсукова никогда и не утверждала, что она является сотрудником данного центра. Она работает в одном из детских садов г. Томска и использует в своей работе материалы, разработанные данным центром. Нам она предложила свой опыт работы по диагностикам программы «Истоки».
Благодарим Вас за сообщение о перемене статуса центра им. А.В. Запорожца.

Гость
8 февраля 2011 (08:27)
Центра "Дошкольное детство" уже полгода как не существует. Теперь есть НИИ дошкольного образования им.А.В.Запорожца. И автор пособия Барсукова ни в Центре ни в НИИ не работала и не работает.

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос